Найти тему
Правовая культура

Как правильно произвести замену некачественного товара?

Оглавление

Пошаговый практический комментарий к ст. 21 Закона о защите прав потребителей

В какой срок должен быть заменен товар?

В каких случаях можно потребовать подменный товар на период ожидания нового товара?

В предыдущих статьях из цикла настоящих комментариев мы разобрали, какие требования может предъявить потребитель, если товар оказался некачественным, какие шаги и в какие сроки для этого необходимо сделать. А также разобрали, какими правами обладает покупатель, выбравший ремонт.

В этот раз прокомментируем ст. 21 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП), которая будет интересна тем, кто выбрал замену товара.

Статья объемная и не содержит "подводных камней", поэтому цитировать не будем. Ссылку оставил выше.

20 дней на замену

В первом из настоящих комментариев мы подробно разобрали, что требование о замене может быть разным: заменить на точно такой же товар или на аналогичный.

Сроки и условия обмена, установленные ст. 21 ЗоЗПП, равно применимы к обоим требованиям

Также вспомним, что требование о замене на аналогичный товар предъявляется только продавцу или уполномоченной организации. А требование о замене на идентичный товар может быть предъявлено также изготовителю или импортеру, но вряд ли будет удовлетворено.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 21, срок замены составляет 7 дней. Но ссылаться на этот срок невозможно, т.к. сразу же следует исключение:

Если продавцу (изготовителю и т.д.) необходимо провести проверку качества товара, то срок может быть увеличен до 20 дней.

Мы уже говорили, что на практике ни один предприниматель не откажется от возможности провести проверку качества. Мало ли потребитель не бракованный товар меняет, а просто обновить захотел. Кроме того, необходимо исключить ситуацию, когда потребитель не сдал бракованный товар, а новый ему выдать уже надо. Потому что обязанности сдать некачественный товар у потребителя нет.

Напомню: если продавец (изготовитель и т.д.) потребовал передать бракованный товар на проверку качества, а потребитель этого не сделал, то привлечь продавца к ответственности не получится - срок замены не начинает течь.

Мотивировать необходимость проверки качества продавец (изготовитель и т.д.) не обязан.

Если подходящего для замены товара нет в наличии, срок замены можно продлить срок до месяца

Данное положение "скашивает" баланс прав и обязанностей в сторону предпринимателя. Некоторые потребители ошибочно полагают, что в суде доказывать отсутствие товара в наличии должен продавец.

Отрицательный факт (то, чего нет или не было) нельзя доказать. Поэтому именно потребитель будет доказывать в суде, что товар был в наличии

Поэтому не стоит пытаться требовать неустойку с продавца (изготовителя и т.д.), пока не прошел месяц с момента направления претензии - овчинка не стоит выделки. Поскольку в законе сказано именно "месяц", а не 30 дней, лучший месяц для предъявления требования о замене - февраль:)

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца необходимого для замены товара.

Так что если вы живете в Петрозаводске или Сургуте, придётся подождать:( Полный перечень регионов Крайнего Севера и приравненных к ним каждый год определяет постановление правительства.

изображение: https://mimido-kids.ru/image/catalog/obm%20voz.jpg
изображение: https://mimido-kids.ru/image/catalog/obm%20voz.jpg

Аккуратнее с дополнительными покупками - это может быть пустышка

В предыдущем комментарии о сроках ремонта мы говорили, что в нагрузку к товару продавец может предложить вам купить какую-нибудь "экспресс-страховку" или "сервисный пакет". Если такая услуга снижает установленный Законом срок ремонта, это может быть полезно.

Но если условиями такого "страхования" предусмотрен сокращенный срок замены - это бессмысленно. Ст. 21 ЗоЗПП не предусматривает возможности изменения срока замены. Особенно при отсутствии товара в наличии. Из-за этого вам не удастся сослаться на условия "сервисного пакета" в суде и потребовать неустойку.

Подменный товар на период замены

В предыдущей статье из цикла настоящих комментариев мы говорили о том, что при длительном ремонте можно требовать подменный товар на период ремонта. Так вот, если для замены требуется более 7 дней, то можно также потребовать предоставления товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами. Порядок направления требования тот же. На предоставление подменного товара у продавца (изготовителя и т.д.) также есть 3 дня.

Товар меняется исключительно на новый, не бывший в употреблении

Поскольку товар новый, гарантийный срок начинает течь заново.

Не стоит применять данное положение ч. 2 ст. 21 ЗоЗПП к отношениям, связанным с ремонтом товара. В комментарии к ст. 20 мы разобрали, что продавец (изготовитель и т.д.) может выполнить ремонт методом замены. В этом случае у него нет обязанности давать именно новый товар.

Избежать путаницы очень просто:

Если вы предъявили требование о замене товара, вам должны выдать новый товар, не бывший в употреблении. Если вы предъявили требование о ремонте, вам могут выдать работающий б/у товар взамен сломанного

Избегайте юристов, которые говорят вам обратное и пытаются уговорить вас идти в суд. Это мошенники!

Подводя итог, определим, что делать, если вы выбрали требование о замене товара (вне зависимости от того, замена на идентичный или на аналогичный товар):

  • Составьте претензию и передайте продавцу (изготовителю и т.д.) вместе с бракованным товаром;
  • Если вам необходим подменный товар, укажите это в претензии или в отдельном заявлении. Сохраните копию претензии / заявления с отметкой о получении продавцом (изготовителем и т.д.);
  • Если подменный товар вам предоставили не в течение 3 дней, отметьте дату, когда будете расписываться в получении;
  • Забирая новый, убедитесь, что в акте приема-передачи стоят правильные даты направления претензии и дату выдачи нового товара. Убедитесь, что товар действительно новый и не был в употреблении. Верните продавцу (изготовителю и т.д.) подменный товар.
В следующем комментарии к ст. 22 и 23 ЗоЗПП поговорим о сроке удовлетворения иных требований потребителя и ответственности за их нарушение

Если вам интересна тема защиты прав потребителей и вы хотите разобраться в ней, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Так вы не пропустите очередные статьи этого цикла, вам не придется читать несколько комментариев "залпом" и вы усвоете материал проще и лучше