Найти тему
Artemisia Studio

Идеальная грусть: магия картин Эдварда Хоппера

На самом деле американский живописец Эдвард Хоппер принадлежит к художникам, чьи картины кажутся нам грустными, наполненными сожалением и тоской, но... мы не испытываем грусти. В чем же магия?

Полуночники, 1942
Полуночники, 1942

В творчестве Хоппера одиночество является доминирующей темой, и это показано максимально точно. Герои на его картинах никогда не ночуют дома, потому что родной дом — это место покоя и безопасности, уюта и счастья.

Утреннее солнце, 1952
Утреннее солнце, 1952
Лобби отеля, 1943
Лобби отеля, 1943
Автомат, 1927
Автомат, 1927

Вместо этого они пьют кофе в ночных кафе, встречают рассветы и закаты в придорожных мотелях, сидят в баре, читают. Их окружает абсолютно холодная пустота и медленно тянущееся время, лица людей очень уязвимы. Одни, возможно, ищут приют, компанию или друзей, скитаются по разным местам, другие находятся в пути или переживают расставание. Все это — переломные моменты их судеб.

Chair car, 1965
Chair car, 1965
Чоп Суэй, 1929
Чоп Суэй, 1929
Летний вечер, 1947
Летний вечер, 1947

Как это ни парадоксально, но мы становимся зрителями не только чьих-то разбитых надежд, но и эха собственных печалей. От этого мы чувствуем, что воспоминания больше не преследуют нас так сильно, и нам, безусловно, от этого легче. Мы любуемся этими работами и не можем оторвать глаз, поскольку они уносят нас вглубь воспоминаний.

Заправочная станция, 1940
Заправочная станция, 1940
Антракт
Антракт

Так почему же места напрочь лишены каких-либо атрибутов уюта? Возможно, место, именуемое родным домом, по каким-то причинам предало, отвергло героев, и они вынуждены бежать туда, где ничто не напоминает им о том, как они одиноки. А общественное место, пусть даже и в ночной час, может дать чувство общности с другими такими же отвергнутыми, не нашедшими свое место. Это не хорошо и не плохо, это просто жизнь.

Западный мотель, 1957
Западный мотель, 1957

А Эдвард Хоппер был мастером изображать такую жизнь, он отец целой художественной школы, предметом которой являются пограничные состояния и пространства; его влияние на мировую культуру настолько сильно, что нам, жителям России, не нужно ехать в Северную Америку, родину художника, чтобы почувствовать отчужденность пустынных автозаправок, кафе и отелей — все это есть и у нас.

Колорадо Спрингс, 1968. Фото: Роберт Адамс
Колорадо Спрингс, 1968. Фото: Роберт Адамс
За столиком, 1998. Фото: Ханна Старки
За столиком, 1998. Фото: Ханна Старки
Без названия, 1998. Фото: Ханна Старки
Без названия, 1998. Фото: Ханна Старки
Пищеблок, 2011. Фото: Антон Новоселов
Пищеблок, 2011. Фото: Антон Новоселов
Waiting area, 2021. Фото: Антон Новоселов
Waiting area, 2021. Фото: Антон Новоселов

Удивительная магия и в том, что Хоппер, возможно, стремится показать нам неприглядные места для того, чтобы мы перенеслись в какое-то для себя важное место, вспомнили, что делает нас самими собой.

Номер в отеле
Номер в отеле
Compartment Car, 1938
Compartment Car, 1938

Мы забываем себя. Не в буквальном смысле, а какие-то части нашей души, личности, с которыми связано наше состояние благости. Такие картины, как у Хоппера, помогают нам вспомнить, кто мы такие духовно и психологически.

Ночное окно
Ночное окно
Комнаты у моря, 1951
Комнаты у моря, 1951

Эта самосозерцательная живопись не может оставить нас равнодушными. Мы чувствуем в непроглядной грусти надежду, настроение долгого путешествия, текучести мыслей и пространства. Потому такая грусть для нас идеальна.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком или подпиской🎨

#artemisiaживопись #живопись #искусство #культура #картины #настроение #хоппер #эдвард хоппер #художник

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц