Найти тему
Книжный класс

Монахи Константинополя: с Востока – свет

Претензии так называемого коллективного Запада на лидерство во всем – политике, экономике, военной мощи, культуре, религиозно-духовной жизни и т.д. – уходят своими корнями в тысячелетнюю глубину, в историю раскола двух христианских церквей. Наглое анафематствование 16 июня 1054 года римскими легатами константинопольского патриарха Михаила Керуллария от имени папы Льва IX (три месяца как умершего на тот день!) было перекрыто ответным церковным проклятием. Но это была только внешняя яркая вспышка, энергия которой копилась веками.

-2

В своей христианизации страны Западной Европы шли римским путем. Их светские правители и церковная верхушка приняли христианство как программу общественного устройства, освященного господним авторитетом. Франкские и германские племена в строении своих государств заимствовали правовую установку римской языческой империи, для которой очень кстати пришлась подпорка в виде вертикали церковной власти с «непогрешимым» первосвященником во главе. «Первому» Риму времен раннего средневековья были чужды отвлеченные усилия и поиски внутреннего самопознания.

житие св.Евстратия (фрагмент) XII в.
житие св.Евстратия (фрагмент) XII в.

Окружающие его вчерашние язычники, варвары абсолютно не ценили богословское наследие эллинов. Подсознательно понимая их гигантское превосходство не только в культуре, но и в воцерковленности, они сочли для себя узаконенным, легитимным христианством только то, что подчинялось папской власти. (Как же все повторяется через тысячу лет: «мир, основанный на правилах» - на их правилах!)

Эжен Делакруа. Вступление крестоносцев в Константинополь
Эжен Делакруа. Вступление крестоносцев в Константинополь

Последняя нить между Западом и Востоком порвалась в 1204 году, когда крестоносцы варварски разграбили и разрушили Константинополь. И слово «варварски» здесь не эпитет. В сознании и крестоносцев, и римских первосвященников, которые благословляли эти походы, Восток был уже не христианским. На восточных землях, в городах, где существовали епископские кафедры, латиняне ставили свою, параллельную иерархию. Со святынями Востока можно было делать все что угодно: уничтожать его иконы, жечь книги, попирать «восточный крест-распятие», а самое ценное – увозить на Запад. Очень скоро Восток стал платить Западу той же монетой. Именно после эпохи Крестовых походов Великий Раскол стал необратим.

Монастырь Хора (Константинополь)  фрагмент фрески
Монастырь Хора (Константинополь) фрагмент фрески

Здесь можно было бы без конца продолжать заслуженные упреки в адрес вековых заблуждений недалекой и высокомерной религиозной когорты, обвиняющей восточное православие в том, что «оно само себя отлучило от истинной церкви», разрушило церковное единство, пошло путем ересей» и т.д. Можно было бы всех западных богословов счесть апологетами мнимого превосходства их религиозных и культурных ценностей. Но лучше сделать другое – расслышать в якобы едином хоре отдельные голоса, способные воздать должное тем, кого в течение десяти веков привыкли обзывать «схизматиками».

Аббат Эжен Марен (Eugene Marin, 1860-1921)
Аббат Эжен Марен (Eugene Marin, 1860-1921)

Французский историк церкви Эжен Марен в своей книге «Монахи Константинополя III-IX вв.» пишет: «В течение всего раннего Средневековья, когда западные монахи не создали почти ни одного литературного произведения, византийские монахи не только обращали в христианство и приобщали к цивилизации варварские народы, но и свято сохранили сокровища древней литературы и традиции всех священных и мирских наук. Именно они сберегли античный запас знаний, сумели приспособить его к нуждам нового общества, создали изумительную христианскую поэзию, которая намного превосходит попытки поэтов латинского Запада.

Монастырь Хора (Стамбул) быв. Константинополь
Монастырь Хора (Стамбул) быв. Константинополь

Их монастыри были поразительными школами, где ученики изучали богословие, историю, аскетизм, сочинение житий, сложение гимнов и песнопений, музыку, живопись, каллиграфию, искусство миниатюры и все науки. Именно они были «библиотекарями человечества» …и не только. Роль монастырей в государственной жизни Византийской империи, в ее политике, экономике, благотворительности была чрезвычайно высока. О том, какие традиции византийского монашества были переняты и укреплены «Третьим Римом» - русским православием – французский историк не пишет, оставаясь в избранных временных рамках, но для тех, кто живет интересами современной церкви, открывается прекрасная возможность для собственных выводов и сравнений.

фото издательства "Центрполиграф"
фото издательства "Центрполиграф"

Марен Эжен Монахи Константинополя III – IX вв. Жизнь за стенами святых обителей столицы Византии. /пер. с фр. И.А. Петровский. – Москва: Центрполиграф, 2022. – 415 с.

Содержание

  • Предисловие
  • Часть первая. МОНАСТЫРИ
  • Глава 1. Основание монастырей до царствования Юстиниана.
  • Глава 2. Основание монастырей со времён Юстиниана до IX века.
  • Глава 3. Названия, разновидности и правила основания монастырей.
  • Глава 4. Общее описание устройства монастырей.
  • Глава 5. Церковные благотворительные учреждения.
  • Глава 6. Топография константинопольских монастырей.
  • Часть вторая. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ МОНАХОВ
  • Глава 1. Игумен.
  • Глава 2. Другие должностные лица в монастырях.
  • Глава 3. Монастырские уставы: три свода правил монашеской жизни.
  • Глава 4. Обеты и обязанности монахов.
  • Глава 5. Наказания для монахов.
  • Глава 6. Монашеская дисциплина при Фотии.
  • Часть третья. МОНАХИ И ДУХОВНЫЕ ВЛАСТИ
  • Глава 1. Монахи и константинопольский патриарх.
  • Глава 2. Монахи на Вселенских соборах в Эфесе и Халкидоне.
  • Глава 3. Монахи и Фотий.
  • Глава 4. Константинопольские монахи и Апостольский престол.
  • Часть четвёртая. МОНАХИ И ИМПЕРАТОРЫ
  • Глава 1. Религиозные столкновения: императоры-монофизиты.
  • Глава 2. Монахи и Юстиниан.
  • Глава 3. Монахи и императоры-монофелиты.
  • Глава 4. Монахи и императоры-иконоборцы.
  • Часть пятая. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ МОНАХОВ
  • Глава 1. Учёные занятия монахов.
  • Глава 2. Библиотеки монахов и школы каллиграфии.
  • Глава 3. Монашеские миниатюра и живопись.
  • Глава 4. Писатели-монахи: богословы, летописцы, биографы.
  • Глава 5. Писатели-монахи: поэты и авторы гимнов.
  • Заключение
-9

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.