В натюрморте с бутылью в плетенке цветовое единство достигается иными средствами. Этот этюд отличается большей сдержанностью цветовой гаммы и представляется по своей задаче более трудным, так как чем ближе между собой цветовые отношения, тем легче запутаться в них. Цвета этой акварели сближены по своей насыщенности и яркости. Это преимущественно слабонасыщенные цвета. Лишь яблоки в корзинке по контрасту к целому составляют более активный цветовой и световой акцент.
В то же время мы не можем сказать, что работа не живописна
или что она бесцветна. Нет, в ней каждый цвет определен по оттенку и яркости. Акварель убеждает нас своей материальностью и законченностью. Следует обратить внимание на исполнение таких предметов, как корзинка и плетенка, в которой находится бутыль.
Обилие деталей в них подчинено «большой» форме. Света на предметах «не спорят» между собой, подчиняясь по силе самому яркому блику на судке за яблоками.
Решая подобного рода задачу, надо быть особенно последовательным при смотрении на натуру. Иначе в ней легко преувеличить интенсивность одного цвета, а другой загрязнить. Мы бы посоветовали, например, работая над плетенкой, все время держать в поле
зрения скатерть и корзинку, когда пишете металлическую чашку, помните о соседних с ней драпировках. Определяйте более и менее яркие участки желтого цвета плетенки, так же подходите и к изображению других предметов. Согласовывайте одновременно оттенок
цвета с его яркостью.
Приведенный анализ различных этюдов позволяет сделать некоторые выводы.
Между первыми и последними этюдами — годы учебы и большой практики. Живописность, легкость и другие подкупающие нас в последнем натюрморте качества не могут прийти сразу же после первых опытов работы. Они придут постепенно, на практике. Поэтому
пусть вас не обольщает и не смущает эта внешняя сторона мастерства.
Обратим внимание на другое, что нам посильно понять и использовать в нашей будущей работе.
Работая над каждым предметом, не забывайте, что предмет должен находиться в конкретном пространстве, быть в определенных связях с другими предметами, ближе или дальше его расположенными. Поэтому, когда пишете предмет, следите за «читаемостью»
его силуэта. В каких-то частях он будет более резко отделяться от фона, когда его форма ограничена плоскими поверхностями; когда предмет будет иметь закругленную поверхность, он будет мягко соприкасаться с фоном.
Каждый предмет, в зависимости от занимаемого им места в пространстве, может быть ближе или дальше один от другого и от зрителя. Значит, и в нашей композиции они должны быть между собой в определенной соподчиненности. Ближние к нам решаются четче,
с большей деталировкой, дальние — мягче, обобщеннее. Здесь отправным для вас должно служить свойство нашего зрения: не видеть одновременно с одинаковой четкостью все предметы, попадающие в поле нашего зрения.
'Тот предмет, на который смотрим, мы видим более отчетливо, а другие, хотя бы и соседние с ним, воспринимаются менее четко,(подобно наводке на фокус в фотографии).
Знание этих особенностей нашего зрения позволит вам постепенно отличать в натуре главное и подчиненное этому главному, поможет найти соответствующие технические средства для выполнения этой задачи. У всех художников они разные. Но для всех необходимы знание и применение законов воздушной перспективы,
изучение и использование особенностей теплых и холодных цветов и т. д. Подробнее на этом остановимся ниже, когда коснемся вопроса пленера — работы на воздухе.
Учитывайте значение разнообразия приемов в технике письма. Так, из сравнения трех предыдущих работ мы видели, что в тех случаях, когда техника мазка однообразна, работа теряет в своих качествах. Для достижения наибольшей выразительности и убедительности акварельной живописи необходимо уметь пользоваться разнообразными приемами.
Чтобы исключить возможность беспочвенного экспериментаторства в этом вопросе, скажем, что и здесь, как и в других вопросах профессионального мастерства, приемы письма как средства для передачи своих ощущений нужно искать в самой жизни, в натуре.
Здесь же лишь напомним, что сочный мазок мы можем сделать тогда,
когда кисть будет полностью насыщена раствором краски. Тогда положенная на бумагу краска в состоянии увлажнить бумагу и хорошо впитаться ею.
В случае же, когда кисть недостаточно напитана раствором краски, наносимый на бумагу красочный слой ложится поверх 6умаги, не впитываясь в нее, и мазок лишен сочности, При этом нужно учитывать, что нанесенная краска при наклонном положении доски,
на которой прикреплен ваш этюд, не должна стекать и в то же время не должна сразу высыхать под кистью.
Эти свойства различных способов нанесения краски должны быть использованы вами разумно, без злоупотребления.
`Начиная с наиболее ясных по цвету участков, берите их несколько цветнее, чем они представляются вам в натуре, помня о некоторой потере силы при высыхании. Устанавливайте в натуре ведущие контрасты светлых и темных, теплых и холодных, цветных и менее насыщенных тонов. Одним словом, с самого начала выбирайте и
передавайте в своем этюде основные качества натуры, выявляйте свойства, определяющие ее особенности. Тогда изображение будет соответствовать натуре. Нужно помнить, что мы можем достигнуть наиболее полной выразительности не путем слепого копирования
природы, а путем раскрытия в ней наиболее существенных сторон, понятых нами и сознательно переданных средствами искусства — формой, цветом и светом.
Скажем попутно, что ученическая работа ценна прежде всего своей познавательной стороной, изучением натуры, а потому пусть вас не смущает техническое несовершенство ваших работ, даже некоторая «сухость». Техника придет в свое время. Главное — не лениться работать и не посчитать скучным сделать повторный этюд.
В нашем деле, как и в любом другом, не будет вредным следовать народной мудрости: «повторение — мать ученья».
"Так, разнообразя учебные постановки по характеру и свойствам участвующих в них предметов и по колориту, вы будете накапливать постепенно знания о природе, приобретать практический опыт в живописи. Научившись же владеть формой и цветом в натюрморте, вы
подготовите себя к решению более сложных задач, так как основы знаний являются по существу общими, над чем бы мы ни работали,
Натюрморт как неподвижная модель при последовательном усложнении заданий облегчает нам возможность овладеть этими основами знаний. Потому прежде чем не научитесь удовлетворительно выполнять в живописи натюрморт, не спешите переходить
к другим объектам изучения. Нет ничего более пагубного для художника, как верхоглядство, удовлетворенность приблизительными результатами и самообольщение.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт