Посмотрев одну из самых печальных для меня гонок в Тольятти, я был обязан взять комментарии у главного героя этого вечера – Романа Лахбаума. Гонщик, чьи главные победы еще впереди, за чьим тернистым путем к успеху с большим интересом наблюдают любители спидвея из разных стран. Он выступал в лучшей лиге мира, где свое право занять место в стартовых воротах требовалось доказывать под огромным психологическим прессингом: часто выходя в середине гонке на замену в критической ситуации без права на ошибку. Роман один из самых атакующих бойцов в российском спидвее, с юных лет обративший на себя внимание креативными атаками с внешних радиусов и плотной борьбы у самых бортов. Именно его комментарии я хотел услышать после блестящих побед на сильнейшими соперникам в сложнейшей для клуба гонке:
- Ром, во-первых, это одна из самых зрелищных гонок в твоем исполнении. Я, если честно не припомню, что бы такая скорость в Тольятти. Как это получилось, что «срослось»? Вся Мега-Лада не ехала, и остался один Роман Лахбаум «против всех».
- Для начала скажу, все старались, ни кто не ехал «вполгаза». Все выложились на 100%. Мы очень серьезно взялись за работу после первой гонкой с Востоком, где нас словно облили ледяной водой. Мы начали усердно работать над всеми аспектами: настройки, старты, работа на треке... Но в очередной раз, получаешь досадное доказательство, что порой в гонке все происходит чуть иначе, даже в плане настроек.
Да, у меня сегодня приятный результат. Сам себя порадовал. Единственное, что меня очень огорчило, так это отсутствие стартов. Практически все пункты приходилось добывать на трассе. Не понимаю почему, но совершенно не было стартов – уже особенно внимательно концентрировался на ленточке, и реакций был доволен - уходил со старта вместе с ребятами, но мотоцикл просто не хотел «выстреливать», выезжал медленно, будто «съезжал» со старта...
- Дело в настройках или в подготовке дорожки перед заездом?
Вот честно – не знаю! Посмотрю видеозаписи гонки и буду анализировать с чем это связано, потому что на тренировках очень хорошо проработал старты, очень они приятно у меня получались, можно сказать на тренировках были «выстрелы». А сегодня, и это очень удивляло – был главный для меня вопрос: Куда они делись и почему их нет?) Все настройки, всё с тренировок!) Но тут наверное, играет роль, важный момент: мы тренируемся между собой, а приехали другие ребята ... Вот временами так бывает, знаешь... даже в Польше, даже у тех, кто много работает на своем треке. Ищут настройки, подбирают варианты, "крутят-вертят". А по факту потом приезжают ребята из другой команды, которые изначально едут на другой скорости и их скорость гораздо выше. И оказывается, что мы между собой вроде бы все ехали хорошо, а гости просто поставили первые случайные настройки которые оказались еще лучше.
4 заезд с камеры клуба
- 4 заезд с участием Романа наверняка войдет в историю "Мега-Лады" вид с виража
– Так еще говорят, что трек в Тольятти необгонный. Но сегодня было видно, что борьба позволяла атаковать и у тебя получались шикарные атаки. Видно что цеплялся за скорость, менял траектории: два чумовых заезда – четвертый и заезд с Джокером в потрясающей борьбе. Они все же показали, что трек может быть и не был готов идеально, для каких-то «тактических» атак, но тем нем нее все получилось. По-моему такого в Тольятти практически и не было никогда...
- Роман в зеленом нашлемнике "джокер" когда боец команды удваивает свои очки набранные в заезде - последняя надежда клуба отыграть отставание
– ...Ну что могу сказать... Да, получалось обгонять) Самое главное, что трек был сегодня ровный – не отрывался пластами, это когда из под тебя вырывает мотоцикл. То есть на нем было приятно ехать. По ровненькому-то) На вираже «отсыпалась» дорожка и, да, можно было цепляться. Поэтому «наружка» работала, но она у нас магическая такая) – из пятнадцать заездов, два или три заезда она работает, а потом на ней будто «остаешься». Например, в 14 заезе пробовал заезжать на наружный радиус, и на ней же «висел», говоря нашим языком. Потом Витя чуть-чуть перекрывался и все же получилось его обогнать, а вот Бородулина – уже нет.
- 14 заезд. Роман в красном нашлемнике
- Грубо говоря, все сошлось чудесным образом. Не было какого-то нового мотора или каких-то новых экспериментальных настроек?
- Просто тяжелая работа, в совокупности с инвентарем...
- ... Секрет фирмы:), - *шепотом и улыбаясь, шутит невеста Романа*.
-... Да, свои наработочки тоже имеются, всегда что-то пытаюсь добавить. Мотор? Да, к той гонке с Востоком, мне подвезли мотор, буквально я ставил его перед самой гонкой. И просто не успел на нем поработать в России. В гонке, в суете, тяжело было поймать нужные настройки, «услышать» свой мотоцикл. Потом уже на тренировках, я успел поработать с мотоциклом, что-то подобрать и уже сегодня привез достаточно очков. Но это не случайность, ни в коем случае. Много работы, в том числе над собой, потому что хочется получить хороший результат.
- Даже после поражения от Востока, в боксах после гонки было заметно, как ты был заряжен на победу, максимально вовлечен в происходящее.
-Да, видишь, такой необычный и не совсем удобный календарь для Мега-Лады: старт сезона сразу гонка с Востоком и тут же боевая гонка за «серебро» с "Трубиной". То есть негде раскатиться, нет турнирных гонок, «полуфиналов» - тут сразу был нужен результат.
У ребят из "Турбины" прошло больше гонок: первая гонка домашняя и с "Башкирией", это им дало возможность «прикататься». Дома с "Башкирией" ехать легче, естественно на выезде с "Башкирией" очень трудно и никто не списывает эту команду со счетов... и нам будет дико трудно с ними. А у нас две забойные гонки и трудно, сразу показать максимальный результат, потому что для этого нужно много ездить. Тем более в спидвее не всегда бывает логика с настройками: вроде все получается, нарабатывается скорость, все хорошо, а потом – бац, и все не едет!) Ставишь настройки и инвентарь, который толком никогда не ехал и внезапно появляется недостающая скорость! Где логика кончается – там начинается спидвей!)) *Это выражение Романа я предлагаю отлить в граните и повесить на воротах перед всеми спидвеными треками России – она по своей точности граничит с гениальностью*.
- Перед началом сезона ты говорил, что из-за экономии деталей, расходников, может быть меньше тренировочных выездов. Ситуация наладилась? Или меньше тренировок = больше огненных результатов в гонках?)
- Ситуация потихоньку налаживается, как уже говорил – привез один двигатель из Польши, и приходиться экономить, приходиться лишний раз не выезжать. Но если чувствую, что нет скорости, с инвентарем что-то не в порядке, нет спокойствия и нет готовности - я поеду еще тренировку, «укатаю» эти двигатели в начале сезона, только что бы потом у меня на гонке очки были в программке болельщиков и в итоговом протоколе.
Знаешь, можно сколько угодно, калькулировать, думать об экономии, но все равно глаза на дорожке горят, хочется выигрывать и тут все эти калькуляции уходят в стороны и ты уже точишь этот мотоциклы до тех пор пока результат не придет.
- Ром, спасибо тебе большое за комментарий и за гонку.
- Спасибо!
P.S. Уже потом, ожидая свое такси домой, я застал сцену, где группа молодых, задорных ребят – болельщиков "Мега-Лады" ликуя встретила легенду российского спидвея - Сергея Даркина. Каждый сначала спросил разрешение на снимок, и лишь потом подходил к Сергею для фото. Уставшего Сергея, кажется это умиляло и тронуло. Они с большим удовольствие помогли ему погрузить в машину какую-то механическую штуку, которая уверен, нужна каждому гонщику и проводили Даркина под благодарный шум.
Дальше ребята ждали Романа, с юношеским максимализмом покрикивая из-за забора в темноту боксов, черному микроавтобусу Лахбаума (совершенно не важно, от кого они узнали что Роман, вопреки словам охраны еще не уехал). Ребята и девчонки все же дождались своего героя – с той же громкой вежливостью каждый попросил снимок по нумерованной очереди (вот это я понимаю самоорганизация!). За этим чертовски приятно было наблюдать: Роман, который получает то, что давно заслужил - восторг и признание публики. Юные, но уже преданные фанаты спидвея России, проводившие в дальнюю дорогу автобус Романа мощным и энергичным скандированием «Мега-ЛАДА»! И вот благодаря этим ребятам спидвей обязательно будет жить.
Любите спидвей.
Данил Артемьев