Найти тему
Добрый Аудиофил

Хай-Фай уголок. Сетап с самым достоверным звуком! Часть 1.

Всем Доброго Аудиофильского!

Тут бы вроде снова нужно бы Технисковский катушечник разобрать. Но вот чтобы к нему нормально подойти, вдруг в моей безумной голове созрела мысль, что надо бы еще с одного угла обзор подготовительный сделать.

В общем чего у нас сегодня?

Сегодня нам нужно понять, что такое достоверный звук, и относительно какой точки опоры он возникает.

Итак. Первая мысль. Достоверный звук - это звук который я слышу на реальном концерте.

Вторая мысль. Достоверный звук - это звук который сводил звукорежиссер.

Третья мысль. В концертном зале на разных рядах разный звук. Но он ведь на всех рядах достоверный?

И как же нам это все в единую систему свести?

Вот сейчас я вам вкратце изложу свою Теорию Аудиофильских Рядов.

Суть в ней простая. Вот берем мы бинауральную голову. Она как известно при воспроизведении потом записи на наушники дает звук один в один по всем направлениям источников звука.

Ну в идеальном случае. На практике иногда не получается. Но в целом перемещения звука вперед-назад и вверх-вниз эта система передает. Ну и вправо-влево.

Так вот. Если мы эту систему поставим в первый ряд концертного зала. То у нас будет звук из первого ряда. Поставим в центр зала - из центра зала. Уйдем на галерку - с галерки.

Разница в звуке будет примерно такая.

На Первом Ряду.

Резкий бьющий бас. Резкий верх. Яркая плоская середина.

На Вип-Местах.

Здесь у нас начнет работать акустика зала. Она создаст объем, послезвучия, добавит теплоты на СЧ, сделает мягким и детальным верх, сделает томным чуть замедленным бас.

На Галерке.

Тут у нас будет быстрый прозрачный бас. Тут будет небольшой объем, без послезвучий, и при этом детальный прозрачный, чуть более хлесткий чем в центре зала верх.

При этом в других рядах тоже будут свои изменения звучания между этими тремя происходящими.

А вот дальше вопрос. А что именно в итоге делает звукорежиссер?

Давайте попробуем здесь логику найти.

Если сразу записывать ВИП-Места - это куча дополнительных звуков, куча дополнительных гармоник, да и с басами не все ясно на рок музыке. На классике-то то, что нужно. А вот на Роке хочется другой бас.

При этом записывать на Винил, да на дешевый касссетник такой обогащенный звук - те еще проблемы и искажениями.

Если писать галерку. Да тут даже чисто психологически - вы чего мне впаривать собрались, а??? При том, что там с гармониками полегче, но не так уж прям и легче.

А вот первый ряд. Вот там все чисто. Там минимум звука. Его проще всего записывать.

А потом в домашней технике, на вкус конкретного слушателя, привыкшего ходить в тот или иной ряд концертного зала, делать обработку.

Ну например в конструкции колонок, или Ламповых детальках усилителя. Или еще как. На страницах канала на эту тему много обзоров.

***

Так вот. Звукорежиссер сводит звук под первый ряд концертного зала. Ему так проще. Он когда в студии работает, если он вдруг забыл как звучит в живую тот или иной инструмент, он может музыканта попросить прям перед ним в студии поиграть на нем.

И таким образом здесь вблизи, без акустики зала, его оценить.

Но теперь вопрос. Если мы уважаем задумку звукорежиссера - то мы такой звук и хотим слушать.

И вот сегодняшний наш сетап, он как раз из таких. Никаких вип-мест. Никаких утеплений, никаких упругостей в басу, никаких мягкостей и уж тем более рассыпчтастостей на ВЧ.

Вот ровно то, что сводил звукорежиссер.

И тут такой двоякий момент. С одной стороны это наиболее простой звук. А с другой... Сегодняшний наш сетап выступает как система крайне сложная в его получении.

Я разберу несколько технических моментов в ее работе.

Сетапов в моих планах будет 3. У них будет снижаться уровень достоверности. Один будет Высшего Класса, другой Первого. Третий второго. Но все они будут ставить своей целью стремление именно к достоверности звучания.

***

В общем поехали!

1. Феникс 008.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/el_ef/el_proigr_s_elek/feniks_ep008s.html

Тут у нас какие проблемы есть.

1. Проблема неравномерности вращения диска. Причем проблема эта сложнее, чем в катушечном магнитофоне.

Ведь катушка просто тянет ленту. А вот тут-то на диске лежит пластинка, которая механически в ритм баса сопротивляется вращению.

И не только баса. На СЧ, да и ВЧ тут равная колебалетельная сила. А потому и удар в тарелки на самом деле тоже вызывает замедление вращения.

Но эта вертушка имеет динамический контроль за таким безобразием.

Тут прямоприводный кварцованный привод, который повышает напряжение на катушках статора если замечает замедление вращения.

2. Есть у винила еще одна проблема. Для ее понимания нужен учебник по технологии записи Виниловых пластинок.

Дело в том, что в ритм баса увеличивается шаг нарезки канавок. Они отходят друг от друга на большее расстояние. Происходит это быстро. И несколько раз за один оборот.

Так вот это дело порождает горизонтальные колебания тонарма. При этом и вертикальные тоже есть.

Но конкретно в этом аппарате реализована функция электрического демпфирования горизонатльных колебаний тонарма. Т.е. горизонтального резонанса.

Таким образом данная вертушка ставит своей задачей максимум достоверности звуковоспроизведения с Винила.

2. Идель 001-1

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/idel001_1.html

Ну тут все просто.

Тут выкинули все лишнее из Электроника ТА1-003.

Т.е. оставили первую тройку на тразисторах. Далее заменили ОУ так же на 3 транзистора.

Убрали коммутацию головок реверса, за счет внедрения прыгающей головки.

В общем тут изначально стояла задача сделать звук, запись которого не отличить от источника.

И у них получилось.

Я тут больше ничего лишнего говорить и не будут. Самый достоверно-звучащий магнитофон из СССР.

3. Одиссей 010

-3

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/usiliteli_nch/us_poln_bytow/odissey_u010s.html

Тут на самом деле много приемов повышения достоверности.

Но нам сейчас наиболее интересен один из них.

Суть в том, что транзистор имеет одно не хорошее свойство. При снижении напряжения на коллекторе у него меняется ток базы.

Теперь смотрим на схему традиционного усилка.

У него есть трансформатор. Он выдает некоторую ЭДС. Это такая бяка которая в напряжение превращается только под нагрузкой. При этом напряжение стабильно ниже, чем ЭДС и зависит от уровня нагрузки.

Так вот. При мощном выходе, в ритм баса напряжение на трансформаторе проседает. Это нормально. Это правила жизни.

Но ведь на выходе стоит транзистор. А выход трансформатора как раз на его коллектор подведен. А на эмиттере нагрузка.

Напряжение на трансформаторе само собой выше, чем на эмииттере и базе даже в момент самого низкого проседания.

Но оно падает. Вместе с ним растет ток базы. А выходные транзисторы вообще-то имеют не самый высокоий коэффициент усиления. А тут он еще и проседает.

И это все дергает по цепочке и следующий транзистор. А за ним и каскад раскачки амплитуды. До него эта волна доносится.

И тут надо сказать, что ООС в вопросах КНИ это все выправляет. Но она ничего не может сделать с возникающей в такой нелинейной цепи интермодуляцией.

А вот чтобы ее устранить.

Вот тут-то и додумались поставить еще один транзистор в развыв между трансформатором и коллектором выходного транзистора.

Его задача занизить напряжение на коллекторе выходного транзистора даже в режиме покоя. Таким образом он не позволяет гулять этому напряжению.

И вот тут вопрос. Что именно перед нами? Силовой Каскод или стабилизатор питания в УНЧ?

Ведь функционально перед нами в этот момент тот же каскод. Только на выходе.

Но суть в том, что в данном усилке это все зачем-то стоит. Ну вернее понятно зачем. Чтобы сделать максимум достоверности.

4. С90-Б

-4

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/as/as_passiwnye/35as012s90w.html

И вот тут сейчас народ перемкнет.

Мол что это? Бас у них резкий, верх резкий, середина яркая и плоская.

Народ. А вы давно на концерте с барабанами живом в первом ряду были?

А то я вот вчера посетил. Там были и барабаны, и синтезатор, и электрогитара, и бас гитара, и вокалистка без обработки вокала.

Так вот я вам скажу, что звук один в один. Вот этот же неприятный "достоверный окрас" звучания.

У меня была возможность на галерку подняться. Вип-Мест в том зале не было. Он чуток более подиумный был.

Но вот на гарерке и бас стал пружинящим прозрачным облаком, и верх рассыпался приятной мягкостью и вокал с синтезаторами заиграл более интригующе.

В общем все так как и ожидалось.

Вот такая сегодня история. И такой вот сетап.

Тут само собой возникнут не согласия на счет фазоинвертора. Мол не положено.

Но мы ведь говорили о достоверности звука с пульта звукаря? А он на фазиках сводил, и компрессорами под них звук крутил.

А значит слышал искажения фазиков у себя на мониторах, и корректировал звук с целью их исправить.

Т.е. если бы мы сами и без обработки писали - то да, фазик вносит искажения. Но если звукарь изначально на фазиках работал, то достоверный звук именно на фазиках.

ЗЯ в таких условиях - это уже Аудифильский уплотнитель и упругий упульсатор звучания.

***

Ну вот как-то так на сегодня.

Спасибо, что дочитали!

-5

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье