Бэтмен один из немногих супергероев, кто не обладает никакими супер-способностями. Нет его не кусала никакая летучая мышь, не был он и результатом экспериментов ученых над человеком или каким-то особенным вообще. Единственная супер-способность Бэтмена, как он сам и говорит, это деньги. А мы еще отметим, пожалуй, его нестабильное психическое состояние.
Да, травма детства – наша старая любимая тема, хлебушек для психолога, и писателя. Но не только Бэтмен, а и почти все главные персонажи Готэм-Сити – это люди не просто с отклонениями. Мир вселенной Бэтмена –это мир безумия! Это франшиза о людях, потерявших над собой контроль, вопрос только в том –до какой степени.
Для тех, кто хорошо знаком с киновселенной, не нужно напоминать, что несмотря на то, что наш герой родом из детских комиксов, это совсем не детское кино, и любая попытка сделать его таковым неизменно вела полному провалу.
Давайте же взглянем, как меняются состояния, в которое погружают нас режиссеры всех картин из серии про Бэтмена, и поймем, что эти изменения весьма последовательны.
Тим Бёртон не просто снял первые два фильма франшизы – он этот персонаж во многом пересоздал. «Бэтмен» 1989 года стал своего рода революцией. Тогда еще о юном Бёртоне никто толком не знал, и весь сюрреалистически-готический вайб его картин еще не был достоянием мировой кинокультуры. Это была одна из первых его действительно больших работ в киноиндустрии, и надо признать, уже в ней мы увидели столь многие черты и мотивы, свойственные в будущем шедеврам режиссера.
Так что же именно привнес Тим Бёртон в кино-вселенную Бэтмена?
Для начала он подсветил его мрачную сторону. В конце концов, летучие мыши – это тьма, это порождение ночи. Эти создания как известно, обитают в пещерах.
Пещера в психоанализе давний и довольно очевидный символ бессознательного, скрытого, потаенного психики.
Именно в такой пещере наш герой и получает свою детскую травму, буквально проваливаясь в неё ( и в свое бессознательное). Влияние этой травмы, а так же её преодоление это основной лейтмотив трансформации Брюса Уэйна. Сам же Бэтмен, как альтер-эго миллионера является частью этой травмы.
Бёртон видит Уэйна харизматичным и стильным джентльменом в окружении дам и премиального алкоголя. Но у этого персонажа в костюме с иголочки есть своя тайная жизнь.
Что нам это напоминает? Да, тут образ героя скорее ближе Джеймсу Бонду, чем к классическому супер-герою той эпохи, как супермен.
Как и герой 007, наш Брюс Уэйн будет менять красоток от фильма к фильму, а его сила в дорогих гаджетах и суперсовременном оружии. Да, Бэтмен это скорее супершпион, который борется со злом, вот только такого задания ему никто не давал, он сам себя назначил. И тут мы вправе задаться мыслю: а насколько это нормально? Насколько Брюс психически адекватен?
Внутренняя жизнь героя демонстрируется вполне наглядно именно в архитектуре его жилища, где что бы стать Бетменом, Брюсу нужно спуститься вниз, в свою переоборудованную пещеру. Надземная же часть особняка это жилище его "Я", Брюса Уэйна.
Вспомним диалог из дебютного фильма, где героиня Ким Бесингер говорит нашему герою: «Многие думают, что вы так же опасны, как и Джокер». Бэтмен отвечает ей: «Он псих!» и тут же слышит: «Некоторые того же мнения о вас... Признайте, вы не совсем нормальный».
Но вот, что точно отличает вселенную Бэтмена от фильмов про Бонда, так это неизменное место действия всех фильмов - Готэм-Сити. И здесь мы приходим ко второй заслуге Бёртона.
Город теперь не просто как декорация для происходящих событий, но уже самостоятельное действующее лицо киновселенной. Готэм теперь и сам живой и безумный. Когда мы видим эти здания и улицы, они что-то нам напоминают, несмотря на казалось бы совершенно неповторимую атмосферу. Определенно Готэм-Сити –это некая метафора на Нью-Йорк.
У Готэм-Сити имеется свое коллективное бессознательное, своя пещера со своими мутными канализационными водами. И не случайно в своем втором фильме "Бэтмен возвращается" Бёртон останавливается на "Пингвине" как главном злодее-антагонисте, обитающем в этой канализации. Мечтающий стать мэром города Пингвин, по Бёртону, является неким символом, олицетворяющем всю ту грязь и мерзость, которая скопилась в Готэме и изливается ядом на его жителей.
Следующее, что Бёртон мудро подметил и выделил в нашем человеке-летучей мыши – это его эротическая составляющая. Есть в этом образе определенно нечто неуловимо-сексуальное.
Обратите внимание на голову Бэтмена, когда Брюс Уэйн надевает костюм. Единственная часть тела, которая остается открытой –это нижняя часть лица, то есть рот и подбородок. Замечали ли вы, что именно в этом костюме Бэтмен никогда не улыбается?
Но взгляните на ту же нижнюю часть лица всех главных злодеев и личных врагов Бэтмена. Почти во всех случаях это что-то странное, и часто это не просто улыбка, а в прямом смысле слова натянутая неестественная улыбка, которой нет конца. Начиная с самого Джокера, которому эту улыбку, по версии Бёртона, буквально припечатывают к лицу руками пластического хирурга, или, если вам угодно по-Нолановски вырезают ножом на лице.
Далее –Двуликий, у которого на половине лица по сути злобный оскал – улыбка из мышц и костей после ожога кислотой. У многих шутовская улыбка – тот же Загадочник. Интуитивно или намеренно, все режиссеры всех этих кинокартин производили с нижней частью лица антигероев те или иные манипуляции, даже если они не были прописаны в первоисточнике. Почему так?
В первую очередь скорее всего потому, что в этой вселенной есть только один альфа-самец, обладающий для зрителя статусом магнита. И да улыбка в этом деле играет неожиданную роль. Но какое это имеет отношение к сексуальности?
Все дело в эволюционном значении улыбки как эмоции страха, или даже скорее сигнале страха перед более сильным врагом. И опять же по эволюционным причинам для мужчин такая реакция у женского пола – это сигнал о подтверждении его доминирования, в то время как для женщины –это символ слабости самца. Бэтмен герой, которого хотят все девушки в кадре, а вот его оппоненты с откровенно клоунскими улыбками не просто не привлекательны, они омерзительны в своих неуместных влечениях.
Даже Пингвин из «Бэтмен возвращается» 1992 года – это уродливый и сексуально озабоченный недочеловек. Он совсем не улыбчивый, но с его ртом постоянно происходит нечто мерзкое: то сочится какая то черная жижа, то он поедает сырую рыбу, вгрызаясь в ее плоть острыми мерзкими зубами.
Иногда искажена нижняя часть лица даже и у девушек-злодеек, либо от их рта так же исходит опасность, например героиня по имени Ядовитый Плющ убивает своими поцелуями.
Именно во втором фильме киновселенной Бёртона, снятом в 1992 году, режиссером так ярко был манифестировал откровенно эротический подтекст главного героя. Он был выведен в свет софитов, несмотря на все протесты продюссеров, так жаждущих заработать на детской аудитории и продаже тематических игрушек в Хэппи Мил. Бёртон увидел эти смены личин и костюмов Бэтмена и его женщины-кошки как садо-мазо игру с переодеванием, в результате чего в кадре изобиловала кожа, латекс, плетки и все те недвусмысленные сцены, которые и привели в итоге к скандалу вокруг возрастных ограничений этого фильма.
То, что случилось дальше – уже известная история. Бёртона ушли из режиссерского кресла следующего фильма, и привели Джоела Шумахера. В свою защиту Тим говорил, что фильмы о Бэтмене никогда не задумывались им для детской аудитории.
Мир Бертона – всегда сюрриалистический и больной. Да, это мир взрослых проблем и желаний, не нужно питать тут иллюзий. Это цирк, но за кулисами, уже совсем не весело, а очень тревожно.
Однако Шумахер решил пойти на уступки продюсерам и расширить аудиторию фильма до детской. Такое решение оказалось мягко говоря ошибочным.
Этот провал кинокомпания запомнит так надолго, что исключит детей до 16 из зрительской аудитории киновселенной Бэтмена в дальнейшем окончательно. А дальше больше – они начнут медленно, но верно лишать Бэтмена любого намека на сказку, пусть даже сказку для взрослых. Теперь это скорее миф –мрачный, линейный, напряженный.
И вот так годы спустя Кристофер Нолан делает с Бэтменом невероятное. Он пересоздает его во второй раз, возрождает из пепла.
В 2005 году выходит «Бетмен: начало» практически незамеченным. Действительно оценили фильм, пожалуй, только истинные фанаты кинофраншизы. Но именно в этой картине Нолан отвечает на все намеки Тима Бёртона в отношении психического здоровья и осознанности нашего киногероя, рационализируя буквально каждый его аспект, каждый шаг, и даже выбор образа летучей мыши. Внезапно мы находим вполне вменяемое объяснение для всех тех нелепостей и странностей, которые терзали нас в Бэтмене ранее. Режиссер берется искать логичное объяснение буквально всему, лишая нас сомнений в здравости ума Уэйна.
Подробно прописан ритуал вхождения в «Лигу теней», который, по сути своей, является классическим ритуалом посвящения мальчика в мужчины, существовавшим у многих народов. Главными элементами его всегда были погружение вглубь бессознательного (тут часто, как и показано в фильме, использовались психоактивные вещества) и победа над страхом путем испытания, часто болезненного и действительно опасного для жизни. Нолан соединяет падение маленького мальчика в пещеру к летучим мышам, как символ начала прохождения трансформации, с элементами вполне продуманного ритуала, как завершающего эту трансформацию действа. Режиссер вводит более чем понятный символ мужественности и воинской доблести – стрелу, для подтверждения того, что испытание пройдено успешно. Мы видим, как Брюс получает наконечник древнего копья в подарок на день рождения от своей подруги детства Рейчел.
Наш герой берет свои юношеские страхи под контроль так же, как и чувство вины и ответственности за смерть родителей, боль от их потери. Его действия –это уже не хаотичные движения обезумевшего, они понятны и ясны для любого из нас. Дабы окончательно убедить зрителя таком положении дел, режиссер даже шутит на эту тему устами самого Брюса Уэйна, который, когда его спрашивают о Бэтмене, ерничает: «Если кто-то наряжается летучей мышью, то это, знаете, диагноз».
Практически все злодеи этой киновселенной становятся таковыми каковы есть благодаря какой-то травме, одному переломному моменту, благодаря тому как этот город их переварил и выплюнул. Но только Уэйн, по мнению Нолана, смог трансформировать эту травму во что-то важное для самого города и ее обитателей.
И вот в 2008 году стартует «Бэтмен: темный рыцарь» и буквально переворачивает весь мир кинокомиксов изнутри. Во втором фильме своей трилогии Нолан выплеснул всё зло Готэм-Сити за пределы кинотеатра прямо на зрителя. Пожалуй, это был один из первых масштабных проектов, где вымышленные фантастические герои настолько реалистичны.
В этой картине режиссер словно отобрав все безумие у Бетмена, других злодеев, концентрирует его всего в одном персонаже - Джокере, который становится манифестом хаоса.
Очевидно, это был успех того уровня, о котором до сих пор и не мечтают большинство режиссеров всех мастей. Критики, рядовые зрители, фанаты франшизы – все были в восторге. Смерти и скандалы только добавили интереса к фильму, сделали его легендарным. Думаю единственный, кто по настоящему тяжело переживал и испугался происходящего, был сам Кристофер. Это стало особенно очевидно, после выхола последнего фильма трилогии «Бэтмен: возрождение легенды», на который продюсеры дали полный карт бланш, но нельзя не заметить, как режиссер ударил сам себя по рукам.
Однако важно отметить, что именно в этой картине Нолан снова провел Бэтмена через пещеру своего детства, и на этот раз Брюс Уэйн из нее буквально выпрыгнул. Теперь уже окончательно.
И вот мы подходим к самому свежему пункту программы – фильму «Бэтмен» 2021 года Мэта Ривза, выпущенному все-таки на экраны почти десять лет спустя.
Начнем пожалуй с того, что режиссер выбирает состояние максимальной кино-трезвости, оставляя в кадре лишь сухие факты жестоких реалий вполне себе обыденного, знакомого нам мира.
Сухим взглядом нормального, здорового индивида мы видим многих предыдущих антигероев первых фильмов франшизы.
Пингвин, который еще недавно у Бёртона был во много зооморфным существом (символ необузданного бессознательного), вдруг оказывается простым гангстером, лишь отдаленно имеющим черты, способные заставить кого-то дать ему такую кличку. Женщина кошка не лижет себе «лапы», она просто воровка, которая нашла удачную лыжную маску, скрывающую ее личность. Только лишь мотив сохранения своей анонимности виден и в образе Загадочника.
Даже самые сумасшедшие жители Готем-Сити логичны в своих действиях, но при этом все герои попутно лишаются и харизмы. Над вымышленным городом в прямом смысле слова рассеивается туман, и он окончательно превращается в Нью-Йорк.
Заметно уходит и цветовое противопоставление первых фильмов, где все злодеи были отмечены яркими, шутовскими красками, в то время как Бэтмену и женщине-кошке был отдан черный цвет. Новая картина мрачная вся. Темно и в глазах Брюса Уэйна, теперь он уже не теплит нас улыбкой ни в костюме Бэтмена, ни без оного. Наш герой так угрюм и молчалив, что наконец полностью сливается со своим альтер-эго.
Если Тим Бёртон видел Брюса вполне себе светским, а Нолан во всем указывал на вынужденную необходимость такой светскости ради сохранения анонимности, то сейчас Брюс уже просто абсолютно нелюдим.
В его внутреннем мире нет места даже для дам, а женщина-кошка "опускает руки". Между этими двумя персонажами больше не летят искры. Перед нами просто опустевший человек в дурацком костюме и мы снова замечаем его несуразность, его неуместность в таком виде, нам вдруг дают понять, что этот парень не вписывается.
Если в декорациях Готэма и рядом с еще более размалеванными персонажами в образах, наш человек –летучая мышь не был так нелеп, то сейчас, когда вокруг обыденные гангстеры прояснившегося Нью-Йорка, герой скорее выглядит так словно забыл снять костюм после Хеллоуина.
В этом мире обесточено абсолютно все, в том числе либидо. Темп фильма, монологи, костюмы – все это не случайно снято именно так, и у меня нет повода сомневаться в том, что это часть плана Ривза.
Тут всё на трезвую голову, усталую и лишенную всяческих юношеских иллюзий. И мы выходим на одну волну с Бэтменом, волну крайне депрессивную. Режиссер будто шепчет с экрана: "Это вам не 80-е." Трудно даже представить куда такая дорожка может привести нас дальше в этой киновселенной.
Ждем выхода второй части фильма Мэта Ривза в 2027 году!
Спасибо за ваше внимание к этой статье! Надеюсь она оказалась вам полезной!