Пожалуй, сложно найти в России, да и во всем просвещенном мире, человека, не знакомого с именем Михаила Васильевича Ломоносова. А для сотрудников и учащихся Московского государственного университета это имя является талисманом, символизируя все лучшие черты, которые должны быть присущи настоящему исследователю, педагогу, организатору науки. Неудивительно, что новый профессиональный праздник — День преподавателя высшей школы, учрежденный в 2021 г., будет отмечаться ежегодно 19 ноября, в день рождения М.В. Ломоносова, основателя одного из старейших и крупнейших университетов России. В прошлом номере газеты GeograpH (см. GeograpH № 4 (55) 2021) рубрика «Эвтерпа в маршруте» освещала иную грань гения Ломоносова — его поэзию, в частности, стихотворения, посвященные теме Севера. В этом номере своими впечатлениями о посещении малой родины великого ученого на страницах нашей газеты делятся наши коллеги с родственных факультетов.
Богиня, дщерь божеств, науки основавших
И приращенье их тебе в наследство давших…
М.В. Ломоносов, 1761 г.
Стоя на остановке недалеко от переправы в ожидании последнего парома до Холмогор, обратил на себя внимание человек с велосипедом, который оказался здесь по той же самой причине, что и я. «Это я вас обогнал по пути из Ломоносово?» — поинтересовался незнакомец. Получив утвердительный ответ, мой новый собеседник без запинки ответил: «Если я приехал сюда со скоростью А через В минут после того, как встретил вас идущим в сторону берега, и вы прошли то же расстояние С за D минут, значит, ваша скорость составляла не меньше 6 км/ч». Это был как гром среди ясного неба, хотя совсем негромовое небо тогда было облачное, а вокруг вьюжило. После такой вслух решенной математической задачки, и решенной правильно, я ни сколько не удивлялся тому, что Ломоносов родился именно в этих краях, где сейчас все еще живут потомки рода известнейшего куростровца.
Феномен Михаила Васильевича Ломоносова при всем небывалом размахе интеллектуальной деятельности этого многогранного самородка ведет на русский север к верховьям Северной Двины в места, именуемые Поморьем. «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов», как говорил В.Г. Белинский.
Неподалеку от села Холмогоры в Архангельской области на большом двинском острове под названием Куростров вдоль рукава Ровдогорка протянулось село Ломоносово, получившее свое название от имени знаменитого на весь мир земляка. 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская в семье черносошного крестьянина—помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери местного дьякона Елены Ивановны Сивковой появился на свет сын, нареченный Михаилом. Как писал в первом биографическом очерке о Ломоносове граф А.П. Шувалов: «родился … от родителей, занимавшихся торговлей, но не особенно зажиточных».
Так вышло, что Ломоносов уже с детских лет заметно проявлял способности к обучению, тогда как остальная ребетня следовала семейной традиции большинства жителей Курострова, связанной с рыбным и звериным промыслами, а также торговлей. Он был «самобытным сподвижником просвещения», как утверждал А.С. Пушкин. Ему даже доводилось расписываться за неграмотных крестьян: «Михайло Ломоносов руку приложил», поэтому до нас дошли десятки автографов домосковского периода жизни Ломоносова.
Еще ребенком Михаил принимал самое деятельное участие в промысловых заботах отца, помогая ему кормчить. Спускаясь по Северной Двине, непрерывным путем выходили они в Белое море на построенном поморами в числе первых по указу Петра I парусном судне «Святой Архангел Михаил», прозванным «Чайкой»: «Ты тем всех выше рек, что устьями своими сливаясь в сонм един со безднами морскими,…». Нелегкое это было дело – обуздывать суровый беломорский нрав. Поморье с одной стороны крепко закаляло мальчика, а с другой – способствовало развитию прекрасной наблюдательности с получением разнообразных зрительных впечатлений. Первое развило в Ломоносове твердость характера с немалой долей упрямства, второе – склонность к мысленному анализу окружающего пространства во всех проявлениях своего непостоянства. От последнего часто зависела жизнь кормщика. Нахождение вдали от берега требовало быстрого принятия решения в опасные минуты ненастья. Море часто оказывалось жестоким и не прощающим ошибок. Отец Ломоносова однажды не сумел ему противостоять. На прочном жизненном фундаменте складывался ученый гений будущего основателя Московского университета.
Во времена Ломоносова холмогорские окрестности никак нельзя было назвать глухими местами. Холмогоры с развитием судоходства возымели важный статус не только международного торгового, но и культурного центра. Книги стали не редкостью и только подогревали начинания Ломоносова.
Ломоносов жил заурядной крестьянской жизнью до 19 лет. Именно в юношеском возрасте, при всем понимании возможных последствий, он решается сделать первый шаг, чтобы проторить себе дорогу больших знаний: длинную, тернистую. «Ничто не происходит без достаточного основания» — как он однажды скажет в одном из своих фундаментальных трудов.
Неумолимое стремление собственными усилиями к тому, чего он не мог добиться на родине на маленьком поморском островке, окруженном необъятным и манящим неизвестностью миром, заставило Ломоносова покинуть родительский дом, расставшись с прежней жизнью, которая вполне могла стать судьбоносной. «Самостоятельным искателем» называл его В.И. Вернадский. Но будущее Ломоносова оказалось совсем иным, не как у обычных мужицких детей. Осознавал ли он сам, оставляя позади уходящего в сторону Москвы торгового обоза деревню Мишанинская, что больше никогда не вернется в родные пенаты. Это был бесстрашный поступок решительного молодого человека, готового немалым пожертвовать, и все ради намеченной цели: «За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю».
Когда я, наконец, ступил в пределы села, в голове невольно возникла мысль: «Вот она, малая родина человека, который вышел из нее крестьянским юношей, чтобы войти в отечественную науку ученым мужем». Да, в попытке понять такое удивительное явление, как Ломоносов, просто необходимо побывать на его малой родине.
Ломоносово является местом заложения рвения Михаила Васильевича к большому знанию и последующим научным и творческим воплощениям пытливого ума, горячности и энергичности натуры. Со слов Л. Эйлера он был «одарован самым счастливым остроумием». От некогда существовавшей усадьбы Ломоносовых с домом, который, возможно, чем—то напоминал прежние и уже успевшие состариться деревянные постройки, остался только небольшой пруд. После смерти родителей Михаила Васильевича дом, некогда принадлежавший дяде отца, Луке Леонтьевичу Ломоносову, опустел и был разобран. На памятном месте сейчас находится историко—мемориальный музей, который с 1871 года был школой, библиотекой, народным театром, косторезной мастерской. Возникший в Холмогорах не позже XVII века, косторезный промысел не умирает и продолжает развиваться. Из единственного на сегодняшний день в стране косторезного училища в Ломоносово выходят настоящие мастера резьбы по кости, чей талант успел воплотиться во множестве тонко исполненных работ. В обновленной после ремонта церкви Димитрия Солунского, расположившейся на северо—восточной окраине села на самом высоком месте, скорее всего, Ломоносова крестили. Не без финансовой помощи Василия Дорофеевича и других крестьян, она начала возводиться в камне еще при Михаиле Васильевиче и была окончена только в 1738 году.
Сегодня село Ломоносово по—прежнему изолированно, как и сотни лет назад, от большой земли, с которой транспортное сообщение сезонно осуществляется только посредством парома. В ноябре частота паромного курсирования сокращается до четырех раз в день, и попасть в нужное время на Куростров становится очень сложно. Как говорят местные жители, прежде Двина полностью сковывалась льдом уже к середине ноября, а по замерзшей реке всегда можно было переправиться на холмогорский берег и обратно на чем угодно. Сейчас только с началом календарной зимы по ледовой переправе спокойно ездит автотранспорт.
Ломоносово не сильно разрослось с тех времен, как поглотило две деревни: родную для Михаила Васильевича Мишанинскую, а также Денисовку. Сельские жилые строения со времен пионера отечественной науки, конечно же, архитектурно изменились, но осталась их прежняя весьма заметная особенность – размер. Старые деревянные дома здесь кажутся настоящими хоромами, по сравнению, с деревенскими избушками, например, Подмосковья. Главные черты вольных, не стиснутых крепостничеством поморов, вобрал в себя внешний вид их традиционных просторных домов.
Несмотря на то, что в Ломоносово уже невозможно встретить однофамильцев известного ученого, тем не менее, те, кто своим рождением и рождением своих предков связан с этим селом, обнаружат в родословных корнях пересечения с родом прославившегося земляка. Местные жители Ломоносовым по праву гордятся, учтиво называют Михаилом Васильевичем. Его гений для них под стать необъяснимому чуду.
Сами потомки суровых поморов суровостью нрава не отличаются. «Северный человек это не тот, кто может легко переносить холод, а тот, кто тепло одевается» — как мне здесь сказали. Вот уж действительно истина, которая об очень многом говорит, когда речь идет об архангельских северянах. Ломоносовцы довольно общительны. Они держатся уверенно по отношению к тем, кого впервые встречают. На их лицах нет того недоверия, которое возникает, когда стоящий перед тобой чужой – это обязательно не к добру.
Ступая по заснеженной ноябрьской дороге в полутьме в сторону переправы и торопясь на последний паром, когда снег неустанно бил в лицо, представлялся 19—летний зачинатель большой российской науки, который выбился из привычной деревенской жизни собственным устремлением за ограничивающие в познании пределы Курострова. Он шел тем же путем, оставляя позади родной дом, чтобы никогда в него не вернуться. Врата учености Ломоносов желал распахнуть больше всего. Они были впереди, как и недолгие 34 года жизни, за которые успелось так много.
Текст и фото: Антон УЛЬЯХИН, аспирант 3 г. о., кафедра палеонтологии геологического факультета МГУ
Нашим авторам будет приятно, если вы оцените материал лайком и комментарием. Спасибо, что вы с нами :)