Найти в Дзене
За чашкой кофе

56. Свадьба, налаживание семейной жизни и скорое расставание. Из записок участкового

из архива автора
из архива автора

Гипс у Максимова скоро сняли, лодыжка срослась, но хромота еще оставалась. Участковый пока ходил с палкой и по своему району не ездил. Был бы он один, конечно уехал. Но намечалась свадьба с Дарьей Ивановной, Дашей. И жених, и невеста не хотели расставаться даже на день. Свадьба готовилась необычная, но для молодых это пока был сюрприз, который держали в строгом секрете.

И вот настал наверное самый важный день в жизни Петра и Даши. А сюрприз заключался в следующем. Максимов и Дарья были комсомольцами, поэтому и свадьбу для них решили устроить комсомольскую. За подготовку взялся районный комитет комсомола. И деньги на это праздничное мероприятие были выделены милицией и районной больницей.

На свадьбу был приглашен партийный и комсомольский актив. Конечно это были друзья и коллеги Петра и Даши. Райцентр Юзьва был не таким и большим, все знали друг друга, и отношения между людьми по большей части складывались добрыми. Конечно приехали родители Даши, которые жили во Владимирской области. Для них это было настоящим путешествием, тем более очень радостным.

Торжества начались с ЗАГСа, продолжились в местном клубе, где были накрыты столы. Желающих поздравить молодых набралось много. Поздравительных речей набралось тоже предостаточно, как и подарков. И главный подарок от комсомола по тем временам был очень значимым - новенький приемник Звезда 54.

из архива автора
из архива автора

Где, как достали по тем временам это чудо техники, осталось неизвестным. Но для молодых такой радиоприемник стал настоящим чудом, окном в мир. Приемник был поставлен в комнате, где жили Петр и Даша на отдельную тумбочку на видном месте и накрыт белой вышитой салфеткой. Приемник мог поймать передачи Всесоюзного радио на длинных и средних волнах. Были и короткие волны, но радиостанции на них не слушали.

Свадьба отыгралась, а жизнь между тем продолжалась, и молодым ее пришлось строить совсем другую, новую. Люди встречаются, влюбляются, женятся, а жить на первых порах им приходится у родителей. В Сельском общежитии комнат для семейных не было, просто не хватало. Поэтому Даша перешла жить к Петру, теперь уже к мужу.

Отношения с родителями мужа у Даши никак не складывались и не сложились. Чистюля и аккуратистка Даша так и не смогла привыкнуть, мягко говоря, к неаккуратности и оставшемуся для нее чужим образу жизни. Она старалась навести порядок, даже отмыла весь родительский дом. Не просто отмыла, отскоблила ножом не только обеденный стол, но даже некрашеный пол. И сначала радовалась наведенному порядку.

Но не прошло и нескольких дней после генеральной уборки, Даша вернулась домой и оторопела. Отскобленный до бела пол был затоптан, да так, что принесенная с улицы на обуви глина уже засохла.

- Мама, что это? - Спросила недоумевающая Даша у свекрови.

- Валька, чертовка, из школы прибегала. - Ответила свекровь. Валя была младшей сестрой участкового.

Кроме этого Даша косилась на чугунок с брагой, накрытый сверху сковородой, обмазанный глиной для герметичности и стоящий на печке. Чтобы сковороду не сорвало при брожении, она была расклинена поленом в балку потолка. Это было изобретение свекра, любившего выпить не только по праздникам. Делать замечания свекру вообще было нельзя, Даша побаивалась его крутого характера.

Попытки Даши принести в дом мужа порядок закончились ничем, и она смирилась, если смирилась. Получилось так, что Петр сначала предстал перед ней несколько другим. Скорее даже не другим. Просто сторона его домашней жизни, его родня накладывали на мужа свой отпечаток, который вне дома оставался незаметным. И еще не известно, чем бы закончилась только начавшаяся семейная жизнь, если бы не случилось одно очень важное событие.

Максимов сидел в своем кабинетике, приводил в порядок дела, когда его вызвал к Себе начальник отдела полковник Строгий.

- Разрешите, товарищ полковник? - Максимов зашел в кабинет к начальнику, прихватив несколько постановлений, рапортов, где требовалась подпись руководства.

- Заходи, заходи, давай без церемоний, садись.

- Из округа никаких вестей?

- Нет, как увезли задержанных, так с концом.

- Крутят.

- А что с ними еще делать.

- Без органов наверное не обошлось.

- Это уже их дело, как ордена, медали делить... Золота нам только не хватало.

- Если зацепят что, все равно ведь сюда, к нам, приедут?

- Это уж точно. В теплых кабинетах ничего не высидишь. - Строгий мог поговорить откровенно с тем, кому доверял.

- Хотя... - Максимов задумался.

- Ты чего?

- Да, так... рано еще говорить.

- Ну, надумаешь, скажешь... Золото покоя не дает? - Предположил Строгий.

- Золото, да не золото. - Максимов продолжил рассуждать в слух. - Не простое это золото. И стоит за ним кто-то.

- Ты же говорил древнее оно... да и умерли все в пещере. Как говорится: концы в воду.

- Если бы... Но... ладно, сам никак не пойму.

- Может и не надо?

- Может... Всякого я в тайге навидался.

- Ты мне это брось. - полковник напустил на себя строгий вид. - Видел я таких людей... кто по этой дорожке пошел. Знаешь, где они?

- Знаю... -Максимов замолчал, но с начальником не согласился. А тот вроде как и не заметил этого несогласия. Есть такое, в чем невозможно переубедить человека, сам должен дойти, иначе толку все равно не будет.

- Что принес? - Строгий перешел на другое.

- Два материала, так, мелочевка - незаконная вырубка.

- Давай. - Строгий пробежал документы по диагонали. - Строиться задумали?

- Не хотят как положено лес выписать. - Возмутился участковый.

- Да, все норовят в обход, думают как проще. А получается вот что. Согласен. - Начальник тут же подписал бумаги. - Вот за что люблю тебя Максимов, так за оперативность. И пожениться успел, и два уголовных дела сделал. Что сказать, молодец!

- Есть! - Максимов был доволен.

- Да, вот что я хотел с тобой переговорить... - Строгий явно не знал с чего начать, а Максимов конечно не торопил, ждал.

- Не думаешь доучиваться? - Начальник, закурил и начал нужный разговор, который откладывать было нельзя.

- Да я вроде и так все время учусь. - Максимов конечно понял о чем идет речь, но хотел оттянуть неприятное.

- Нельзя тебе дальше без образования.

- А что, уволить могут?

- Нет конечно, не уволят. Только не век же тебе в участковых ходить. С твоими способностями дальше двигаться надо. А для этого образование, корочки нужны.

Максимов помрачнел. Такое предложение означало одно - надо было ехать на учебу. А уезжать сразу после свадьбы очень не хотелось. - Может повременить? - Спросил участковый.

- Ладно, повременим. До завтра. - Строгий улыбнулся.

- А ехать куда? - Максимов тяжело вздохнул.

- В Калининград. Я договорился с кадрами. Доучиться-то там тебе не много осталось. Сдашь, чего тебе до диплома не хватает, и обратно.

- С женой надо посоветоваться.

- Вот и я о том же. Сегодня посоветуешься, а завтра ответ дашь. - Строгий улыбнулся. - Ну, договорились?

- Договорились. - Другого ответа Максимов дать просто не мог. Понимал, доучиваться надо. Вот только как к такому повороту отнесется Даша?

_____________________________

- И думать тут нечего! - Тут же ответила Даша мужу за ужином. Они были дома одни. - Без образования сейчас нельзя, тем более тебе в милиции.

- А ты как же?

- Ничего, потерпим. Мы ведь только жить начинаем. Все у нас еще впереди. - Даша ответила уже не за себя, а сразу за двоих, за пока еще маленькую, но уже семью.

Максимов как-то после таких слов сразу успокоился.

- Только вот что... - Даша задумалась.

- Ты чего?

- Не обижайся... не хочу я одна с твоими оставаться.

- Да я вижу. Мне и самому в последнее время с ними тяжело стало... Другой жизнью от тебя повеяло, не деревенской что ли.

- Вот ты выучишься, и в округ переедем! - Тут же подхватила Даша... А пока попроси для меня комнату у начальника.

- Попросить? - Максимов растерялся.

- Попроси, попроси. пусть поможет. Нас сколько в одном доме живет?

- Родители, мы, Валя и Борис.

- Ну вот, шестеро, в таком маленьком домишке.

- Ладно, попрошу. - Максимов согласился, хотя не знал, как завтра начать такой разговор со Строгим.

А со Строгим получилось все очень просто. Для него было главное - отправить Максимова учиться. Поэтому вопрос с жильем для Даши он пообещал решить и решил. Заехал в районную больницу поговорить с главным врачем о том о сем.

И между прочим рассказал, что отправляет Максимова доучиваться. Поэтому его жену, Дарью Ивановну, надо на это время куда-то пристроить. Домишко родителей мужа и так переполнен. А на койку обратно в общежитие уже как-то неудобно. Стали думать вместе. Главврач позвал завхоза - две главы хорошо, а трие еще лучше. И придумали!

У больницы был флигель, отапливался от общей больничной котельной. И в этом флигеле завхоз несколько помещений как оказалось использовал очень уж вольготно. Вышли из положения, освободили комнату, и даже принесли кое-какую мебель, правда тоже больничную. Но это был выход из положения.

В этот же день Петр и Даша переехали. Родители вроде как и обиделись, но не очень, понимали, молодым лучше начинать жить отдельно. Вещей у Даши было немного, у Максимова еще меньше. Мама снабдила молодых кой-какой посудой, бельем. Погрузили на сани, и верный Султан перевез все на новое место. А главный врач даже остался довольным, теперь Дарья Ивановна жила при больнице и всегда могла оказать помощь.

Петр и Даша на новом месте обустроились быстро. Только три вещи Максимов так и не знал куда положить. Вещи это были вроде его, а вроде и нет - деревянная кукла Дайка, закрытая шкатулка и обрывок полуистлевший ткани с рисунком, пунктирной линией, указывающей путь к пещере, в которой хранилось золото.

- Ты что как неприкаянный? - Спросила Даша мужа.

- Да вот, не знаю, куда положить.

- А что это?

- Долго рассказывать... расскажу конечно когда-нибудь.

- Давай куклу повесим над дверью в комнате. - Даша сначала повертела куклу в руках. И Максимову иногда казалось, что кукла пропадает и сливается с Дашей. "Что за наваждение" - Подумал он про себя, но промолчал, нашел гвоздик и вбил его на дверью.

Даша тут же повесила Дайку за шнурок на гвоздик и сказала - Вот, хранительница наша.

А Максимову теперь показалось уже другое - Глаза Даши и Дайки сверкнули вроде как одновременно.

- Шкатулка какая интересная. - Даша взяла шкатулку и повертела ее в руках. - Тяжелая. На ключ закрыта?

- Да, железная. Хотели как-то ее сломать.

- Шкатулку?

- Есть такой, Ванька, предлагал даже распилить.

- Она на ключ закрыта?

- Скважину видишь?

- Вижу! Постой, прорезь узкая какая и фигурная.

- Не всякий ключ подойдет.

- А зачем всякий? - Даша вдруг задумалась, как вспоминая что-то. - Ключ, ключ... Я просто вспомнила, мама мне на нашей свадьбе ключик отдала. Раньше он у ней всегда был. Мама сказала, что ей моя бабушка этот ключик передала, когда она сама за моего папу замуж выходила. И объяснила - ключ этот у нас по женской линии передается в день свадьбы.

- А зачем этот ключ?

- Забыли, никто уже и не помнит, что этим ключом открыть надо. Может просто талисман... Вот он. - Даша достала из маленькой стеклянной баночки, где хранила свои украшения, шнурок с ключиком.

- Давай попробуем.

- Что?

- Открыть.

-Думаешь подойдет?

- Попробуем.

Максимов взял у Даши ключик и попытался вставить в скважину шкатулки, - что-то не подходит! - Потом пошевелил его и попробовал протолкнуть дальше. Ключ провалился. Тогда Максимов чуть повернул его. Сначала чувствовалось сопротивление, как пружина не давала. Тогда Петр нажал сильнее, раздался щелчок, и ключ сразу повернулся!

Внутри шкатулки щелкнуло еще раз, и крышка сама чуть-чуть приподнялась вверх. Максимов уже хотел поднять крышку, не терпелось узнать, что внутри. Но Даша положила свои руки поверх рук Петра и, ласково улыбнувшись, надавила. Нежному нажиму невозможно было сопротивляться. Замок щелкнул, и прорезь между шкатулкой и крышкой почти пропала, как и прежде стал еле заметной линией.

Максимов хотел спросить, - зачем?

Но Даша опередила его вопрос и ответила, - не сейчас, не время...

Был уже поздний вечер и оставалась последняя ночь перед расставанием...

Продолжение ЗДЕСЬ

Предыдущая глава ЗДЕСЬ

Начало ЗДЕСЬ