Найти в Дзене

Почему Библия запрещает жениться на жене отца?

Сборники древних ближневосточных законов не запрещают однозначно сыну жениться на жене своего отца, равно как и современные законы. И все же Библия повторяет этот запрет несколько раз. Шесть причин почему. Левит 18 — «Нагота отца твоего» В Левит 18: 6–18 перечислены родственники женского пола, будь то кровные родственники или родственники в результате брака, с которыми мужчине запрещено вступать в половую связь. Список начинается с матери мужчины: ויקרא יח: ז עֶרְוַת אָבִיךָ וְעֶרְוַת אִמְּךָ לֹא תְגַלֵּה אִמְּךָ הִוא לֹא תְגַלֶּה עֶרְוָתָהּ. Лев 18:7 Наготы отца твоего, то есть наготы матери твоей, не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее. За этим запретом сразу же следует запрет мужчине «ложиться» с женой/женщиной своего отца: ויקרא יח:ח עֶרְוַת אֵשֶׁת אָבִיךָ לֹא תְגַלֵּה עֶרְוַת אָבִיךָ הִוא. Лев 18:8 Наготы жены/женщины отца твоего не открывай. Это нагота твоего отца. Запрет почти наверняка продолжал действовать даже после того, как брак был расторгнут в результате разво
Алжирская женщина , Жан-Батист Камиль Коро, ок. 1870-1873 гг.
Алжирская женщина , Жан-Батист Камиль Коро, ок. 1870-1873 гг.

Сборники древних ближневосточных законов не запрещают однозначно сыну жениться на жене своего отца, равно как и современные законы. И все же Библия повторяет этот запрет несколько раз. Шесть причин почему.

Левит 18 — «Нагота отца твоего»

В Левит 18: 6–18 перечислены родственники женского пола, будь то кровные родственники или родственники в результате брака, с которыми мужчине запрещено вступать в половую связь. Список начинается с матери мужчины:

ויקרא יח: ז עֶרְוַת אָבִיךָ וְעֶרְוַת אִמְּךָ לֹא תְגַלֵּה אִמְּךָ הִוא לֹא תְגַלֶּה עֶרְוָתָהּ.

Лев 18:7 Наготы отца твоего, то есть наготы матери твоей, не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее.

За этим запретом сразу же следует запрет мужчине «ложиться» с женой/женщиной своего отца:

ויקרא יח:ח עֶרְוַת אֵשֶׁת אָבִיךָ לֹא תְגַלֵּה עֶרְוַת אָבִיךָ הִוא.

Лев 18:8 Наготы жены/женщины отца твоего не открывай. Это нагота твоего отца.

Запрет почти наверняка продолжал действовать даже после того, как брак был расторгнут в результате развода или смерти. Такой запрет не был самоочевидным на древнем Ближнем Востоке, даже в обществах, где существовал запрет на инцест.

Мать против жены отца на древнем Ближнем Востоке

Несколько древних сводов ближневосточных законов запрещают секс с матерью. Например, Законы Хаммурапи (18 век до н.э. ) гласят:

§157 Если мужчина после смерти своего отца ляжет со своей матерью, следует сжечь их обоих.

Точно так же хеттский закон (ок. 16 в . до н . э.) также запрещает это:

§189 Если мужчина вступает в половые отношения со своей матерью, это является неразрешенным половым актом….

А между тем в следующем же законе читаем:

§190 … Если мужчина вступает в половые отношения со своей мачехой, это не является преступлением. Но если его отец все еще жив, это неразрешенные отношения.

Даже Законы Хаммурапи, запрещающие сыну второй жены вступать в половую связь с первой женой отца, даже если его отец мертв, требовали только денежного наказания за это правонарушение:

§ 158. Если мужчина после смерти отца будет обнаружен на коленях главной жены [своего отца], которая родила детей, этот человек должен быть лишен наследства из отцовского имущества.

Законы Хамураппи
Законы Хамураппи

Более того, ничего не говорится об отношениях с другими женами покойного отца, что говорит о том, что они не были запрещены. Точно так же ничто не запрещает сыну основной жены вступать в половые отношения или жениться на овдовевшей второй жене/женах своего отца. Это контрастирует с библейским запретом, который является абсолютным и применяется ко всем сыновьям со всеми женами.

Другие ссылки в Библии

Запрет мужчине вступать в отношения с женой своего отца появляется в нескольких местах после Левит 18:

Левит 20. Преступление, достойное смерти

Левит 20 содержит список запрещенных сексуальных действий (среди прочего), аналогичный Левит 18, включая семь категорий инцеста, с конкретными наказаниями, назначенными за каждое нарушение, в зависимости от суровости наказания, начиная со смертной казни. Первый случай инцеста — жена/женщина отца:

ויקרא כ: יא וְאִישׁ אֲשֶׁר יִשְׁכַּב אֶת אֵשֶׁת אָבִיו עֶרְוַת אָבִיו גִּלָּ ִשְׁכַּב יִשְׁכַּב אֶת אָבִ אָבִיו עֶרְוַת אָבִיו גִּלָּה מוֹת יוּמְתוּ שְׁנֵיהֶם דְּמֵיהֶם בָּם.

Лев 20:11 Если кто ляжет с женою/женщиной отца своего, то он открыл наготу отца своего. Оба они будут преданы смерти – кровь их на них.

В отличие от Левит 18:7, Левит 20:11 прямо не запрещает половые отношения с матерью либо потому, что авторы считают это самоочевидным, либо во избежание ненужной избыточности, потому что мать подпадает под категорию жена/женщина отца.

Второзаконие 23: Акцент на браке

Следуя ряду законов, касающихся сексуальных преступлений, таких как прелюбодеяние и сексуальное насилие (Второзаконие 22: 13–29), Второзаконие запрещает мужчине жениться на жене / женщине своего отца:

דברים כג:א לֹא יִקַּח אִישׁ אֶת אֵשֶׁת אָבִיו וְלֹא יְגַלֶּה כְּנַף כְּנַף

Второзаконие 23:1 Мужчина не должен брать жену/женщину отца своего, чтобы не обнажить наготу отца своего.

Ясно, что запрет относится к женитьбе на бывшей жене/женщине отца после того, как прежние отношения закончились, будь то в результате развода или его смерти.

Второзаконие 27: Акцент на сексе

В серии из двенадцати проклятий, произнесенными взрослыми мужчинами на горах Гаризим и Гевал, мы находим группу сексуальных преступлений, три из которых связаны с кровосмесительными отношениями с родственницами (ст. 20, 22, 23). Первой в списке стоит жена/женщина отца:

דברים כז: כ אָרוּר שֹׁכֵב עִם אֵשֶׁת אָבִיו כִּי גִלָּה כְּנַף אָבִיו וְאָמַרָעָם הָעָם אָמֵן.

Второзаконие 27:20 Проклят тот, кто ляжет с женой/женщиной своего отца, потому что он открыл наготу отца своего. И весь народ скажет: истина.

Как и в Левите, здесь речь идет о сексе, а не о браке, что соответствует теме двенадцати преступлений, все из которых влекут за собой действия, которые трудно обнаружить или доказать. Эти проклятия направлены на предотвращение трансгрессивного и деструктивного поведения, которое людям могло бы сойти с рук в противном случае, подчеркивая, что Бог, который все видит, накажет виновных.

Иезекииль 22 - Оракул против Иерусалима

В оракуле против Иерусалима Иезекииль (22: 3–16) упрекает город, описывая все грехи, которые, по мнению автора, совершаются в городе, включая кровопролитие, идолопоклонство, осквернение субботы, совершение несправедливости и различные половые преступления, в том числе мужчины, занимающиеся сексом с женщинами своего отца:

‏יחזקאל כב:י עֶרְוַת אָב גִּלָּה בָךְ...

Иез 22:10 На тебе открыли отцовскую наготу…

Почему Библия так беспокоится о сыне, который женится или занимается сексом с женой своего отца, даже если он уже мертв? За этим запретом может лежать несколько причин.

1. Инцест между сыном и матерью

Отношения между мужчиной и его мачехой, возможно, рассматривались как настолько похожие на отношения между мужчиной и его матерью, что к ним также распространилось мощное универсальное табу на секс с матерью. Действительно, в Левит 18 отношения с мачехой следует сразу после отношений с матерью.

И все же Левит 18 предлагает разные объяснения для каждого запрета. Для матери это объясняется отношением мужчины к самой женщине: «это нагота матери твоей», тогда как для жены отца мы слышим только, что «это нагота отца твоего», т. е. мужчина каким-то образом оскорбляет своего отца, занимаясь сексом с женщиной, которая когда-то была подругой его собственного отца.

2. Угроза отцовской линии происхождения

Возможно, запрет связан с опасениями по поводу происхождения. Сын, имеющий детей от женщины, от которой у его отца были дети, стирал бы различия внутри семьи, поскольку такие дети были бы братьями.

Обеспокоенность по поводу возникновения такой путаницы в семейной группе может лежать в основе связанного с этим запрета в Законах Хаммурапи § 158 (цитируется выше), который лишает наследства любого сына второй жены, уличенного в половом акте с его основной женой, которая родила ему детей. Здесь речь шла не о сексе или браке между сыновьями и вдовой отца в целом, а о путанице, которая могла быть вызвана отношениями сына второй жены и даже детей с матерью его (старших) сводных братьев. Действительно, среднеассирийские законы (§ 46, ок. 11 в. до н . э.) фактически поощряют сына мужчины от первой жены жениться на овдовевшей второй жене, чтобы позаботиться о ее благополучии.

Библейский текст, однако, ничего не говорит о наследовании и не проводит четкого различия между женщинами с детьми и женщинами без детей. Вместо этого нам просто говорят «потому что это нагота твоего отца», подразумевая, что такие отношения сами по себе оскорбительны, а не просто могут привести к семейным ссорам.

3. Посягательство на сексуальную собственность отца

Рувим и Валла. Средневековый гобелен
Рувим и Валла. Средневековый гобелен

Другая возможность состоит в том, что эти запреты были предназначены для защиты отцов от сыновей, посягающих на их сексуальные владения. Поскольку несколько поколений мужчин жили в одном и том же домашнем хозяйстве, а в полигамных семьях некоторые из более поздних жен и наложниц старшего домовладельца могли быть близки по возрасту к его старшим сыновьям, существовал реальный риск того, что сын может испытывать влечение к одной из этих молодых женщин и использовать ситуацию для отношений с ней.

Эта возможность отлично иллюстрируется историей, несколько раз упоминаемую в Библии, о том, как старший сын Иакова, Рувим, вступил в отношения с Валлой, наложницей Иакова. Эта история впервые кратко упоминается в Книге Бытия:

בראשׁית לה: כב וַיְהִי בִּשְׁכֹּן יִשְׂרָאֵל בָּאָרֶץ הַהִוא וַיֵּלֶךְ רְאוּבֵן וַיִּשְׁכַּב אֶת בִּלְהָה פִּילֶגֶשׁ אָבִיו וַיִּשְׁמַע יִשְׂרָאֵל...

Быт 35:22 Когда Израиль жил в той земле, Рувим пошел и лег с Валлой, наложницей отца своего, и Израиль услышал….

Реакция Иакова задерживается до конца его жизни, когда он проклинает Рувима за то, что он сделал (Бытие 49:3). В тексте никогда не объясняется, почему Рувим делает то, что он делает, но простой смысл в том, что Рувима влекло к жене (молодой?) своего отца и он воспользовался возможностью, чтобы вступить с ней в связь. Именно этого опасается Второзаконие 27.

4. Предотвращение использования жены отца для захвата имущества

Связанная с этим возможность заключается в том, что законы предназначены для защиты отца от амбициозных сыновей, у которых может возникнуть соблазн вступить в связь с его женами / женщинами, чтобы утвердить свое господство в домашнем хозяйстве. Таким образом, запрет будет отражать беспокойство старшего поколения по поводу стабильности своего статуса и авторитета с течением времени. Кроме того, даже после смерти отца сыновья могут конкурировать за вдову (вдов) отца, при этом успешный сын претендует на место умершего отца в качестве главы семьи, тем самым нанося ущерб процессу наследования своих братьев.

Адония и Ависага

Такое прочтение подтверждается историей Адонии в Книге Царств. История начинается, когда Адония пытается короновать себя как царя, но ему мешают, когда Вирсавия и Нафан убеждают Давида на его смертном одре короновать Соломона.

После смерти Давида Соломон не причиняет вреда Адонии, пока его брат не приходит к Вирсавии с просьбой жениться на молодой и красивой наложнице своего покойного отца Ависаге (3 Цар. 2:13–18). Вирсавия считает просьбу безобидной (2:19–21), но Соломон понимает ее как интригу против себя:

‏מלכים א ב:כב וַיַּעַן הַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה וַיֹּאמֶר לְאִמּוֹ וְלָמָה אַתְּ שֹׁאֶלֶת אֶת אֲבִישַׁג הַשֻּׁנַמִּית לַאֲדֹנִיָּהוּ וְשַׁאֲלִי לוֹ אֶת הַמְּלוּכָה כִּי הוּא אָחִי הַגָּדוֹל מִמֶּנִּי וְלוֹ וּלְאֶבְיָתָר הַכֹּהֵן וּלְיוֹאָב בֶּן צְרוּיָה.

3Цар 2:22 Царь Соломон сказал матери своей: зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, друзья.

Давид и Ависага. Педро Америко 1879 год
Давид и Ависага. Педро Америко 1879 год

Соломон видит в этой просьбе такую ​​мощную угрозу, что немедленно казнит Адонию:

מלכים א ב: וַיִּשָּׁבַע הַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה בַּי־הוָה לֵאמֹר כֹּה יַעֲשֶׂה לִּי אֱלֹהִים וְכֹה יוֹסִיף כִּי בְנַפְשׁוֹ דִּבֶּר אֲדֹנִיָּהוּ אֶת הַדָּבָר הַזֶּה. ב:כד וְעַתָּה חַי יְהוָה אֲשֶׁר הֱכִינַנִי (ויושיביני) [וַיּוֹשִׁיבַנִי] עַל כִּסֵּא דָּוִד אָבִי וַאֲשֶׁר עָשָׂה לִי בַּיִת כַּאֲשֶׁר דִּבֵּר כִּי הַיּוֹם יוּמַת אֲדֹנִיָּהוּ. ב:כה וַיִּשְׁלַח הַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה בְּיַד בְּנָיָהוּ בֶן יְהוֹיָדָע וַיִּפְגַּע בּוֹ וַיָּמֹת.

3Цар 2:23 Тогда царь Соломон поклялся ЯХВЕ, говоря: то и то пусть сделает мне Бог, и еще больше сделает, если Адония не просил сего ценою жизни своей! 2:24 Теперь, когда жив Господь, утвердивший меня и посадивший меня на престол Давида, отца моего, и давший Ему дом, как Он и обещал, Адония должен быть предан смерти в тот же день! 2:25 И наставлял Соломон Ванею, сына Иодая, который поразил Адонию; так он и умер.

Конечно, попытка Адонии представлена ​​здесь как нечто большее, по крайней мере, в представлении Соломона, чем просто влечение.

И все же история в начале Книги Царств опровергает предположения, которые мы находим в книгах Левит, поскольку проблема здесь в том, что Адония и Соломон оба стремились к престолу. В противном случае, как следует из истории, это не было бы проблематичной просьбой. Действительно, именно поэтому Вирсавия считает это безобидным, если бы Адония просил о чем-то, что широко запрещалось в обществе как нарушение основного табу, она бы не отреагировала так легко.

Наложницы Авессалома и Давида

Силовой аспект такого союза еще яснее проявляется в истории восстания Авессалома. Когда сын Давида Авессалом восстает против него (2 Царств 15–16), Давид бежит из Иерусалима со всем своим двором, за исключением десяти наложниц, которых он оставляет «охранять» дворец (2 Царств 15:16). Главный советник Авессалома, Ахитофел (предавший Давида) советует Авессалому лечь с этими женщинами:

שׁמואל ב טז: כא וַיֹּאמֶר אֲחִיתֹפֶל אֶל אַבְשָׁלֹם בּוֹא אֶל פִּלַגְשֵׁי אָבִיךָ אֲשֶׁר הִנִּיחַ לִשְׁמוֹר הַבָּיִת וְשָׁמַע כָּל יִשְׂרָאֵל כִּי נִבְאַשְׁתָּ אֶת אָבִיךָ וְחָזְקוּ יְדֵי כָּל אֲשֶׁר אִתָּךְ. טז:כב וַיַּטּוּ לְאַבְשָׁלוֹם הָאֹהֶל עַל הַגָּג וַיָּבֹא אַבְשָׁלוֹם אֶל פִּלַגְשֵׁי אָבִיו לְעֵינֵי כָּל יִשְׂרָאֵל

2Цар 16:21 Ахитофел ответил Авессалому: «Вступи в связь (буквально «войди») в наложниц отца твоего, которых он оставил охранять дворец. Когда весь Израиль услышит, что ты сделался ненавистным своему отцу, все, кто поддерживает тебя, ободрятся». 16:22 И раскинули шатер для Авессалома на кровле, и Авессалом вошел в наложниц отца своего на глазах всего Израиля.

Мотивация Авессалома заниматься сексом с женщинами своего отца — это способ публично объявить «всему Израилю», что он полностью разрывает связи со своим отцом и вытесняет его, одновременно демонстрируя слабость своего отца и свою собственную мужественность.

И все же, несмотря на то, что связь с женой отца для достижения власти является вероятным мотивом в этих конкретных случаях, трудно увидеть озабоченность чем-то столь ограниченным, как причина общего запрета на жену отца в книге Левит и даже во Второзаконии. В самом деле, примечательно, что и в случае с Авессаломом, и в случае с Адонией мы говорим о принце, взявшем жену нынешнего или предыдущего царя; такие заговоры нормальны для королевских дворов, но не имеют четкой аналогии с обычными людьми.

5. Телегония

В Библии распространено представление, что, когда мужчина занимался сексом с женщиной, женщина была навсегда отмечена сущностью мужчины, переданной через его семяизвержение. Любой мужчина, который впоследствии занимается сексом с этой женщиной, соприкоснется с сущностью этого мужчины, поскольку она остается в женщине. Как развитие этой мысли, сын может испортить семя отца, своим контактом, загрязнить его.

6. Форма неправильного смешивания

Возможно, когда сын занимается вступает в связь с женой/женщиной отца, он вступает в контакт с сущностью отца, и сущности отца и сына смешиваются в одном и том же сосуде (женщине). Это стало рассматриваться как форма неправильного или незаконного смешивания, иногда обозначаемая как תֶּבֶל.

Запрет невестки

Действительно, стих, следующий за запретом на связь с женой отца в Левит 20, относится к обратному случаю:

ויקרא כ: יב וְאִישׁ ִשְׁכַּב יִשְׁכַּב אֶת כַּלָּתוֹ מוֹת יוּמְתוּ שְׁנֵיֶם ִשְׁכַּב אֶת כַּלָּתוֹ מוֹת יוּמְתוּ שְׁנֵיהֶם תֶּבֶל עָשׂוּ דְּמֵוֹ בָּם.

Лев 20:12 Если кто ляжет с невесткой своей, то оба они да будут преданы смерти; они совершили неправильное смешивание - их вина на них.

Связь с невесткой также осуждается в Иезекииля 22:11, где по отношению к акту используется глагол «осквернить» (טָמֵא).

Отец и сын с одной и той же женщиной

Пророк Амос. Джеймс Тиссо
Пророк Амос. Джеймс Тиссо

Это табу против неправильного смешивания объясняет отрывок из книги Амоса, в котором израильские отцы и сыновья обвиняются в том, что они занимались сексом с одной и той же женщиной:

ויקרא כ:יב וְאִישׁ אֲשֶׁר יִשְׁכַּב אֶת כַּלָּתוֹ מוֹת יוּמְתוּ שְׁנֵיהֶם תֶּבֶל עָשׂוּ דְּמֵיהֶם בָּם.

Ам 2:7 Они попирают головы бедных в прах земной и искажают путь смиренных. Мужчина и его отец идут к (одной и той же) молодой женщине и тем самым оскверняют Мое святое имя.

Амос не уточняет контекст, и рассматриваемая женщина, вероятно, является проституткой или рабыней, с которой занимаются сексом и отец, и сын. Примечательно, что термин, который использует Амос, חָלַל «осквернять», также используется Иаковом, при осуждении своего сына Рувима за то, что он спал с его наложницей:

בראשׁית מט: ג רְאוּבֵן בְּכֹרִי אַתָּה כֹּחִי וְרֵאשִׁית אוֹנִי יֶתֶר שְׂאֵת וְיֶתֶר עָז. מט: ד פַּחַז כַּמַּיִם אַל תּוֹתַר כִּי עָלִיתָ מִשְׁכְּבֵי אָבִיךָ אָז ְצ יְצוּעִי עָלָה.

Быт 49:3 Рувим, ты мой первенец, моя сила и первый плод силы моей, превосходный по положению и превосходящий силою. 49:4 Неукротимый, как вода, ты уже не преуспеешь, потому что, взобравшись на ложе отца твоего, ты осквернил его…

Упрек Амоса отражает веру в то, что отец и сын не должны вступать в связь с одной и той же женщиной, даже если эта женщина не была женой одного из них. Это контрастирует с §194 хеттских законов, в котором указывается, что для отца и сына не является преступлением заниматься сексом с одной и той же рабыней или проституткой.

§194 …Если отец и сын спят с одной и той же рабыней или проституткой, это не является преступлением.

Амос не объясняет, почему это проблематично; он предполагает, что его израильская аудитория знает, почему он осуждает такое поведение. Табу на смешение сущностей могло бы объяснить как отрывок из Амоса, так и запреты в Левите и Второзаконии.

Израильтянин боится смешения сущностей

Кажется вероятным, что запрет на секс и брак с женой отца имел более чем одну причину, и одним из факторов был страх перед разладом в семье. Вера в то, что сущности отца и сына не должны смешиваться в одной и той же женщине, вероятно, развивалась с течением времени, приняв свою окончательную форму в Коллекции святости (и отраженной в Иезекииле), но ее корни могли быть довольно ранними.