Найти тему

Отец солдата. Фильм и история

Недавно в одной из подборок советских фильмов я рассказала вкратце о картине "ОТЕЦ СОЛДАТА". И решила, что этот фильм стоит выделить в отдельную статью.

Отец солдата

СССР. 1964. Производство Грузия-фильм. Режиссер фильма Резо Чхеидзе.

Фильм замечательный, пронзительный, один из самых сильных о войне. Но его хотели положить на полку из-за одного эпизода, мол как такое возможно, "что простой старый грузин бьет советского офицера, который танком переезжает виноградные лозы... Это же грубое нарушение устава Советской Армии..". Спас картину консультант картины генерал Евгений Востоков, убедив министра, что это не солдат наказывает офицера, а отец воспитывает танкиста, который годится ему в сыновья, и учит его беречь все живое, в том числе виноград…

Кадр из фильма. Эпизод у виноградника
Кадр из фильма. Эпизод у виноградника

Снимался фильм на киностудии "Грузия-фильм". Второй раз я посмотрела именно черно-белый вариант. Грузинская речь в нем без перевода, в отличие от раскрашенной версии фильма, и, на мой взгляд, это придает атмосферности картине.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Серго Закариадзе в главной роли Георгия Махарашвили, отца солдата, сыграл невероятно. Он был счастлив играть в этой картине и выложился в на все 100%.

Отец отправляется в госпиталь проведать сына, но уже не застает его там - его отправили на фронт по излечении. И отец не смог вернуться домой, не повидав сына. И вот, прошедший всю войну, находясь в двух шагах от Победы, догоняет все же сына, встречает его в полуразрушенном доме во время затишья в боях, точнее слышит его и они ведут эмоциональный диалог, находясь на разных этажах, разделяемые врагом.

Еще немного и отец встречается с сыном... но уже тяжело раненным, который только успевает улыбнуться и сказать "Отец..."

"Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать?". И тут не сдержать слез. Я не могу.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Эта история отца имеет реальную основу и реального прототипа. Автор сценария Сулико Жгенти воевал в Великую Отечественную. И его отец, узнав, что сын в госпитале, как герой фильма, отправился его навестить, но не застал. А в часть Сулико однажды попросился старый колхозник, которого звали так же, как и героя фильма. Он был такой же выносливый, опекал и закрывал собой от пуль молоденьких солдат, которые любили его как отца.

В деревне, откуда был родом реальный Георгий Махарашвили, создали мемориальный комплекс, над которым возвышается памятник Отцу солдата.

Памятник Отцу солдата. Фото из интернет источника
Памятник Отцу солдата. Фото из интернет источника

Во время изучения материала в интернет-паутине, мне встретились выдержки из интервью с исполнителем роли отца солдата, которые решила привести. С некоторыми сокращениями.

Фрагмент интервью с Серго Закариадзе из сборника "Экран 1965", "Искусство", 1966.

" - Я давно мечтал о хорошем сценарии, который позволил бы не просто отыграть роль, а жить вместе со своим героем, о сценарии, авторы которого сумели бы проникнуть в суть явления, вскрыть его причины. О замысле "Отца солдата" я узнал в Батуми, снимаясь в роли старика в фильме "Морская тропа". Сценарист Сулико Жгенти показал мне и режиссеру Р. Чхеидзе либретто; в нем рассказывалось о судьбе человека, с которым С. Жгенти во время войны служил в одном взводе, - старого солдата Махарашвили. Меня привлекла сюжетная канва, история старого отца, который в поисках сына-солдата прошел вместе с бойцами по дорогам войны. В этой истории была теплота, человечность, юмор и грусть, слитые воедино. Так началась работа над сценарием...[....] Мы вместе искали и изучали материал "Отца солдата", обсуждали все детали будущего фильма. Отбрасывались все эпизоды, в которых я должен был "играть" роль, оставлялись только те, где я мог жить в роли. Так оживал, обрастал мясом сюжет. Работа длилась больше года. Мы стремились подчеркнуть человечность главного героя, его любовь к родной земле, его простодушие, лукавость, доброту, ум, благородство, уважение к людям, подлинную народность его характера. Мы искали эпизоды, которые выявили, подчеркнули бы именно эти его качества характерного представителя народа, миролюбивого и чуждого войне. Он хотел только найти сына, но по дороге встретился с таким злом и такой несправедливостью, что решил сам стать солдатом. Как и весь народ, потерявший миллионы своих сыновей и дочерей, Георгий Махарашвили потерял сына, но спас родину, выиграл войну. [....]

...Закрывая последнюю страницу сценария, я уже жил жизнью своего героя, и эта жизнь продолжалась на съемочной площадке. Георгий Махарашвили настолько существовал, что мы знали каждое его движение, каждую мысль и каждую эмоцию.

- Это ваша любимая роль в кино?

- Как для матери трудно определить, какого сына она больше любит, хотя прекрасно знает недостатки и достоинства каждого, так и я люблю все свои роли, каждую за свое. Люблю даже те сцены, которые не удались, потому что и они что-то дали мне как актеру, чему-то научили. И, может быть, как раз эти неудачи помогли мне создать образ старика Махарашвили. С другой стороны, раньше, когда я смотрел свои прежние фильмы, меня не покидало чувство неудовлетворенности - я видел недоработки, ошибки, поправить которые было уже поздно. С отцом солдата мне жалко было расставаться, хотя и в нем есть то, что мне не нравится, что я сделал бы теперь по-другому. Но по сравнению с предыдущими картинами таких мест немного. Что это за эпизоды - не скажу, это мой секрет.

...Когда мы спросили Серго Александровича о способах создания образа, о "технологии" его актерского мастерства, от ответил коротко:

- У плотника есть свои инструменты: одними он делает шкаф, другими - стул. У актера есть свои, так сказать, "инструменты души". Если все роли изготавливать одними инструментами, неминуем штамп - для каждой роли нужно отбирать свои, особые... В частности, к таким инструментам относятся те впечатления, те "изюминки" народной жизни, которые приходилось наблюдать в селах Грузии. В фильме - отражение этих наблюдений...

Смешной своей наивностью, изумляющий мудростью, спокойный и темпераментный, упрямый и стеснительный, хитрый и по-детски доверчивый, Георгий Махарашвили настолько многогранен и емок, что с какой бы меркой к нему ни подходить, она все равно окажется недостаточной.

Иные критики упрекали картину в том, что это произведение одного актера, что главный герой неизмеримо выше и выразительнее всех тех, с кем по ходу действия ему приходится сталкиваться. Но это - непонимание самой природы фильма, целиком отданного актеру и его герою, - так и задуманного его создателями.

- Что для вас, Сергей Александрович, самое дорогое в образе Георгия?

- Мне приходилось бывать на премьере картины во многих странах. В Греции меня убеждали, что Махарашвили - типичный грек, во Франции, что это Кола Брюньон, в Японии, что у него характер японского крестьянина. Редактор польского киножурнала сказал, что Махарашвили похож на его отца, а аргентинский режиссер Фернандо Бирри вступил с ним в спор, доказывая, что он похож на его отца... Значит, у моего героя есть подлинно народные черты, которые близки людям разных национальностей, значит, образ национальный стал интернациональным."

Статья получилась немаленькой. Но все в ней кажется важным и интересным. И поэтому я благодарна всем, кто дочитал.

Фильм рекомендую к просмотру. Если смотрели, делитесь своими впечатлениями.