СССР, 1979
Режиссер: Илья Авербах
В провинциальном городе у моря живет интеллигент до мозга костей по фамилии Фарятьев.
По профессии врач-стоматолог, по призванию — доморощенный мыслитель с идеей фикс, дескать, человечество изначально прибыло с других планет и осталось на Земле "волею случая", но все еще неосознанно стремится куда-то вдаль. Эту мысль и думает целыми днями наш герой, забывая пообедать. А потом встречает учительницу музыки Александру и тотчас делает ей предложение. Такой замес.
Впрочем, история эта совсем не про Фарятьева — он в ней лицо второстепенное, хоть и важное. Фарятьев из числа простодушных идеалистов в мировой художественной культуре, из одного ряда с Дон Кихотом и князем Мышкиным, хоть и помельче калибром. Все они мучаются от несовершенства человека и мира, являя собой живой укор нам, простым смертным. Как и они, Фарятьев становится катализатором, задача которого — вызвать бурную реакцию, чтобы обнажить суть проблемы.
Проблема у всех героев фильма одна, и она очевидна — никаких тебе артхаусных недомолвок, все средства выразительности четко бьют в одну цель — близкие люди не слышат друг друга. Каждый из них живет будто на отдельной планете, орбиты которых сближаются лишь изредка и ненадолго. Александра не может забыть своего любовника, который ее бросил. Ее сестра-подросток мучится тем, что ее никто не замечает, мать хлопочет, раздражая детей, и впустую мечтает о том, чтобы куда-нибудь уехать. Есть еще тетя Фарятьева, но ее линия ничего нового не добавляет, лишь затягивает повествование, так что говорить о ней я больше не буду.
Да и сам Фарятьев, в отличие от Мышкина и Дон Кихота, лишь говорит о том, как надо жить, но сам ничем не отличается от тех, кого обличает. Другими словами, ведет себя как истинный интеллигент.
Итог закономерно печален (дальше спойлеры): взбаламутив воду своим предложением руки и сердца, Фарятьев получает жестокий отлуп (его невеста по-островски сбегает к любовнику), ее сестра доходит до крайностей в надежде привлечь внимание хотя бы этого чужого ей человека, а мать, зачитывающую вслух письмо от подруги, вообще никто не слушает. Все люди хорошие, всех жалко, но помочь им никто не может.
Миронов в роли Фарятьева выдает отличную драматическую игру, доказывая, что может не только в комедии. Неелова с Шарко тоже огонь — умудряются выдать женские истерики, не переигрывая. В общем, отличное авторское кино с внятным посылом, звездным актерским составом и нотками Чехова.