Фильм «Высокое искусство» (1991), хотя и неизвестен широкой публике, но в «узкой среде» считается своего рода культовым явлением. Появившись на излете эпохи видеосалонов, кассеты с ним засматривались «до дыр» теми, кто хотел постигать основы «ножевого боя», который в указанное время от всякого рода кунг-фу и карате считался чем-то неведомым.
Кинолента отличалась разнообразием: как жанровым, так и наименовательным. Дело в том она также была известна под альтернативными названиями: «Напоказ», «Экспозиция», «Нож», «Кинжал».
Сама кинокартина начиналась как типичный нуар, и это ощущение усиливалось от использования закадрового голоса. Затем действие переходило в сферу триллера, даже отчасти с элементами слэшера. Потом начинался экзотик-экшен. В итоге всё сводилось к формулам боевых искусств, с обязательным для оных возданием «плохим парням».
По сути это была дебютная работа Уолтера Саллеса, который явил зрителю родной Рио-де-Жанейро в не самом привлекательном свете. Это мы с подачи Остапа Бендера мыслили Рио как нечто респектабельное. Однако на практике это был город трущоб, что Саллес отдельно подчеркнул в качестве исполнительного продюсера в легендарном «Городе Бога» (2005).
Итак, в Рио за мрачным вдохновением прибыл американский фотохудожник Питер Мандрейк, который, рискуя жизнью, направляется на самые рисковые задания. То в неблагополучные районы, где шантрапа почти сразу же хватается за нож. То на странные развлечения, когда юноши, катающиеся на крышах поездов, пытаются увернуться от летящих навстречу проводов, балок и перекрытий.
Не успел пригнуться – прощайся с жизнью. Поэтому на фотографиях Питера очень часто встречается смерть. В какой-то момент к нему с просьбой обратилась девушка, не слишком обремененная нормами приличного поведения. Дескать, один из её клиентов забыл какие-то очень ценные дискеты, а потому она опасается за свою жизнь.
Надо сказать, что боялась она не зря. Дискета оранжевого цвета оказалась нужна всем сомнительным типам из округи и даже за её пределами. Что в итоге стоило девице жизни. А заодно под угрозу было поставлено существование фотографа и его подружки. В какой-то момент его чуть было не зарезали. Хотя в данном случае «чуть-чуть» - это как бы не считается. А потому он остался жив.
И вознамерился он воздать всем нехорошим людям, что докучали ему. Но сделать это решил не абы как, но посредством ножа. Для чего стал постигать основы ножевого боя. И этим вызвал немалые опасения своей приятельницы, так как стал буквально одержим холодным оружием.
В сюжете оказались перемешаны самые разные действующие лица: бандиты, банкиры, маньяки, творческие люди, гражданочки самого разного уровня социальной ответственности, разного рода барыги и прочие малоприятные персонажи. Именно по этой причине фильм сложно отнести к какому-то определенному жанру – в нём есть всего понемногу.
Хотя финал в высшей мере поучительный. Пройдя через горнило самых тяжелых происшествий, Питер перестает снимать смерть, и решил запечатлеть на пленку только любовь. Собственно это и есть «высокое искусство», а вовсе не умение грамотно работать ножом (хотя тот, надо признаться, очень красивый).