Найти тему

Грузинская святая на русской земле. 23 июня память преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) († 1936)

Схиигумения Фамарь (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова)), родилась в 1868 г. в Грузии, рано лишилась отца, воспитание будущей святой взяла на себя ее мать. Тамара получила хорошее образование и планировала в дальнейшем учиться в Петербургской консерватории. Однако все сложилась иначе. Когда девушке исполнилось 20 лет, умерла ее мать. Вскоре после этого группа молодежи, включая Тамару, решила посетить женский монастырь святой Нины. В тот момент в храме шла служба. Посетители, постояв немного, вышли из церкви, а Тамара неожиданно для себя осталась. Она была так поражена царившей в храме атмосферой, что твердо решила отдать свою жизнь Богу. По окончании службы она подошла к игумении и попросила принять ее в монастырь.

Родственники отговаривали девушку от этого пути, пытались развлекать ее, возили по концертам и театрам. Но все было тщетно.

- Помню, - рассказывала матушка, - что сижу я в театре, а руки в кармане перебирают четки.

Поняв, что родственники не отпустят ее, Тамара ушла в монастырь тайно. Игумении удалось убедить родственников не препятствовать юной подвижнице. Через некоторое время Тамара была пострижена в монашество с именем Ювеналия, а после перевода наставницы в Москву заняла ее место.

В 1905 г. революционеры стали подбрасывать игумении Ювеналии письма с угрозами. В Синоде беспокоились за жизнь подвижницы и против ее желания перевели в Москву. Некоторое время она была настоятельницей Покровского монастыря, сблизилась с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Сама игумения Ювеналия тяготилась настоятельством, хотела поселиться в уединении, однако получила откровение от Божией Матери создать новый скит. С опаской приняв откровение, игумения Ювеналия посещала подвижников того времени, преподобных Алексия Зосимовского, Анатолия Оптинского и настоятеля Троице-Сергиевой лавры архимандрита Товию. Все они решительно повелели ей создавать свой монастырь

В 1910 г. недалеко от Москвы был заложен Серафимо-Знаменский скит, духовником сестер стал епископ Арсений (Жадановский). Он же постриг иугмению Ювеналию в великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 г. скит был закрыт и разорен большевиками. Схиигумения вместе с 10 сестрами стала жить в поселке Перхушково. Жизнь общины была монашеской.

В 1931 г. святая Фамарь была арестована. В тюрьме вместе с ней была ее послушница. В камере, где подвижницы находились во время следствия, были разные заключенные, в том числе и уголовные преступницы. Они шумели, пели неприличные песни, но когда схиигумения просила их перестать, они замолкали - старицу все уважали.

Игумения Фамарь получила 5 лет ссылки, срок отбывала в 200 километрах от Иркутска. В ссылку с ней поехала и ее послушница Анна. Исповедницы жили в крестьянской избе за печкой. Хозяин и его сын Ванюша очень полюбили матушку. Вернувшись из ссылки, она переписывалась с ними. Местное начальство, поначалу строгое, вскоре изменило к ней отношение. Современники вспоминали, что от игумении Ювеналии исходила необъяснимая духовная сила, которая преображала окружающих.

По возвращении святая поселилась в Подмосковье. К тому времени схиигумения Фамарь была тяжело больна - за годы преследований обострился туберкулез. Духовное величие схиигумении заметил художник Павел Корин. За несколько дней до смерти старицы он закончил ее портрет, ставший одним из этюдов к картине «Русь уходящая». Святая Фамарь умерла 23 июня 1936 г. В 2016 г. она была причислена к лику святых Грузинской Церковью. В 2017 г. имя подвижницы было внесено и в святцы Московского Патриархата.