Добрый день, дорогие друзья! Погода сегодня у нас хорошая, тепло и солнечно. Настроение прекрасное.
Итак, предлагаю новую тему для обсуждения. Должны ли родители помогать выпускнику школы выбирать следующее, уже профессиональное, учебное заведение или всё-таки этот вопрос должен полностью решать выпускник? Имеют ли право голоса родители, которые собираются оплачивать обучение своего ребёнка?
Моя сестра Катя рассказала такую историю. Некоторое время назад ей позвонил одноклассник Николай. Дочка этого одноклассника - ровесница Катиного сына Андрея. Они оба сейчас закончили 10 класс. В разговоре, конечно, речь зашла о будущем ребят. Николай сказал: "Мы собрали семейный совет, поговорили, и решили, что Маша (так зовут его дочку) пойдёт либо в медицинский, либо в химико-технологический". Катя спросила, почему именно так. Николай начал рассказывать о преимуществах этих университетов, приводил много всяких доводов. Только об одном он не сказал: что думает об этом Маша? Маши, как будто, на этом собрании не было.
- А что любит делать Маша? - поинтересовалась Катя.
- Какое это имеет отношение к профессии? - ответил Николай. - Важно, чтобы профессия была хорошая, престижная, чтобы много платили.
- Ну а всё же? - настойчиво спросила Катя. - Есть ли у Маши какие-то интересы?
- Да, она интересуется китайским языком, - вяло ответил Николай. - Даже проект в школе писала на тему китайского языка.
- А не хочет ли она и дальше заниматься китайским языком? - поинтересовалась Катя.
Николай сразу потерял интерес к этому разговору, а потом вообще закончил разговор. Видимо, его задело за живое. Катя почувствовала, что эта тема Николаю неприятна и дальше продолжать этот разговор он не хочет.
У Кати в семье была совершенно противоположная история. Андрей сказал, что выбор профессии - это только его дело, и он даже приблизительно не будет называть направление. И какие предметы он будет сдавать на ЕГЭ, он тоже не скажет. От помощи родителей, в том числе от оплаты курсов или репетиторов, он отказался. Кате из-за этого было неспокойно. Она даже в какой-то момент позавидовала Николаю. Вон у них девочка какая послушная! Родители за счёт неё могут потешить свои амбиции. А у Кати никаких амбиций не будет. Даже помечтать нельзя о будущей профессии сына. Да и моя помощь не нужна, хотя я репетитор по математике с большим опытом. Я могла бы с Андреем позаниматься бесплатно. Но Андрей отказывается и даже мои материалы не берёт. Говорит, что сам найдёт. Вот такой он у нас человек.
***
И ещё одна ситуация. Это уже касается приятеля моей Ани. Этот мальчик живёт в другом городе, и Аня с ним общается только посредством электронных устройств. Аня берёт планшет, надевает наушники, и они разговаривают. Так вот Аня нам рассказала, что мать этому мальчику поставила очень жёсткие условия. Если он не поступит в вуз, то мать ему оплатит обучение, но только в медицинском институте. Она объясняет это тем, что деньги её, поэтому она и выбирает. Никакое другое образование, кроме медицинского, она оплачивать не будет. А мальчик этот учится не очень хорошо и вряд ли поступит на бюджет. И меньше всего в этой жизни он хочет заниматься медициной! У него есть способности дизайнера, он умеет шить одежду.
***
И ещё немного о себе. Родители выбрали мне вуз, ещё когда я училась в шестом классе. Они почему-то решили, что мне надо заниматься наукой, писать диссертацию. Видимо, я была очень серьёзной девочкой. Я ведь даже на море я ездила с учебниками! Бабушка говорила, что из меня получится академик. Вид у меня, что ли, такой был? И родители мне нашли жутко сложный институт химической направленности. Почему именно этот? Потому что там есть знакомые, и они помогут защитить диссертацию. И вообще там диссертации защищают намного быстрее, чем, скажем, в медицинском институте. Можно в молодом возрасте стать доктором наук. Что я могла понять в шестом классе? Они настроили меня, убедили. В 15 лет у меня появилось тайное желание стать педагогом. Но я об этом никому не говорила. В тот момент это было ужасно непрестижно. Это был конец восьмидесятых. Мои попытки поступить на что-нибудь математическое тоже отклонялись родителями. Бабушка возмущённо говорила: "Просто математики никому не нужны! Это не профессия! Человек должен уметь что-то делать!" Химию бабушка одобряла. Это, с её точки зрения, было серьёзно! Можно работать на заводе, что-то производить. И я поступила в этот химико-технологический вуз. А потом наступили 90-е годы, все заводы закрыли, наука тоже стала плохо развиваться. Когда мы получали дипломы, у нас было два варианта: либо идти в аспирантуру, либо вообще уходить из профессии. И что в результате? Я стала репетитором математики (о своих многочисленных образованиях я потом расскажу), и очень рада! Все мои желания исполнились: я и педагог, я и математик, я провожу индивидуальные уроки, и это соответствует моему характеру.
Моя мама поёт: