Наверное, нет такого человека, который бы не задавался таким вопросом. Вот и я, поставив свечечки в храме за маму и брата, думаю о том же…
Они знают, что по-прежнему любимы нами
Почему, прочитав молитвы о них – навсегда дорогих сердцу и любимых, - на душе как-то становится все-таки легче? Как будто они ОТТУДА знак мне какой подают – дескать слышим, не тревожьтесь за нас…
Да, нам так трудно без них, такая тоска порой берет – словами не передать. А помолишься – грусть будто рукой снимает. И на душе покой наступает. Каким-то невероятным образом мы знаем, чувствуем – они нас ТАМ точно слышат. Знают, что мы все также их помним и любим. И не хотят наших переживаний и слез.
И это не эмоции, не демагогия. Две тысячи лет назад наша православная Церковь уже молилась за усопших. Отсюда и Родительские субботы. Особое поминание усопших, напомню, происходит накануне праздника Троицы. (В этом году – 11 июня). Оно называется вселенская Троицкая родительская суббота. Смысл его в том, что в том, что в этот день в храмах общецерковной молитвой поминаются все те, кто не успел перед смертью покаяться, не получил христианского погребения. Кто-то погиб в сражении, в пучине вод, в горах, в катастрофе. А кто-то пропал без вести. И даже неизвестно, жив он или мертв…
Не случайно даже святой Василий Великий в своих молитвах для дня Святой Троицы (в 2022 году он был 12 июня. – Прим. Авт.) как бы подчеркивает, что именно в этот день Господь благоволит принимать молитвы об умерших. И даже - обратите внимание, друзья, - об «иже во аде держимых" - "которые в аду держатся".
Помогают ли наши молитвы усопшим?
И почему нас так тянет молиться за них? На мой взгляд, лучше всего ответил на эти вопросы архимандрит Кирилл (Павлов) - духовный отец трех русских патриархов, любимый многими христианами старец Русской православной церкви и наш выдающийся современник. Вот что он сказал:
"Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире".
«Понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды»
Удивительно тонко, душевно и как-то щемяще-пронзительно высказался в свое время в одном из своих трудов и святитель Феофан Затворник: