По данным Росстата, с 2000 года в России закрылось более 25 тысяч школ. Из них 20 тысяч - на селе. Ликвидация школ приводит к вымиранию ещё крепких деревень, считают эксперты.
И я соглашусь с экспертами. Есть такое понятие «неперспективная деревня», ещё знакомое со времён СССР. В современной России правда это понятие имеет немного другое значение.
В СССР (60-70е гг.) была программа ликвидации неперспективных деревень. Жителей таких деревень свозили в более крупные населенные пункты, а деревни ликвидировали. Обращу внимание, что людей не оставляли на произвол судьбы.
А причём же тут школа?
В современной России тоже есть «неперспективные» деревни и села. Но вот отношение к ним иное... По сути, с ними ведется война. Через школы. В неперспективных селах закрывают малокомплектные школы. Расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без школы родители детей не желают. Как следствие, остаются бездетные да старики. Вот вам и медленное умирание.
Большая Советская Энциклопедия:
Малокомплектная школа — средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В СССР малокомплектные школы работают по учебным программам и планам, единым для всех типов общеобразовательной школы. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении, в 4–10-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно.
Малокомплектные школы не только были в СССР, они «...организовывались в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения». Теперь же они не только не организуются, а закрываются. По причине «невыгодности». Кроме того, в СССР решали проблемы сельских школ через улучшение условий образования, а не закрывали.
Вот, к примеру, документ — Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.07.1973 № 471 «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы»:
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что сельская общеобразовательная школа имеет важное значение в осуществлении задач <...> в области социально-экономического и культурного строительства, в преодолении существенных различий между городом и деревней. В сельских общеобразовательных школах в настоящее время обучается 22 млн учащихся, что составляет половину всех школьников страны. <...> В связи с тем, что в некоторых совхозах и колхозах нет средних и восьмилетних школ, дети вынуждены обучаться в школах, расположенных на большом расстоянии от места жительства; подвоз учащихся к школам, а также содержание их в пришкольных интернатах организованы неудовлетворительно. Это отрицательно сказывается на закреплении кадров рабочих и специалистов в колхозах и совхозах.
То есть в СССР понимали, что отсутствие в селе школы влечет за собой отток квалифицированных специалистов (у них, как правило, есть дети, которым нужно где-то учиться). Отъезд специалистов, в целом молодого работоспособного населения из села — путь к умиранию в нем производства, затем и самого села.
В документе по устранению проблем в сельских школах предлагалось строить новые школы, обеспечить подвоз школьников, оборудовать школьные кабинеты, обеспечить учителей льготами и другие меры.
Да, и сейчас выделяются средства на ремонт и модернизацию, есть программа «Школьный автобус», почти в каждой школе – интернет. Но только там, где содержать школу выгодно. В крупных поселках, где есть производственные предприятия. Все остальные менее развитые села приговариваются к медленной смерти. С закрытием школ уезжает молодежь, и никто уже не приезжает. После того как умрут последние старики, поселок в лучшем случае превратится в дачный, в худшем — исчезнет с карты.
Но о какой вообще выгоде может идти речь, когда мы говорим о соцсфере — образовании, здравоохранении…? В советское время социальная сфера была ориентирована на человека, сейчас же на прибыль. Прямое извлечение прибыли из соцсферы, в особенности российской глубинки — инструмент скрытой войны, ориентированной на ликвидацию этой самой глубинки. А вместе с нею и всей России. Потому что без глубинки Россия жить не может. Она уже распадется на сегменты, подключенные к крупным городам. После распада погибнут и эти сегменты, вслед за глубинкой.
На лицо замкнутый круг, разорвать который не собирается Министерство образования. Очевидно ему и не по плечу. Замкнутый круг таков:
- Сельские школы закрывают из-за малого числа детей.
- Детей мало из-за того, что молодежь стремится в города за работой.
- В селе могли бы быть рабочие места — далеко не всякое производство можно разместить в черте города.
- Но выносить в село производства предпринимателю не выгодно, так как работать там некому.
- Работать там некому потому, что всё трудоспособное население уехало в город и не хочет возвращаться в деревню.
- А в деревню оно возвращаться не хочет потому, что закрыта школа.
- Открыть школу нельзя потому, что населения нет.
Помещенная в такой замкнутый круг Россия будет медленно вымирать под восклицания о том, что все социальные проекты должны быть прибыльными.
В пример вышеизложенного, я посетила закрытую в 2019 году сельскую школу.
Небольшая история появления данной школы:
- 1870-е — открывается одноклассная школа усилиями владельцев усадьбы N.
- После революции школу переводят в опустевшую усадьбу, которая не смогла вместить возросшее количество учеников. Строится новое здание школы, сгоревшее в годы ВОВ.
- После войны школу снова разместили в усадьбе и сделали семилетней.
- В 1960-х усадьба сгорела. В 1965 году было отстроено одноэтажное кирпичное здание, в котором дети проучились вплоть до 2019 г.
Школа была признана неугодной. Власти сочли, что детей в селе осталось так мало, что их выгоднее возить в районный центр – за десятки км отсюда.
Зайдём внутрь. Здание сохранилось достаточно неплохо, правда уже приложена рука вандалов.
Мне глубоко жаль, что жизнь в малых городах и селах вымирает.