Найти тему

Крымский ХЛАМ

Те, кто хорошо знает российский кинематограф, сразу поймут, что значит ХЛАМ. Не сильные его поклонники найдут пояснение в конце этой статьи.

В отличие, скажем, от Коктебеля, Ялты, Гурзуфа или даже Алушты с ее Профессорским уголком, издавна притягивающих к себе людей творческих, село Малый Маяк, бывшая крымско-татарская деревня Биюк-Ламбат, а ещё раньше - греческое поселение Лампас, в послевоенные годы ставшее заурядным посёлком, у гостей полуострова никогда не ассоциировалось с местом, связанным с каким-либо творчеством. Кроме того, и за полноценный курорт Малый Маяк никто не считает, потому что он стоит не на самом берегу моря. Его типичные жители - это люди простые и крайне далёкие от «высокого» искусства, а часть из них (чего греха таить) в свободное от работы время  предпочтёт «тяпнуть пивка» в сквере у администрации или на лавочках у Дома культуры, а не почитать свои стихи на литературных вечеринках или подискутировать, например, о том, похожа скульптура «Глина номер 4» Урса Фишера на кусок глины или все-таки - на кусок экскремента. 

…но каково же было мое удивление, когда, потихоньку знакомясь с соседями по посёлку, я узнал, что на пару тысяч жителей этого «недокурортного рабоче-крестьянского поселения» приходится не менее 10 художников (не считая меня), причём если пока ещё не «великих», то весьма интересных.

И сейчас хочу  рассказать о некоторых художниках Малого Маяка, который, кажется, уже близок к тому, чтобы стать столицей творческих людей Крыма или хотя бы просто «ХЛАМом» (опять - отсыл в конец статьи, кто не знает).

Итак,

РИСУЮЩАЯ ШАМАНКА ВЕРА КАРАЧАКОВА

Родилась в 1943 году. Художник, поэт, музыкант, дизайнер. 

Вера Карачакова «входит в транс» при «разговоре» с древним камнем.
Вера Карачакова «входит в транс» при «разговоре» с древним камнем.

В Малом Маяке поселилась ещё в 70-х годах прошлого века. Родом из Хакасии, пишет акварелью и пастелью как натюрморты, пейзажи, так и психологические картины, сопровождая последние песнями собственного сочинения под гитару или бубен в стиле хакасских шаманских напевов. Да, она считает себя шаманкой, умеет «общаться» с природными силами и камнями. Я не могу утверждать так это или нет, но однажды, когда я и ещё несколько моих гостей из творческой среды  собрались чтобы «поговорить» с природой у древнего валуна вблизи моего дома (я сам чувствовал, что этот камень - центр силы и место с сильнейшей положительной  энергетикой), то во время исполнения Верой Николаевной своих песен, сопровождаемых игрой на бубне, осеннее безоблачное небо над нами заполнили перистые облачка в виде стаи лебедей … 

К сожалению, полную панораму неба с «лебедями» объектив, даже широким углом не захватил, но «лебедя» было три.
К сожалению, полную панораму неба с «лебедями» объектив, даже широким углом не захватил, но «лебедя» было три.

Если не брать ее полотна с цветами и крымскими пейзажами, то особый интерес представляют произведения на духовно-философские темы, подчеркивающие единство человека и природы; несмотря на свой преклонный возраст, она ходит в походы по горам и вообще ведёт активную жизнь. Все, кто ее знает, любят ее как доброго ребёнка. 

Моя любимая картина Веры Николаевны, описывающая то, что люди - суть одно целое и выросли из одного корня, из дерева-матери. Фильм «Аватар» Вера Николаевна не смотрела, а вот то, что ее картин не видел сценарист «Аватара», я сильно сомневаюсь )). Просил Веру Николаевну продать мне эту картину - отказалась 🤷‍♂️. Надеюсь на авторскую копию.
Моя любимая картина Веры Николаевны, описывающая то, что люди - суть одно целое и выросли из одного корня, из дерева-матери. Фильм «Аватар» Вера Николаевна не смотрела, а вот то, что ее картин не видел сценарист «Аватара», я сильно сомневаюсь )). Просил Веру Николаевну продать мне эту картину - отказалась 🤷‍♂️. Надеюсь на авторскую копию.

СВЕТЛЫЙ РЕАЛИСТ ВАЛЕРИЙ НИКОЛЮК

Родился в 1952 году. Среди всей группы творческих людей, о которых идёт речь,  он, пожалуй, самый титулованный: член С.-Х. СССР и России, участник многих выставок,  мастер портрета и пейзажа, его полотна находятся как в частных коллекциях, так и в музеях. Он родом с Урала; заканчивал Дальневосточную художественную академию. 

Валерий Несторович  подписывает свою картину, написанную им по моему заказу.
Валерий Несторович подписывает свою картину, написанную им по моему заказу.

В Малом Маяке Валерий Несторович поселился в 2020 году, приобретя квартиру именно с целью жить в Крымском климате. 

Валерий Несторович любит писать Крымские камни и горы.
Валерий Несторович любит писать Крымские камни и горы.
Тоже картина Николюка, написанная по моему заказу: пирамида, которую я сложил над древним камнем. Именно с этим камнем и разговаривала наша шаманка, о чем я рассказывал выше.
Тоже картина Николюка, написанная по моему заказу: пирамида, которую я сложил над древним камнем. Именно с этим камнем и разговаривала наша шаманка, о чем я рассказывал выше.

Познакомил меня с ним батюшка местной церкви Иконы Иверской Божией Матери, отец Дмитрий (настоящий подвижник, воспитатель и личность, заслуживающая отдельного рассказа). Я приятельствую с Валерием и уже сам заказал ему несколько картин, украсивших наш дом. Кстати, Валерий по просьбе батюшки написал глубоко трогающие душу иконы для храма, проявив себя как высококлассный живописец даже в такой зарегулированной в смысле свободы творчества сфере,  как иконопись, привнеся  в строгий канон часть своего вИдения прекрасного. Валерий - личность весьма колоритная: он любит горные прогулки, носит причёску а-ля Гоголь, имеет хорошие манеры и следит за своим имиджем (если он появляется на своих или чужих выставках, он всегда в костюме, белой рубашке и начищенных до блеска туфлях). 

Богоматерь «Умиление» - список с греческой иконы для храма Иконы Иверский Божией Матери в Малом  Маяке.  Валерий Николюк.  Ещё в работе.
Богоматерь «Умиление» - список с греческой иконы для храма Иконы Иверский Божией Матери в Малом Маяке. Валерий Николюк. Ещё в работе.

ЭКСПРЕССИОНИСТ-ФИЛОСОФ СЕРГЕЙ СКЛЯРОВ

Строго говоря, Сергей - не житель Малого Маяка, но он построил себе здесь, в укромном месте, о котором знают лишь близкие друзья, загородную мастерскую с видом на залив от Меганома до Аю-Дага и виноградники. По его словам, именно среди невероятно красивых видов на море и окрестности Малого Маяка, он заряжается энергией, позволяющей ему творить.  

Сергей Скляров на балконе своей мастерской, спрятанной на обрывистых  склонах над морем в Малом Маяке.
Сергей Скляров на балконе своей мастерской, спрятанной на обрывистых склонах над морем в Малом Маяке.

Художник он сравнительно молодой, 1982 года рождения, получил  изначально дизайнерское образование в Симферопольском училище имени Самокиша, а позже закончил Харьковскую Академию дизайна и искусств. 

Его холсты продаются на выставках и в он-лайн галереях по несколько сотен тысяч рублей, так что если «ранжировать» художников, о которых веду сейчас рассказ по степени «раскрученности» и «дороговизны», то Сергей - самый востребованный и «дорогой». 

Его картины очень меня впечатлили, кроме того, я их почти свободно «читал», так как мне самому близка его философия живописи.

Солнца ветер. С. Скляров Холст, масло 1000х1000 . Фото не передаёт то, как завораживающе  воздействует картина на зрителя в том числе из-за своего размера. Ее можно несколько раз рассматривать и каждый раз находить новые смыслы и элементы. Один из них - это интерпретация греческого  мифа «Похищение Европы», где Зевс является своей очередной любовной «жертве» в образе Быка.
Солнца ветер. С. Скляров Холст, масло 1000х1000 . Фото не передаёт то, как завораживающе воздействует картина на зрителя в том числе из-за своего размера. Ее можно несколько раз рассматривать и каждый раз находить новые смыслы и элементы. Один из них - это интерпретация греческого мифа «Похищение Европы», где Зевс является своей очередной любовной «жертве» в образе Быка.
Эпоха Преображения. С. Скляров Холст, масло, 1000х1200 При всей своей, казалось, бы банальности и образа и стиля, картина, на мой взгляд, очень точно отражает суть изображенного на ней  человека и того, что происходит на протяжении последних 20 лет. Здесь, помимо массы аллюзий и иных смыслов, я вижу не только то, что «ранний» Путин был иным, чем Путин «поздний» при том, что его стержень остался неизменным, но и то, что есть некий «теневой коллективный» Путин, который не находится на виду…
Эпоха Преображения. С. Скляров Холст, масло, 1000х1200 При всей своей, казалось, бы банальности и образа и стиля, картина, на мой взгляд, очень точно отражает суть изображенного на ней человека и того, что происходит на протяжении последних 20 лет. Здесь, помимо массы аллюзий и иных смыслов, я вижу не только то, что «ранний» Путин был иным, чем Путин «поздний» при том, что его стержень остался неизменным, но и то, что есть некий «теневой коллективный» Путин, который не находится на виду…

ЯНА ГНАТЮК, НРАВЯЩАЯСЯ ВСЕМ

С Яной Гнатюк, о которой узнал от Сергея Склярова, я познакомился специально, когда писал эту статью, чтобы упомянуть о ней. 

 

Яна Гнатюк на уличном вернисаже (фото из профиля Яны в одной из соцсетей).
Яна Гнатюк на уличном вернисаже (фото из профиля Яны в одной из соцсетей).

Яна, родившаяся в 1991 году и закончившая, как и многие художники Крыма, Симферопольское училище имени Самокиша, - приверженец пейзажной живописи (а именно это направление находит наибольший спрос у зрителей и массового покупателя, потому что всем понятно для восприятия).

Мне понравились слова одного из преподавателей училища имени Самокиша, процитированные Яной: 

«…Самое удивительное, что … только интеллект позволяет создать интересные и хорошие картины. 

Чтобы рисовать - нужно думать… Именно поэтому рисовать может любой желающий. Любой человек, способный думать и анализировать».

Один из этюдов Яны, написанных на открытом воздухе в осенний Крымский день. Именно такие виды открываются с виноградников Малого Маяка. О горе Парагильмен, что на заднем плане, я писал у себя в блоге статью «В Крыму волнуется не только море, но и Гора-Волна».
Один из этюдов Яны, написанных на открытом воздухе в осенний Крымский день. Именно такие виды открываются с виноградников Малого Маяка. О горе Парагильмен, что на заднем плане, я писал у себя в блоге статью «В Крыму волнуется не только море, но и Гора-Волна».

И эти слова как нельзя лучше, как я считаю, подходят к творчеству ещё одного человека - москвича, но с 2020 года старающегося подолгу жить в удивительном месте Крыма - Малом Маяке, а именно:

РОМАНТИЧЕСКОГО СИМВОЛИСТА VICTOR FECIT / ВИКТОР ФЕЦИТ - автора этой статьи и этого блога)). 

Я и одна из моих скульптурных композиций - «Амфорадита», о которой можно прочесть ниже.
Я и одна из моих скульптурных композиций - «Амфорадита», о которой можно прочесть ниже.

Про себя, родившегося в 1969 году, скажу пока то, что «Виктор Фецит» - псевдоним, переводится с латыни как «Сделал Виктор» («FECIT» - так в старину иногда подписывали картины художники, после своего имени, но я обыграл это в свой оригинальный творческий псевдоним).

Свой стиль как художника, скульптора  и поэта мне сложно классифицировать, но могу назвать себя «романтическим философом-символистом»: я не заканчивал ни профильных училищ, ни академий (мои два высших образования совсем из другой сферы), но с детства мне привита родителями любовь к творчеству и искусству. Немалую роль в этом сыграло и то, что в юном возрасте я проводил по два летних месяца в Крыму.

Я не стремлюсь зарабатывать на своём творчестве денег, я украшаю наш крымский дом и подмосковную дачу и просто делюсь своими мыслями и жизненной позицией с теми, кто любит размышлять о происходящем вокруг. Скажу честно, мне часто не хватает профессионального художественного образования в том смысле, что хотел бы иметь определённые технические навыки: их приходиться осваивать самому. С другой стороны, этот недостаток зачастую является и достоинством: я не пишу пейзажи, натюрморты, портреты: художников, в разной степени талантливо пишущих вышеупомянутые массовые и всем понятные холсты - много, а я пишу то, что призывает зрителя «читать» мысли на полотне, думать самому, домысливать, использовать свои знания и интуицию, жизненный опыт. Бесспорно - пейзаж, на котором кистью мастера переданы эмоции - великолепен! Но таких холстов гораздо больше чем тех, которые вызывают не только восторг эмоций, но и глубокие мысли.

Поэтому мне одинаково близки отношение к природе как к живому организму Веры Карачаковой, стремление к доброму и светлому Валерия Николюка, философские поиски Сергея Склярова и тезис о том, что художник - это состояние души и разума, а только потом - технические навыки.

Кроме того, я пишу стихи либо просто под впечатлением от увиденного, либо специально для  своих картин или скульптурных композиций, называя их «картинами или скульптурами в стихах». 

Богомакоматерь. Холст, масло, золотая поталь, 600х700. Златые нимбы 
               за соцветиями
                                    мерцают,
Склонилась 
                мать цветка 
                                  к родному лепестку:
Едино  за судьбу детей 
                                       тревогу ощущают 
И Бога мать 
                и маков цвет 
                                  к младенцу своему...
Богомакоматерь. Холст, масло, золотая поталь, 600х700. Златые нимбы за соцветиями мерцают, Склонилась мать цветка к родному лепестку: Едино за судьбу детей тревогу ощущают И Бога мать и маков цвет к младенцу своему...

Своей визитной карточкой в сфере живописи (если не брать скульптурные композиции, дизайнерские или архитектурные решения), на сегодняшний день  считаю картину в стихах «Богомакоматерь», показанную выше. Есть у меня и  «программное» философское произведение - полиптих из 7 панно-картин в стихах «Клепсидра жизни» о том, как с возрастом меняется восприятие человеком утекающего времени своего бытия, на основе которого я спроектировал динамическую инсталляцию в виде часов-курантов, размещённую на фасаде моей мастерской в Крыму.

Каждый нечетный час (с 9 утра до 9 вечера) диск поворачивается, позволяя прочесть стихи и посмотреть картину, символизирующую определённый этап жизни человека. А каждый час  днём бьет колокол, отмеряя время.
Каждый нечетный час (с 9 утра до 9 вечера) диск поворачивается, позволяя прочесть стихи и посмотреть картину, символизирующую определённый этап жизни человека. А каждый час днём бьет колокол, отмеряя время.

В области скульптурных композиций моя гордость,  конечно, «Амфорадита, выходящая из морской пены» (моя версия мифа о рождении богини любви Афродиты, ее фото вместе со мной дано выше), а в сфере дизайна - перила на лестнице в моей мастерской - «Ника, взлетающая над морем и облаками выше Солнца» (реверанс в сторону ограды одного из Московских особняков, спроектированных моим кумиром в архитектуре Фёдором Шехтелем и Ники Самофракийской, стоящей в Парижском Лувре на вершине одной из лестниц) , кому интересно как это выглядит, а также пример моей «архитектурной» работы в Подмосковье, просто посмотрите мою статью на этом канале «Памяти Шехтеля» (ссылка будет в конце этой публикации).

У меня есть мечта, чтобы в содружестве с моими земляками по Тавриде организовать при своей мастерской некий неформальный клуб для общения как людей творческих, так и просто людей, интересующихся современным искусством, поддерживать начинающих талантливых художников и скульпторов наподобие того, как это делали Мамонтов в Абрамцеве, Жуковский в Новом Кучук-Кое или Волошин в Коктебеле. В настоящее время оборудую специальное пространство на первом ярусе своей мастерской с прекрасным видом на море и скалы, где планирую проводить тематические встречи с единомышленниками.  Амбициозные и тщеславные мечты и планы ? Да. Но почему «нет» и кто скажет, что это плохо, особенно в наше такое стремительно меняющееся и противоречивое время, где основные кумиры -  не писатели, художники или музыканты, а инстаграммные «звездульки», лицемерно рекламирующие то, чем сами не пользуются? Если эту статью читают молодые творческие люди, пишите мне в телеграм @victorfecit, буду рад сотрудничеству.

И перед тем, как расшифровать для тех, кто не знает, что такое ХЛАМ, ещё об одном художнике Малого Маяка. 

Я познакомился с ней случайно, идя от Валерия Николюка после обсуждения с ним совместной картины (моя идея, мои стихи, его живопись).

Художниками в Малом Маяке являются даже дворники…
Художниками в Малом Маяке являются даже дворники…

Обычная женщина, но с иконописной красоты лицом (она из скромности не дала себя сфотографировать в фас), рисовала на бетонном пилоне подъезда маломаякской многоэтажки голубей в розах. 

Наивная, без всякого пафоса, но невероятно трогательная «фреска».

Спрашиваю: «А Вы художник и кто-то заказал это?»

Ответ: «Нет, просто хочу, чтобы было красиво вокруг, а вообще - я просто дворник…». 

Звали ее Надежда. 

Крайне символично, ведь если в «малых маяках» есть такие Надежды, то всё в России в порядке,  кто бы что ни говорил насчёт бездуховности и культуры! 

Наивно, но удивительно трогательно и хорошо. Вот бы каждый подъезд многоэтажки в каждом селе и городе имел своё такое прекрасное «лицо»!
Наивно, но удивительно трогательно и хорошо. Вот бы каждый подъезд многоэтажки в каждом селе и городе имел своё такое прекрасное «лицо»!
А ХЛАМ - это ироничное название вымышленного подмосковного посёлка творческих людей, в котором живут герои фильма «Утомленные солнцем»: 
« - Скажите, это - ХЛАМ? 
-Хлам, хлам! Ещё какой хлам! 
-Посёлок… Да! Художников, Литераторов , Артистов, Музыкантов: сокращённо, друг мой, - ХЛАМ!»

PS Не могу не упомянуть об ещё одной художнице из нашего «ХЛАМа» - Владе Турской. На момент написания этой статьи не мог с ней познакомиться лично, так как в виду декрета она сейчас проживает в Симферополе. Но она среди тех, кто оценил мое творчество, вписанное в крымский пейзаж, со стороны. Среди ее работ есть «портрет» моей мастерской и такая заметка в ее профиле ВК, что мне, как «архитектору», было особо приятно )): 

-18

Упомянутые «склянки» - это не то, что многие могли подумать в прямом смысле слова: у меня в башенке размещён настоящий бронзовый колокол на 3 пуда, отлитый по старинной технологии в Ярославском Тутаеве, а не «стеклотара» )): склянка - это морской термин. Он отбивает количество наступивших часов, предваряя их перезвоном «три точки - тире - три точки» или «СТС» на азбуке Морзе в русской транскрипции. Как Вы думаете, что скрывается за этими буквами? А что лично я заложил в эту аббревиатуру, расскажу в одной из следующих публикаций, оставайтесь со мной и прекрасным)))!

«Памяти Шехтеля»

«В Крыму волнуется не только море, но и Гора-Волна»

#художники крыма #искусство #музеи крыма

#достопримечательности крыма #живопись маслом #victor fecit  #путин #скляров #николюк