Хочу рассказать о турецкой подводной лодке "Абдул Хамид".
Некоторые считают, что мусульмане, в частности турки, присвоили себе изобретение подводной лодки, но это не так. Оригинальный текст был неправильно переведен или умышленно представлен неверно, о чем свидетельствуют источники. Ни в одном из источников не говорится, что подводная лодка "Абдул Хамид" была изобретена османами.
Экспериментальные подводные лодки были построены намного ранее 19 века, но проектирование подводных лодок началось в 19 веке, и они были приняты на вооружение несколькими флотами.
Норденфельт II, или Абдулхамид, была первой подводной лодкой османского флота. Это была третья подводная лодка, спроектированная английским инженером Джорджем Уильямом Гарреттом, и вторая подводная лодка, построенная шведским промышленником Торстеном Норденфельтом. Это была также первая подводная лодка в мире с паровым двигателем, выпустившая боевую торпеду под водой.
На верфи Барроу были построены две лодки с паровыми двигателями, спроектированные шведским промышленником и торговцем оружием Торстеном Норденфельтом. Стоимость подводных лодок, каждая из которых составляла 11 000 фунтов стерлингов, были оплачены из казны (личного состояния и доходов султана). Корабли должны были быть достроены в течение 2,5 месяцев с даты контракта, доставлены в Стамбул в разобранном состоянии в течение 10 дней,
Первоначально одна из двух построенных лодок была отправлена Османской империи, другую лодку купила Россия. Российская подводная лодка так и не дошла до порта заказчика, затонув у побережья Ютландии, современная Дания. Другая лодка класса "Норденфельт", "Абдул Меджид", была построена в то же время и позже передана Османскому флоту. Одна лодка получила название "Абдул Хамид", другая -"Абдул Меджид".
Подводная лодка "Абдул Хамид" была разобрана для доставки на корабле в ящиках и вновь собрана на верфи Taşkızak Naval Shipyard в Константинополе под руководством английского конструктора Джорджа Уильяма Гаррета. Лодки строились на деньги Султана Абдул Хамида II. С появлением новых технологий в 19 веке Османская империя провела различные военные модернизации подводных лодок.
"Абдул Хамид" была впервые спущена на воду 6 сентября 1886 года на глазах у многих международных высокопоставленных лиц, выстроившихся вдоль бухты Золотой Рог. Первые испытания были проведены 5 февраля 1887 года. Были предприняты успешные попытки трех погружений по 20 секунд каждое, над водой оставалась только полусферическая кабина штурмана. Во время другого испытательного рейса в начале 1888 года подводная лодка смогла пройти через сильные течения вокруг мыса Сераль, развивая скорость до 10 узлов, и успешно потопила старый корабль-цель одной торпедой. После дополнительных испытаний на военно-морской базе Измит обе лодки официально присоединились к Османскому флоту на церемонии поднятия флага 24 марта 1888 года.
Подводная лодка "Абдул Хамид" приводилась в действие угольной паровой машиной Lamm мощностью 250 л.с., вращавшей один винт. Она несла два 356-мм торпедных аппарата и два 35-мм пулемета.
Она могла перевозить в общей сложности 8 тонн угля в качестве топлива и могла погружаться на глубину 160 футов. Длиной она была 30,5 метра, а в ширину 6 метров и весила 100 тонн. Обычный экипаж состоял из 7 человек. Она имела максимальную надводную скорость 6 узлов и максимальную скорость 4 узла в подводном положении.
При подготовке к погружению экипажу приходилось закрывать котел и опускать воронку. Воздушные баллоны, которые находились под давлением во время плавания на поверхности, использовались для продвижения лодок на небольшое расстояние под водой, позволяя им оставаться под водой всего несколько минут. Сначала у них было несколько торпедных аппаратов на палубе.
Лодки оказались не боеспособными, так как их скорость и (подводная) дальность были ограничены, и они были плохо сбалансированы, что еще больше ухудшалось при стрельбе торпедой.
К 1909 году "Абдул Хамид" и "Абдул Меджид" были признаны непригодными к эксплуатации. В 1910 году обе лодки были сняты с вооружения.
Две подводные лодки этого класса, "Норденфельт II" ( "Абдул Хамид", 1886 год) и "Норденфельт III" ("Абдул Меджид", 1887 год) вошли в состав османского флота. Они были перевезены по частям английскими фирмами Des Vignes (Чертси) и Vickers (Шеффилд) и собраны на верфи Taşkızak Naval в Константинополе (Стамбул).
Султан Абдул Хамид II поручил министру военно-морского флота (Бахрие Назиры) Бозджадали Хасану Хюсню Паше приобрести эти новые лодки для военно-морского флота. Фактором, побудившим султана Абдул Хамида II приобрести эти лодки, было создание более мощного флота для защиты активов в Эгейском море и интерес Греции к покупке подводных лодок, что беспокоило Османскую империю.
источник здесь.