Найти тему
VIKENT.RU

Оценка числа талантливых женщин России по В.Ф. Овчинникову

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Оценки числа творческих личностей

1. Изображение Michael Drummond с сайта Pixabay, оригинал — картина Cinq Heures Chez Paquin, Henri Gervex, 1906
1. Изображение Michael Drummond с сайта Pixabay, оригинал — картина Cinq Heures Chez Paquin, Henri Gervex, 1906

В.Ф. Овчинников, анализируя данные Большой Советской Энциклопедии, издававшейся в СССР в 70-х годах XX века, пришёл к выводам, что:

«На протяжении почти трёх веков истории русской культуры, если исходить из энциклопедических источников, в общем своде имён женские имена занимают только 5 процентов. Но и эта сравнительно небольшая величина ставит Россию в лидирующее положение по участию женщин в общественно-исторических и творческих процессах, — в стране, геополитически находящейся между Западом и Востоком. Думается, что объяснить это обстоятельство однозначно нельзя.

Прежде всего следует указать на религиозный фактор.

Религиозные догматы выступали ограничителями возможностей женского самовыражения и творческой самостоятельности. Католицизм и восточные религии были (да и остаются) более жёсткими и требовательными к женщине, чем русское православие, если иметь в виду круг её обязанностей. Под влиянием религиозного фактора замкнутость женщины на непосредственных семейных обязанностях на Западе и Востоке исторически была гораздо выше по сравнению с Россией. Начиная со второй половины XIX века в России, охваченной общественным пробуждением, широко развивались движения, связанные с раскрепощением женщины, с приобщением её к образованию и гражданской деятельности. Нельзя не учитывать и то существенное обстоятельство, что по мере втягивания страны в революционные процессы, общественная активность женщины заметно возрастала. Хотя это и общая тенденция, но в России она проявилась наиболее ярко и убедительно.

Как уже говорилось, согласно энциклопедическим данным, Россия занимает первое место в мире по численности профессиональных революционеров — 1169 имен. (По нашим сведениям, в западных источниках — 3,3 процента, в восточных — 2,3). И среди общего числа профессиональных революционеров доля женщин составляет почти 45 процентов. Любопытно отметить, что в общей численности политических террористов (В. Засулич, В. Фигнер, Ф. Каплан, А. Биценко, И. Кохановская и др.) доля женщин ещё выше».

Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 238-239.

2. Екатерина Романовна Дашкова — русская княгиня, общественный деятель, просветитель. Организатор и участник создания первого толкового Словаря русского языка. Директор Петербургской Академии наук и художеств
2. Екатерина Романовна Дашкова — русская княгиня, общественный деятель, просветитель. Организатор и участник создания первого толкового Словаря русского языка. Директор Петербургской Академии наук и художеств

«… если иметь в виду науку, художественное и техническое творчество, <в русской истории> насчитывается не менее 100 гениальных личностей-женщин. Наш анализ показывает, что женщин, проявивших крупный талант, — не менее двадцати («не менее», ибо подобные данные, по известным причинам, всегда будут носить лишь ориентировочный характер). Из них в гуманитарных знаниях — две: Е.Р. Дашкова и Е.П. Блаватская.

Е.Р. Дашкова (1731-1799) — первая женщина в России, заявившая о себе в области культуры и литературы, она первая женщина-президент Петербургской академии наук, основатель Российской академии; Е.П. Блаватская (1831-1891) — теософ и писательница, основательница за рубежом (США) первого Теософического общества.

В точных науках — одна: С.В. Ковалевская (1850-1891), математик, первая женщина член-корреспондент Петербургской АН. Ниже укажем число женщин, участвовавших в творчестве по следующим его видам: писатели – 1, поэты – 4, живописцы – 1, скульпторы – 3, артисты театра – 19, певцы (оперы и эстрады) – 23, балет – 28. (Все творческие женские имена, вошедшие в энциклопедии, даны в социологическом приложении: 82 имени из 750, что составляет 10,3 процента.)

В таких областях творчества, как музыка, живопись, архитектура, а также в изобретательстве, конструировании, среди знаменитых первопроходцев и путешественников женские имена не встречаются. В техническом творчестве также нет ни одного крупного женского имени».

Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 232-233.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 5-ти видео:

Женщины и творчество / креатив

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Также, для профилактики ошибок в области изучения Творчества рекомендуется проработать следующий материал:

Изображения в статье

  1. Изображение Michael Drummond с сайта Pixabay, оригинал — картина Cinq Heures Chez Paquin, Henri Gervex, 1906
  2. Екатерина Романовна Дашкова — русская княгиня, общественный деятель, просветитель. Организатор и участник создания первого толкового Словаря русского языка. Директор Петербургской Академии наук и художеств / Public Domain

#vikent_ru #творчество #эталоны #творческиелюди #женщинывистории #историческиеличности #выдающиесялюди #женскаяистория #статистика