Найти тему
Moscow Meltdown

Настоящая история воображаемой группы Gloomy Friday, Часть 5: Dead, Rotten, Forgotten. Концерт в клубе «Plivka»

Автор: Антон Мордвинов

Остаток 2016 года решили отдохнуть, позаниматься своими делами, просто пообщаться и набраться идей. Влад всерьёз увлёкся сборкой модульных синтезаторов, паял детали, которые получал по почте от производителей. Я же слушал много разной музыки, плотно подсел на Классическую Берлинскую Электронику, особенно, на Tangerine Dream. В их космической музыке я нашёл то, чего мне сильно не хватало у Pink Floyd. Pink Floyd темы космоса не особо трогали, даже «Dark Side of the Moon» был лишь метафорой. А мне хотелось фантастики, далёких галактик. И «Kosmische Musik» мне их дал с лихвой. Продолжительные электронные неочевидные мелодии рисовали в воображении картины неизведанных миров, длительных перелётов в глубинах космоса.

Шёл 2017-й год. Наши былые заслуги настигли нас в виде качественных рецензий на альбомы «Automatic Sublimation» и «Wish Machine», написанных талантливым и интеллигентным музыкальным журналистом, меломаном и писателем Николаем Чувиковым. Он, как истинный охотник до нового и неизведанного, искренне проникся нашими звуковыми полотнами и весьма оригинально передал настроения и образы, которые возникли в его сознании под впечатлением от услышанного.

Влад уже вполне уверенно управлялся с множеством модулей синтезатора, ловко соединяя патчкордами входы сигналов с выходами, и иногда выступал с сольной программой. Я же принялся за сочинение нового материала, следуя договорённости с Владом, мол будет что новое - приноси. Первый трек рождался в муках. И дело было вовсе не в муках творчества, а в необъяснимом нервозном состоянии, которое долго не давало мне завершить начатую запись. Однажды, в приступе бешенства, я даже стёр записанное, но верный друг Ardour не дал мне удалить дорожку насовсем, сохранив копию. За три подхода через длительные интервалы мне всё же удалось завершить новую композицию. Назвал я её в соответствии с нескрываемым обожанием Tangerine Dream и своим тяжёлым состоянием, усугубляемым невыносимой бессонницей - «Orange Insomia». Это был уже полноценный космический эмбиент, продолжительный, загадочный и мрачный. При написании его воображение рисовало очень продолжительный перелёт к отдалённой звезде, сопровождающийся безумной бессонницей. Влад сперва хотел добавить к единоличному искажённому басу в треке либо ударные, либо ритм, но потом согласился с его самодостаточностью.

Следующий трек «Marching Days» отражал моё мимолётное увлечение классическим хардкором, типа «Black Flag» и «Poison Idea». Да и просто хотелось приколоться с маршевым ритмическим рисунком ударных, пиццикато и хардкорным хаосом в середине трека. Здесь Владу тоже нечего было добавить.

Эволюционно назрела идея объединить звучание модульных синтезаторов и баса, к чему мы с Владом радостно приступили. Бас подключили к синтезатору, работой которого управлял Влад и обрабатывал звук баса через модули. Он переключал проводки и подыгрывал мне касаниями к контактному микрофону. Я же играл уже не мелодии, не конкретные рисунки, а эмбиентные запилы то на басу, то на гитаре. Подход отчасти напоминал сессии записи «аномальных» треков для «Wish Machine», снова в ход пошли различные посторонние предметы для воздействия ими на струны. Более того, атмосфера этих живых джемов напоминала о той волшебной эпохе, когда мы писали музыку для Зоны Посещения. За несколько продолжительных сессий было записано материала в общей сложности на 5 часов. После чего мы переслушивали, редактировали и отбирали наиболее удачные треки. Цензуру прошли 8 треков, которые выстроились в концептуальный ряд.

Первым шёл «A New Beginning», красноречиво заявляя о совершенно новом подходе к написанию музыки. Следующий трек «Going Deeper» глубже погружал в непонятную, пугающую атмосферу. «Cave of Mirrored Drops» получился наиболее мелодичным и загадочным, с сверкающим во мраке секвенсорным ритмом. В названии «VoVShaM» зашифровали «Vociferation of Vlad Suppish at Moontone». Далее следует трилогия «November's Drape», посвящённая неизбежному началу зимы и увяданию всего, чему суждено замёрзнуть. Тему холодной смерти закрывает «Last Rites».

Даже после строгого отбора материала, продолжительность альбома составила 3 часа. Предвидя то, что публике будет крайне трудно воспринимать столь долгое эмбиентное путешествие, я предложил назвать альбом «Dead, Rotten, Forgotten». Это название я придумал задолго до записи и намеревался использовать для очередного сборника всякого сырого старья. Но в данном контексте название довольно точно охарактеризовало как гнетущую, беспросветную атмосферу альбома, так и его судьбу быть забытым публикой, привыкшей в силу ускорения темпа жизни к кратким формам. На обложку я поместил обработанный кадр из классического фильма Джорджа Ромеро «Day of the Dead», в котором зомби просветлённым взглядом проявляет остатки сознания, слыша музыку в наушниках. На идею использования кадра из фильма натолкнула обложка дебютного альбома Deceased «Luck of the Corpse», на котором запечатлена сцена из фильма Марио Бавы «The Three Faces of Fear», третьей новеллы «The Drop of Water».

Вопреки ожиданиям, альбом получил хвалебную рецензию от уже ставшего моим другом Николая Чувикова. Между прочим, дружба с критиком вовсе не гарантирует того, что на откровенно слабый материал он напишет хорошую рецензию.

Воодушевлённый успешным возобновлением совместного творчества, Влад предложил отыграть программу на концерте. У него была возможность выступить на фестивале электронной музыки «Corridor Audio Birthday party» в клубе «Plivka», приуроченном первой годовщине лейбла «Corridor Audio» наряду с представителями современной экспериментальной и танцевальной электронной музыки. Нам отводился отдельный зал для чиллаута, где мы могли играть свой эмбиент. Естественно, я без колебаний согласился, но поставил условие, чтоб на афишах было указано название «Gloomy Friday», а не «Vlad Suppish». Также, меркантильный демон подбил меня поднять вопрос гонорара. На этой почве мы чуть не поссорились, когда менять содержание афиши Влад отказался, а про гонорар можно было даже не мечтать. Ради дружбы и возможности выступить, нашли компромисс: на выступлении мы объявляем себя Gloomy Friday, а отсутствие гонорара нам компенсирует 50% скидка на баре. Барная скидка оказалась судьбоносной.

Явившись на концерт с аппаратом, мы обнаружили свою сцену в производственном здании Киевской Кинофабрики, в одном из проекторных залов. По соседству, находился зал для рейва, где уже довольно громко настраивали аппарат. Мы морально приготовились играть громко, чтоб нас не заглушали звуки из соседнего зала. Перед сценой были «ждуны» - мягкие мешковидные сидения, а дальше - подиум с креслами. На сцене для нас поставили микшерный пульт, колонки и полосатый красно-белый дорожный конус. Привет, Kraftwerk! Своё выступление мы планировали записать с пульта на рекордер. Учитывая то, что играть нам предстояло всю ночь, а продолжительность записи на рекордере ограничена двумя часами, решили включать его только тогда, когда хорошо разыграемся. Подключились, настроились, выпили по бутылке пива для раскованности и начали играть медленное интро. На звуки иной музыки стали сходиться слушатели. Одни оставались послушать, другие убегали колбаситься под техно, но, напрыгавшись, возвращались к нам отдохнуть и «сменить пластинку».

Играть перед воодушевлённой публикой было очень приятно, происходил обмен энергией, когда люди вдумчиво или мечтательно слушали, удобно развалившись в креслах, и тогда, когда в перерывах подходили и интересовались тем, как мы это делаем. Нам удалось без проблем поймать волну и сыграть действительно увлекательные номера. Играть было также и трудно, поскольку у нас не было права на ошибку, мне часто неожиданно приходилось перестраиваться на новый паттерн, льющийся из модулей Влада. Бывало, Влад без предупреждения переключал мне примочку и этим ломал построенную мелодию, или делал бас на микшере настолько тихим, что я переставал слышать, что играю. Но, несмотря ни на что, было очень интересно, познавательно и комфортно. В антрактах ходили послушать других исполнителей, дозаправлялись на баре, общались с слушателями. Так, с небольшими антрактами, отыграли часов 7. В конце выступления к нам присоединились поджемить ребята из «Луна 9» со своими модулями и секвенсорами, вышло довольно мило.

Уже под утро кумулятивный эффект от усталости, бессонной ночи и выпитого на баре достиг критического значения, слушатели стали расползаться, а меня сморило, случился провал. Очнулся уже поздним утром в пустом зале, ни баса, ни куртки с шапкой найти не смог, телефон Влада не отвечал. На дворе была середина ноября, добираться в таком виде домой было бы затруднительно. Выручил друг Паша, по счастливой случайности проезжавший недалеко, и когда я ему позвонил, согласился отвезти меня домой на машине. Заехали к Владу, где он, сонный и злой, выдал мне мои вещи и инструмент и повалися спать дальше. Оказалось, он не смог привести меня в чувство и уехал домой один со всем аппаратом и моей одеждой и инструментом. Назревал конфликт. Вдобавок потом оказалось, что ничего путного он так и не записал, все лучшие моменты выступления остались незапечатлёнными.

Послушать альбом можно тут: https://gloomyfriday.bandcamp.com/album/2017-dead-rotten-forgotten

#gloomy friday #dead rotten forgotten #psychedelic rock #dark ambient #experimental