Найти в Дзене
RESIDEZ | Душа России

Вымирание деревень и сел идёт по плану. По заброшенным школам. Часть 1.

По данным Росстата, с 2000 года в России закрылось более 25 тысяч школ. Из них 20 тысяч - на селе. Ликвидация школ приводит к вымиранию ещё крепких деревень, считают эксперты.

И я соглашусь с экспертами. Есть такое понятие «неперспективная деревня», ещё знакомое со времён СССР. В современной России правда это понятие имеет немного другое значение.

В СССР (60-70е гг.) была программа ликвидации неперспективных деревень. Жителей таких деревень свозили в более крупные населенные пункты, а деревни ликвидировали. Обращу внимание, что людей не оставляли на произвол судьбы.

А причём же тут школа?

В современной России тоже есть «неперспективные» деревни и села. Но вот отношение к ним иное... По сути, с ними ведется война. Через школы. В неперспективных селах закрывают малокомплектные школы. Расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без школы родители детей не желают. Как следствие, остаются бездетные да старики. Вот вам и медленное умирание.

Большая Советская Энциклопедия:

Малокомплектная школа — средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В СССР малокомплектные школы работают по учебным программам и планам, единым для всех типов общеобразовательной школы. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении, в 4–10-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно.

Малокомплектные школы не только были в СССР, они «...организовывались в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения». Теперь же они не только не организуются, а закрываются. По причине «невыгодности». Кроме того, в СССР решали проблемы сельских школ через улучшение условий образования, а не закрывали.

Найденный флаг в сельской закрытой школе
Найденный флаг в сельской закрытой школе

Вот, к примеру, документ — Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.07.1973 № 471 «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы»:

 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что сельская общеобразовательная школа имеет важное значение в осуществлении задач <...> в области социально-экономического и культурного строительства, в преодолении существенных различий между городом и деревней. В сельских общеобразовательных школах в настоящее время обучается 22 млн учащихся, что составляет половину всех школьников страны. <...> В связи с тем, что в некоторых совхозах и колхозах нет средних и восьмилетних школ, дети вынуждены обучаться в школах, расположенных на большом расстоянии от места жительства; подвоз учащихся к школам, а также содержание их в пришкольных интернатах организованы неудовлетворительно. Это отрицательно сказывается на закреплении кадров рабочих и специалистов в колхозах и совхозах.

То есть в СССР понимали, что отсутствие в селе школы влечет за собой отток квалифицированных специалистов (у них, как правило, есть дети, которым нужно где-то учиться). Отъезд специалистов, в целом молодого работоспособного населения из села — путь к умиранию в нем производства, затем и самого села.

В документе по устранению проблем в сельских школах предлагалось строить новые школы, обеспечить подвоз школьников, оборудовать школьные кабинеты, обеспечить учителей льготами и другие меры.

-2

Да, и сейчас выделяются средства на ремонт и модернизацию, есть программа «Школьный автобус», почти в каждой школе – интернет. Но только там, где содержать школу выгодно. В крупных поселках, где есть производственные предприятия. Все остальные менее развитые села приговариваются к медленной смерти. С закрытием школ уезжает молодежь, и никто уже не приезжает. После того как умрут последние старики, поселок в лучшем случае превратится в дачный, в худшем — исчезнет с карты.

Но о какой вообще выгоде может идти речь, когда мы говорим о соцсфере — образовании, здравоохранении…? В советское время социальная сфера была ориентирована на человека, сейчас же на прибыль. Прямое извлечение прибыли из соцсферы, в особенности российской глубинки — инструмент скрытой войны, ориентированной на ликвидацию этой самой глубинки. А вместе с нею и всей России. Потому что без глубинки Россия жить не может. Она уже распадется на сегменты, подключенные к крупным городам. После распада погибнут и эти сегменты, вслед за глубинкой.

На лицо замкнутый круг, разорвать который не собирается Министерство образования. Очевидно ему и не по плечу. Замкнутый круг таков:

  1. Сельские школы закрывают из-за малого числа детей.
  2. Детей мало из-за того, что молодежь стремится в города за работой.
  3. В селе могли бы быть рабочие места — далеко не всякое производство можно разместить в черте города.
  4. Но выносить в село производства предпринимателю не выгодно, так как работать там некому.
  5. Работать там некому потому, что всё трудоспособное население уехало в город и не хочет возвращаться в деревню.
  6. А в деревню оно возвращаться не хочет потому, что закрыта школа.
  7. Открыть школу нельзя потому, что населения нет.

Помещенная в такой замкнутый круг Россия будет медленно вымирать под восклицания о том, что все социальные проекты должны быть прибыльными.

-3

В пример вышеизложенного, я посетила закрытую в 2019 году сельскую школу.

Небольшая история появления данной школы:

  • 1870-е — открывается одноклассная школа усилиями владельцев усадьбы N. 
  • После революции школу переводят в опустевшую усадьбу, которая не смогла вместить возросшее количество учеников. Строится новое здание школы, сгоревшее в годы ВОВ.
  • После войны школу снова разместили в усадьбе и сделали семилетней.
  • В 1960-х усадьба сгорела. В 1965 году было отстроено одноэтажное кирпичное здание, в котором дети проучились вплоть до 2019 г.

Школа была признана неугодной. Власти сочли, что детей в селе осталось так мало, что их выгоднее возить в районный центр – за десятки км отсюда.

При входе меня встречает вот такое советское оборудование. Может кто знаком?
При входе меня встречает вот такое советское оборудование. Может кто знаком?

И вот такое. Вероятно кто-то подготовил на металл, но дальше двери не унёс…
И вот такое. Вероятно кто-то подготовил на металл, но дальше двери не унёс…
-6

Зайдём внутрь. Здание сохранилось достаточно неплохо, правда уже приложена рука вандалов.

Главный холл. Представьте, буквально несколько лет назад здесь на перемене бегали дети
Главный холл. Представьте, буквально несколько лет назад здесь на перемене бегали дети
Отопление по всей школе было печное
Отопление по всей школе было печное

Был уголок патриотического воспитания, в городских школах такое редко встретишь.
Был уголок патриотического воспитания, в городских школах такое редко встретишь.
Макеты для уроков биологии. Эх, а в моей городской школе и такого не было.
Макеты для уроков биологии. Эх, а в моей городской школе и такого не было.
Ещё макеты
Ещё макеты
И ещё
И ещё
Кабинет русского языка и литературы. Макеты ископаемых кто-то уже положил позже, вероятно для фото.
Кабинет русского языка и литературы. Макеты ископаемых кто-то уже положил позже, вероятно для фото.
Кабинет русского языка и литературы
Кабинет русского языка и литературы
В бочках была квашеная капуста, запах до сих пор стоит. Скорее всего, на обед в качестве салата подавалась.
В бочках была квашеная капуста, запах до сих пор стоит. Скорее всего, на обед в качестве салата подавалась.
Кабинет библиотеки небольшой, около 8 кв.м.
Кабинет библиотеки небольшой, около 8 кв.м.
Местные сказали что номер оставил человек, который ранее здесь учился…
Местные сказали что номер оставил человек, который ранее здесь учился…
Здесь вероятно размещались младшие классы
Здесь вероятно размещались младшие классы
А ещё в здании школы находится детский сад
А ещё в здании школы находится детский сад
Его перевели сюда из ветхой деревянной постройки, о которой расскажу во второй части
Его перевели сюда из ветхой деревянной постройки, о которой расскажу во второй части

Мне глубоко жаль, что жизнь в малых городах и селах вымирает.

-21
-22