Из дневника моего дедушки, участника Великой Отечественной Войны.
Итак, остался я во взводе один. Хотя я быстро сблизился с другими, но: Володя Наумов, Чайка и я — мы были с одного района, с одного города, вместе пошли к призыву и воевали уже второй год. Иной раз приходили мысли, что могут убить, но это в голове не задерживалась. Я в это почему то не верил. Как это так убьют? Ведь я ещё не жил! Никому помирать не хотелось. Вот, сейчас, в мои годы, я бы об этом думал, но тогда было совсем другое дело.
Сейчас я много читал про войну, и я хочу высказать свое мнение по поводу героизма и патриотизма. Да, есть, например, возможность проявить свое геройство, при наступлении. Если кто был на фронте, и участвовал в наступлении, то согласиться со мной, что выделить кого-то в этой лавине людей, которая движется двумя тремя колоннами, почти невозможно. Идут немцы в контратаку. Я стреляю из ПТР по танку, по этому же танку бьёт соседняя пушка, и не только. Пикируют самолёты, кто же всё-таки подбил танк? Это вопрос, стреляли все. Кого же награждать?
Первым, вместе с командиром эскадрона, получил награду его коневод. Он все время находился с обозом, готовил кушать командиру. Не знаю в какой части служили девушки. В нашем полку они находились при командирах, как адъютанты, а на самом деле были у них сожительницами. Была у нас в полку женщина лет 30, раз в бою она одна, на наших глазах, спасла много солдат. Больше мне героизма от женщин не приходилось видеть. А вот наградами их никогда не обходили, фронтовики об этом знают.
Нередко приходилось выставлять заслон. А что это такое? Да почти что смертники. И вот, они погибли. Кто был свидетелем? Таких было очень много, и при отступлении, и при наступлении. Однако, никаких наград.
Было бы неправильно думать, что солдат воевал за награду. Кто больше всего погибал? Пехота. Но у пехоты наград меньше всего. Как правило, после боёв, только меньшая часть солдат выходит на формировку. Кто-то погибает, кто-то раннен. Кого награждать? И куда высылать награду? Кому нужно с этим возиться?
Конечно, были исключения. Иногда награда находила солдата уже через несколько лет. А теперь часто можно видеть, что вся грудь у некоторых в орденах. Подумают, вот это воевал! А если узнать кем служил этот человек, то конечно не солдатом. Когда я смотрю передачу «Подвиг», часто там показывают кавалеров Ордена Славы. Вот это счастливчики! Когда я жил в Киргизии, передавали по телевизору, как через 25 лет наградили солдата Героем Советского Союза. Наградили за форсирование. У него спросили: «Как вы воевали?» Он ответил: «Как все». Вот это был настоящий солдат русской души, правильно сделали, что присвоили Героя.
Мне делается не по себе, когда пишут книги и снимают фильмы те, кто «не нюхал пороха». Конечно, молодым надо рассказывать о войне, но нельзя искажать правду. Ведь тогда настоящие подвиги блекнут в руках таких писак. Может я неправильно мыслю, но мне ни раз приходилось беседовать по душам с фронтовиками. Почти половина моих друзей бывшие фронтовики. Каждому есть что рассказать о себе. Вот например, мой друг, сейчас он живёт в Киргизии, зовут Павел. Он был шофёром на Катюше, у него вся грудь в орденах. И, тем не менее, он никогда не ставил себя выше меня. Он понимал, что воевал как все, выполнял приказы командира. Живым остался потому, что не пехотинец, и шансы на жизнь у него были куда больше, чем у пехотинцев.
Это, конечно, моё личное мнение. Здесь я немного отвлёкся, хотелось высказать то, что уже ни раз меня тревожило. Я знал, что впереди жаркие бои, находился все время на переднем крае. Думал, что если бьют, ладно, от этого никто не застрахован. А вот если ранят - это хуже. Немыслимо было остаться без руки, или без обоих. Лишиться ноги или обеих ног, быть слепым или косым, или, не дай Бог, неполноценным человеком. Как тогда жить? Видел много коллег, люди на них смотрели с сожалением. Они частенько не могли себя найти в жизни, быть мужественными, и опускались до низости. Занимались попрошайничеством, пьянством, потом валялись в грязи. Как на это было больно смотреть! Виноваты ли они в этом?
Мне кажется и да, и нет. Во-первых не каждый мог прожить на инвалидная пособия, которые им платили. Да и платили не всем одинаково. Ну вот, например, на фронт забирают 17 летнего юношу, он делается инвалидом. До этого он не работал, и пенсию назначают минимальную. Что ему остается делать? Скажите учиться, но не каждому это получится по ранению. Идти в сторожа? Если разобраться, этот человек достоин большего. Многие, не выдержав морального напряжения, трудностей, преждевременно ушли из жизни. Сейчас другое дело, много для инвалидов льгот. Правильно, этого они заслужили. А моё мнение, что нужно всем инвалидам отечественной войны назначить персональную пенсию, уж не так их осталось много.