Дом под номером 1091 на улице Принсенграхт в Амстердаме, когда-то назывался Het Huis Schwartze (Дом Шварце), название было написано белыми буквами на темно-зеленой двери.
В 1856 году в нем поселилась семья немецко-американского художника-портретиста Йохана Георга Шварце.
Двое из детей Йохана Шварце, Георг и Тереза, также стали художниками, Джорджина – скульптором.
Клара вышла замуж за фармацевта Эдварда Ансинга, но их дочка Лиззи практически не жила в родительском доме. В 1885 году она переехала к тетушкам – Терезе и Джорджине. Ей было тогда шесть лет. Одной из причин этого переезда было слабое здоровье матери Лиззи.
В доме тетушек Лиззи Ансинг прожила 16 лет. У них же она брала первые уроки живописи.
Тереза Шварце после смерти отца по сути обеспечивала всю семью.
Йохан Шварце сделал ставку на дочь, с пяти лет готовил ее к тому, чтобы она стала художницей, способной прокормить себя. Это было крайне нетрадиционно для Голландии того времени, женщины из среднего класса не должны были обеспечивать себя финансово. Но отцу Терезы было плевать на условности.
«Я буду уделять работе всю себя, чтобы, с Божьего благословения, иметь возможность зарабатывать себе на жизнь живописью» (из поздравительного письма Терезы Шварце отцу в день его рождения).
Автопортрет с палитрой был был создан по заказу флорентийской галереи Уффици (для постоянно пополняемой коллекции автопортретов художников). Неслыханно для ее времени. Современники прозвали Терезу Шварце «королевой голландской живописи».
Тереза Шварце быстро завоевала репутацию превосходной художницы, молва о таланте которой дошла и до королевской семьи. Художница давала уроки живописи невестке короля, затем, в 1881 году получила и первый заказ. Это был портрет королевы с маленькой принцессой на руках.
Со временем портреты королевских особ и господ из амстердамского высшего общества стали для Терезы Шварце своего рода бизнесом — она много работала, и у нее это хорошо получалось. Слегка лестное сходство, привлекательная композиция — общество было очаровано.
Портрет Вильгельмины, королевы Нидерландов, был заказан в 1897 году. На юной королеве - платье с ромашками, символизирующими невинность. Терезе Шварце разрешили выставить картину на Национальной выставке женских работ, которая проходила в Гааге в 1898 году.
Работала художница и для души. Портреты ее родных и друзей часто являлись подарком им на день рождения или Рождество.
Миа Кайперс влюбилась в китайского купца Фредерика Джорджа Таен-Эрр Тонга (Фредерика Таена). Он и заказал портрет своей невесты, которая была еще и подругой художницы). Формат статьи не позволяет подробно пересказать эту невероятную историю. Ее можно прочесть здесь.
Также Тереза Шварце любила изображать девушек в традиционной одежде.
Авторству Терезы Шварце принадлежат прекрасные натюрморты.
На критику, подобную ревностной критике художника Яна Вета: «Я не понимаю, что барышне Шварце не надоедает увековечивать всех этих богатых детей» она колко отвечала: «Мое искусство может быть каким угодно, хорошим или плохим, истинным или ложным, слава Богу, оно мое».
Любящая «тетушка Трис» сделала все возможное для своей племянницы. Она поспособствовала тому, что в 1894 году Лиззи Ансинг поступила в Королевскую академию изобразительных искусств в Амстердаме.
Познакомила ее со многими известными художниками, такими как Пит Мондриан, Симон Марис, Исаак Израэлс, Георг Хендрик Брайтнер, с искусствоведом Альбертом Пласхартом, с создателем марионеток и кукол Гарри ван Тусшенбруком. Брала племянницу с собой в поездки по Европе, водила в музеи и на выставки.
Именно куклы стали любовью всей жизни Лиззи Ансинг и главными героями ее картин.
Примерно в 1900 году Лиззи Ансинг нарисовала первый из натюрмортов с куклами, хотя, скорее, это были не натюрморты, а портреты кукол, жанровые сценки с ними, как если бы они были людьми.
Лиззи Ансинг оживила своих кукол, наделила их «человеческими добродетелями и пороками», вдохнула душу.
Влияние Брайтнера явно прослеживается в ее работах с японскими предметами.
Лизи Ансинг также писала стихи и короткие рассказы, а в 1927 году опубликовала книгу для детей «Корзинка с фруктами».
В Академии у нее сложились прочные дружеские связи с группой художниц, которых, с легкой руки искусствоведа Альберта Плассхарта, стали именовать Amsterdamse Joffers («Амстердамскими барышнями»).
О них я расскажу в следующей статье.
Обложка: Лиззи Ансинг. Натюрморт с куклой, перчатками и веером. Источник: https://elle-belle10.livejournal.com/1873512.html
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.