Литература, кинематограф и видеоигры представляют огромное количество версий того, как устроен окружающий нас мир. Корпорации разрабатывают новые кино-вселенные, писатели в своих книгах создают высшие цивилизации, а видеоигры уже давно позволяют обычному человеку почувствовать себя частью новой модели пространства и времени, в которой возможно абсолютно всё.
Попытки создать полномасштабную версию нашего мира появлялись даже в самые давние времена. Сегодня мы расскажем об одной из таких «моделей» жизни общества, созданной аж в 1377 году английским поэтом Уильямом Ленглендом. Именно с его произведения «Видение о Петре Пахаре» и начнётся наш цикл статей об истории английской литературы.
Итак, автор, отправившийся «бродить по этому свету, чтобы послушать о его чудесах», устаёт от долгой ходьбы и решает немного отдохнуть на Мальвернских холмах, где ему в последующем привидятся несколько снов, составляющих основной сюжет поэмы.
Первая локация представляет собой все пороки и добродетели общества, которые за 6 с половиной столетий совсем не потеряли своей актуальности: одни усердно трудились на благо общества, другие только прожорливо истребляли, были нищие, попрошайки и те, кто притворялись нищими, были бедные монахи, продающие за пару золотых брошек индульгенции на отпущение любых грехов, и ещё многие-многие другие.
Все эти люди находились на большом поле, расположенном между построенной на возвышенности башней и мрачной тюрьмой в глубине долины. Здесь же появляется прекрасная леди, которая ориентирует автора в пространстве. Она поясняет, что прекрасный замок – это обитель Правды (понятия морали в поэме являются именами собственными), а страшная на вид темница – пристанище Зла и Лжи.
Леди произносит короткую проповедь о том, что в мире ценнее Правды сокровища не найти. На просьбу героя научить его распознавать Ложь, она показывает группу людей по левое плечо, среди которых стоят Лесть, Ложь и роскошно одетая госпожа Мид (meed с англ. – вознаграждение, взятка, подкуп, мзда). Она – явная противоположность прекрасной девушки, появившейся в начале сновидения.
В поэме действуют и другие персонажи, имена которых тесно связаны с темой морали: Разум, призванный править с королем, рыцарь Совесть, защищающий общество от неблаговидных поступков, Мир, долго терпевший насилие от Неправды, и даже 7 смертных грехов, которые пришли на исповедь к Покаянию.
Под влиянием речей Разума тысячи людей отправляются в путь искать Правду, помочь им в этом вызывается Пётр Пахарь, который «знает его так же близко, как ученый знает свои книги, так как Совесть и Здравый Смысл проводили Петра к жилищу Правды».
По дороге к Истине у каждого человека есть своё дело, однако далеко не все добросовестно выполняют доставшееся им назначение. В конце пути Правда выдаёт Петру Пахарю индульгенцию об отпущении всех грехов тем, кто вместе с ним честно трудился на благо общества. Однако Священник, прочитав переданный ему документ, не подтверждает действительность грамоты, в которой была всего одна фраза: «и те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а кто зло, - в огонь вечный».
Между Петром и Священником завязывается громкий спор, который будит героя. Размышляя о том, что он видел во сне, автор приходит к выводу, что «Делай Добро» превосходит по своей значимости тысячи индульгенций, и призывает зрителей «…делать такие дела, чтобы после нашей смерти Делай Добро мог объявить в день суда, что мы делали так, как он велел».
#литература #образование #английскаялитература #англия #правда #истина #ложь