Я из тех, кто может поехать куда-то только из-за названия. Так, например, при путешествии по Карелии было решено ехать через Лодейное Поле только потому что хотелось посмотреть на реку с красивым названием Свирь. Или по пути в Вологду мы заехали в поселок Кукобой, где среди ночных сумерек возвышалась неописуемой красоты церковь.
Мне всегда нравились необычные названия. От этого местность кажется более загадочной. Вообще я со школы люблю географию. Люблю представлять те или иные места для путешествия. И так здорово потом туда ехать.
Одно из таких мест – Валдай. Мне нравится название. Сразу перед глазами предстают высокие богатые ягодами и грибами леса, темные чащи с огромными лапами вековых елей…
Я, как Александр Сергеевич Пушкин, люблю осень. Поэтому чаще всего планирую поездки именно в это время года. Когда сезон отпусков заканчивается, а лес примеряет пестрые наряды. И вот в конце сентября 2021 года я попала на Валдай.
Валдай – это не просто одноименный город и озеро. Валдай – это возвышенность в северо-западной части Русской равнины, которая богата вечнозелеными растениями. И действительно здесь очень много хвойных деревьев. А еще, представьте себе, отсюда берут начало одни из крупнейших рек страны – Волга, Северная Двина и Днепр. Первые две реки несут свои воды через много километров и впадают в Каспийское и Балтийское моря, а третья, пересекая страны Восточной Европы, находит свое пристанище в Днепро-Бугском лимане Черного моря.
Я расскажу вам о местах на Валдае, где мне повезло побывать.
Конечно, главным здесь является город Валдай, который стоит на Валдайском озере. Сам городок небольшой и расположился между Санкт-Петербургом и Москвой и в свое время процветал, развивая ремесла. Валдайские колокола и колокольчики были известны по всей стране, поэтому сейчас в сувенирных лавках можно приобрести частичку местного ремесла.
Здесь есть множество памятников архитектуры. В основном – храмы: Троицкий собор, Часовня Иакова Боровичского, Церковь Екатерины II. На набережной живут утки, а если погода хорошая, то вдалеке через озеро можно увидеть Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, который находится на острове. Он является главной достопримечательностью Валдая.
В таких древних (по меркам людей) местах, а ведь Валдайской возвышенности больше 60000 лет, хочется просто бродить вдалеке от туристических маршрутов. Совершенно случайно была найдена информация о старинном виадуке через ущелье и было решено отправиться туда.
Осень – время переменчивой погоды. Если с утра светило солнце, то днем может пойти дождь и наоборот. Лес, в месте нужных координат, встретил сыростью и крупными каплями на иглах старых елей. Железная дорога с прогнившими деревянными шпалами, кое где лишенная костылей, которые удерживают рельсы, а где-то и лишенная самих рельсов, уходила вглубь – в сторону от всех путей. Словно оказавшись в произведении Р. Бредберри, мы шагали по старому пути совсем одни в этом мире. По цветным листьям барабанили стекающие после дождя капли, а вокруг не было ни души. Немножко жутко от того, что здесь могут быть дикие звери, встретить которых не очень хотелось. Ну, кроме зайца или лисицы. Так идя и идя нескончаемое количество времени перед путниками предстала прореха среди леса и убегающая вдаль, поросшая молодыми березками железная дорога. Мы вышли к виадуку.
Предположительно он был построен в 1914-1916 годах, а железная дорога соединяла Валдай с рабочим поселком Крестцы. Последний состав прошел по этому мосту более 25 лет назад.
С тех пор часть железнодорожного полотна разобрали и сдали на металл. Когда-то блестящие рельсы померкли, не слыша звонкого стука колес... Железная дорога постепенно уходит в не бытье и только величественный мост раскинулся с одного берега оврага, по которому бежит река Ярынья, на другой, вонзившись широкими каменными опорами в ущелье. Настоящее произведение искусства строителей начала XX века.
По дороге в Москву есть неприметный указатель на одном из перекрестков. Его можно не заметить и проехать мимо, так и не увидев еще один старинный объект: Железнодорожную станцию Куженкино. Этот пристанционный комплекс был построен 1902-1906 годах и включает в себя вокзал, казармы и домики для железнодорожных служащих, керосиновый склад, водонапорную башню, сторожку и будки для стрелочников. Железнодорожная линия является уникальным памятником истории, на которой сохранилось железнодорожное оборудование ушедших лет, включая паровозные колонки.
А еще, изучая расписание, я узнала, что здесь проходит состав на паровозной тяге! Вы только представьте себе весь антураж: старинная деревянная станция, туманное утро на платформе и паровоз, словно прибывший из прошлого, «пыхает» клубами и пронзительно свистит, приглашая пассажиров отправиться с ним в путешествие!
Надеюсь, я тоже смогу побывать на борту ретро-поезда и прокатиться по старому железнодорожному пути.