Найти в Дзене
Смотри в себя

Почему мы осуждаем других? Объясняет Алексей Осипов

По какой причине нас так и тянет к осуждению других, и как можно справиться с этим, рассказал заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Только-только примешь решение не осуждать, и тут же в мгновение ока начнёшь критиковать кого-то. Вы думаете, я шучу? Я серьёзно. Редко можно найти того, кто не был бы заражён этим грехом. А почему?

Почему мне хочется сказать о ком-то плохое? Почему я это делаю? Казалось бы, я даю оценку действиям другого человека, но, на самом деле, я имею в виду, что я бы так никогда не сделал. Посмотрите, как я хорош!

Вот почему происходит осуждение... Посмотрите-ка, что этот человек творит. Я бы этого не сделал. Правда, при этом тут же можно плюхнуться в ещё более глубокую лужу, как это зачастую и бывает.

Из чего это исходит? Из моей гордыни. Из той гордыни, о которой великолепно сказал Феофан Затворник:

«Сам дрянь дрянью, а всё твердит: «Несмь якоже прочии человецы!»

То есть я — не такой, как остальные люди.

Вот откуда происходит осуждение. Ах, если бы мы помнили об этом. Если бы мы при намерении осудить кого-либо, могли задать себе этот вопрос: а я — то намного ли лучше? Не стыдно ли себя водружать на пьедестал? И если бы мы, действительно, спрашивали себя об этом, то велика вероятность, что мы бы остепенили свой пыл и не стали бы оценивать других людей. И не взяли бы на себя грех осуждения.

Наверное, вы замечали, что когда что-то натворишь, и вдруг заметишь, что кто-либо совершает что-то непотребное, то не хочется его судить. Ты как бы даже смущаешься при этом.

Святые отцы утверждают, что наша земная жизнь — это больница, в которой находятся больные люди. И они не склонны осуждать друг друга. Почему? Потому что болен каждый. Больной больного не только не осуждает, а, наоборот, стремится помочь ему.

Если бы смогли увидеть себя больными и грешными, то мы бы не спешили осудить другого грешного. Правда ведь?

Представьте, что в стационаре лежат двое: у одного рука сломана, у другого — нога. И тот, у кого повреждена рука, вдруг скажет своему соседу: «Ну, ты и негодяй. Нога у него, видите ли, болит...»

Вот я решил кого-то осудить, вывести его на чистую воду, назвать его лгуном... И тут вспоминаю, что я сам недавно обманул своего коллегу, что сам-то я ничем не лучше. И самое время мне закрыть свой рот на замок.

Чем больше я познаю себя, тем меньше я склонен к осуждению. Мы судим о других только по одной причине — мы не видим себя. Поэтому, если хотите научиться не осуждать, то прислушайтесь к словам Симеона Нового Богослова:

«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

То есть даёт возможность мне увидеть свои грехи. Когда я смогу увидеть их, буду ли я осуждать других? Имею ли я право судить? Когда у человека болит зуб, и боль охватывает всё тело, в силах ли он думать об ошибках и просчётах других людей?

Тот, кто не исследует свои мысли и не борется со своими мыслями, не продвигается вперёд. Потому что все наши поступки исходят из наших помыслов, из наших мыслей. И поэтому тот, кто не преодолевает в себе греховные помыслы, осуждение, тщеславие и прочие вещи, тот никогда ничего не достигнет.

Святой Пётр Дамаскин говорил:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, как песок морской».

А мы иногда ломаем голову, что на бумажечке написать, чтобы батюшке показать на исповеди. Нам трудно увидеть свои грехи.

Первый признак того, что у нас наметилось некое исцеление души — увидеть, что я, действительно, грешный человек. Когда я замечаю свою греховность — это уже является неким смирением. Я смиряюсь.

Ведь пьяница не осудит другого пьяницу. Они — товарищи. Так и грешник, который, видит, что он грешник, не будет судить о другом.

Когда я осуждаю, то я показываю, кто я. Я — несчастный гордец!

Критерием того, что моя душа начала излечиваться, будет тот факт, что мне становится стыдно осуждать других людей. А почему стыдно осуждать? Потому что я сам — «хорош».

Есть такие слова в Псалтири:

«Прильпе язык к гортани».

То есть пусть прилипнет язык к гортани моей.

Вот уж, действительно, «прильпе».

Ещё статья: Наши мысли — это не наши мысли. Как нас атакуют бесы? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение