Найти тему
Олежек

Решения не принятые Лукашенко

И вот как ни странно, говоря о ситуации в Беларуси, президент России раз за разом повторяет одну простую и логичную вещь, которую почему-то слышат очень и очень немногие. Или обращают на неё внимание. Или она настолько банальна, что не привлекает внимание. А именно то что белорусские проблемы должны решаться белорусами и внутри Беларуси. Что логично.

Как мы сами знаем из нашего богатого исторического опыта, иностранное вмешательство редко бывает позитивным. Обычно всё обстоит с точностью до наоборот. Иностранная интервенция, как правило, добра не несёт. По вполне понятным причинам. И вот эти самые иностранные державы обычно преследуют свои собственные цели и интересы аборигенов им обычно просто незаметны. Потому как смотрят они издали.

В общем и целом, наличие «своего собственного государства» предполагает наличие вполне очевидного умения самостоятельно решать задачи, стоящие перед этим самым государством. Иначе никак. Да, в Беларуси имеет место быть серьёзнейший политический кризис. Это так и это уже просто смешно отрицать. Популярность бессменного президента Лукашенко резко упала ещё на рубеже 0-х/10-х, это если кто не помнит.

ruskline.ru
ruskline.ru

Уже тогда произошёл отказ от «уникальной белорусской экономической модели», и началось массовое недовольство. Вот не любят это вспоминать сами белорусы, категорически. Вспоминать о том, что ещё относительно совсем недавно (по меркам историческим) Лукашенко был весьма популярен. А было это, было. Имел место своего рода «социальный контракт»: гарантированные социальные льготы для населения, в обмен на «невлезание» оного в политику.

И, собственно говоря, этот самый контракт вполне неплохо работал до определённого момента. Для белорусов этот момент крайне неприятен, дескать, они всегда стояли за свободу (спойлер — не стояли), но ещё более для них неприятен тот момент, что этот самый «контракт» был «обрушен» по вполне себе внешнеполитическим причинам.

То есть вот эта самая «уникальная социальная модель» работала не за счёт «сохранённых заводов и колхозов», а за счёт России. Неприятный момент, крайне неприятный для национального самосознания и перестала она работать аккурат после того, как батька «гениально» не признал Ю. Осетию с Абхазией.

И именно тогда началось резкое падение курса белорусской нац. валюты, именно тогда начались «кредиты МВФ». Именно тогда начались активные поиски «каких-то других халявных денег». Под эту тему Лукашенко ещё нахватал кредитов у Китая. В том числе товарных кредитов, это когда мудрые китайцы своим белорусским друзьям живых денег не дают, а поставляют товары китайского производства (ассортимент и цены определяются в Пекине), рассчитываться за которые уже нужно как раз не белорусскими товарами, а живыми деньгами.

Там ещё батька метался во все стороны и закупал нефть в Венесуэле, а прокачивал её через Украину… там много что было. Констатировать можно лишь одно: отказ от признания двух республик на Северном Кавказе означал жёсткий кризис белорусской системы Лукашенко-суперпрезидента. Банально потому что белорусская экономика несамостоятельна.

И никаких принципиальных решений по выходу из кризиса за последние двенадцать (!) лет найдено не было. Великий президент Лукашенко просто просидел их на президентском престоле. Особо не заморачиваясь тем что система больше не жизнеспособна. Хочется задать один простой вопрос: а почему для белорусского президента так важна «территориальная целостность Грузии», что ради этого он был готов погрузить свою собственную страну в пучину хаоса?

Что это за жертвенность такая? Например, США известны тем (как и ранее Британия), что свои собственные интересы для них гораздо важнее, чем интересы любых других держав. И они это не стесняются демонстрировать. Лукашенко же очень странно ведёт себя в момент кризиса вокруг Ю. Осетии. Он однозначно занимает антироссийскую позицию, после чего получает громадные экономические проблемы и как следствие выборы 2010-го превращаются для него в настоящую политическую катастрофу.

Вам не кажется, что это как-то немного дорого? Такой вот ценой решать проблемы иностранной державы? То есть всё в этом мире чего-то да стоит, бесплатных пирожных не бывает, То есть вот весь этот «белорусский суперкризис» имеет во многом осетинские корни. Как это ни обидно литвинским патриотам... Самое смешное, что даже белорусы любят козырять тем, что мы не поддержали Россию там-то и там-то потому что нам это «не выгодно». Понять, а в чём заключается конкретная выгода кризиса 2010-11 годов для Белоруссии понять крайне сложно, если вообще возможно.

То есть создать самоокупающуюся (более или менее) экономику Лукашенко не может потому как это приватизация и уменьшение роли государства, учитывать внешнеполитические же интересы России он не хочет тоже по каким-то «объективным причинам». Как следствие, после 2008-го нового «стабильного» состояния для белорусского государства так и не было найдено. Лукашенко активно дружил с китайцами, турками, украинцами, пытался получать «выгодные кредиты МВФ», ну и так далее.

Но принципиально проблема убыточного белорусского социализма решена не была. Кризис никуда не делся. Причина краха белорусской экономики проста: Лукашенко не принял два важных стратегических решения: первое — приватизация промышленности и сельского хозяйства и отказ от бесконечного спонсирования гос. гигантов, второе — нормальные отношения с Россией как приоритет внешней политики.

Он принял какое-то весьма странное решение — госэкономика, внешнеполитически ориентированная на Запад. И в десятые годы тут принципиально ничего не изменилось и никаких «решений» найдено не было. Да, собственно говоря, особо их никто и не искал. Сама по себе система не предполагает поиска каких-то «других решений». Потому как чревато.

Я же говорю, белорусская система — это что-то с чем-то. Жёсткое госрегулирование экономики и отсутствие минимальных прав человека… с полной внешнеполитической ориентацией на Запад. Александр Григорьевич, как это работает? Как?

Обычно начинают искать какие-то мелкие ошибки, какие-то недочёты, но система, созданная Лукашенко нежизнеспособна в принципе, изначально. И за 27 лет правления он этого так и не понял, ситуация ухудшается, а он продолжает упорствовать. Чтобы быть независимым от России, надо не хамить ей, а создавать самоокупаемую экономику. Кстати, Украины это тоже касается.

А тут цирк с конями, он понимает, что живёт за счёт России, его это напрягает и он начинает «крошить на неё батон». Я пью, потому что мне стыдно. Стыдно, что я пью. Замкнутый цикл.

Лукашенко (и его команда) не в состоянии решить никакие проблемы Беларуси, и именно поэтому растёт недовольство. И Лукашенко с командой начинают бороться с недовольными, что ещё более ухудшает экономическую ситуацию. За 27 лет они ничего не придумали и не изобрели. Менять что-то они боятся.

Их решение: а давайте все сидеть на стуле ровно и ждать коммунизма. То есть на самом деле кризис возник гораздо раньше. В тот момент, когда орлы Саакашвили атаковали российских миротворцев. И надо было что-то решать. По союзничеству, но Лукашенко… спрятался. В домике.

Прошло 13 лет, а вопросы остались. У русских. По союзничеству. То есть в РБ принято считать, что Лукашенко «закрыл» вопрос по Ю. Осетии. В России так считать не принято. В России остаются вопросы. Нет, Лукашенко пытался, заменить Россию МВФ или Китаем, но не срослось. И по итогам — те же проблемы, те же вопросы что и 13 лет назад. Так что со статусом Ю. Осетии? Что?

И решить эту проблему он так и не смог. Никак. Вот тебе и «суперпрезидент». То же самое со статусом Крыма и «компенсацией за налоговый маневр в нефтянке». Быть президентом — это значит не просто восседать в президентском дворце с умным лицом и всех учить жизни с телеэкрана. Это необходимость решать сложные политические проблемы. Вот как раз тут Лукашенко ничего не смог решить. Вообще.

Или у него полномочий не хватило? Или что? То есть как раз российское направление он завалил полностью. 9 августа 2020 показало, что и западное тоже.

С белорусской национальной экономикой ничуть не лучше. Он и не смог, и не захотел сделать её рентабельной. И как раз наоборот. Экономика для него не то место, где зарабатываются деньги, а то место, где осуществляется жёсткий политический контроль. А потому — никакой приватизации. И практически три десятилетия в советские пром. гиганты вкачивались бюджетные деньги. А они оставались убыточными.

И так год за годом. Так какое решение по России? Никакого решения. Какое решение по экономике? Никакого решения. Давайте просто сидеть на стуле ровно и ждать коммунизма. Понимаете, что самое смешное: буквально все и внутри РБ и за её пределами ждут от Лукашенко и его команды каких-то принципиальных решений, а он просто вцепился в президентское кресло. И чем больше на него усиливается давление, тем он сильнее вцепляется в кресло.

Никаких решений (кроме красивых разговоров по тэвэ) он не предпринимает. Вообще (мнение автора) кризис в Беларуси — это последствия трёх потерянных десятилетий. Никаких толковых реформ в РБ так и не было сделано. Страна застряла в 90-х во всех смыслах слова.

То есть проблема как раз в том, что белорусы и внутри Беларуси все эти проблемы оказались решать не в состоянии. Самые необходимые, первоочередные вещи сделаны не были, к ним даже не приступили. Пытаться жить за счёт контрабанды на государственном уровне (эпоха после 2014-го)? Это что за Тортуга такая в центре Европы?

И ещё интересно: согласно официальной белорусской версии событий приватизировать заводы — это преступление. А вот штамповать таможенные документы для «санкционки» на потоке — это как раз нормально. Интересная такая мораль. Но как раз поддержка контрабанды на государственном уровне показывает уровень «рентабельности» остальных отраслей экономики. Которые не реформировали. И любые живые деньги — это большой плюс, потому что «сохранённые заводы и колхозы»… работают строго в минус.

То есть ждать от белорусского руководства каких-то решений абсолютно бессмысленно. Их не будет. Они просто не умеют «в решения». Дави на них, не дави. За полные десять лет после полномасштабного экономического и политического кризиса 2010-11 годов абсолютно никаких принципиальных решений по экономике принято не было. Было целое десятилетие, после массового недовольства. Его просто профукали это самое десятилетие.

Сейчас ситуация ещё хуже. Вообще, если посмотреть внимательно — все проблемы Лукашенко идут от принципиального неумения принимать принципиальные решения. По Ю. Осетии уже было сказано. Но и по ценам на нефть в начале 20-го года ситуация аналогична. «Мне предложенные условия не нравятся, потому я не подпишусь». И белорусские НПЗ остались без нефти. А решение-то в чём?

По коронавирусу — аналогично. «Я его не вижу, а потому лечитесь водкой и трактором». Такое впечатление, что это не взрослый мужик, а капризный ребёнок. Что там с нефтью, с газом, с базой ВКС, с выборами, с Крымом, интеграцией? Нет ответа. Не он? А кто тогда должен решать? Вопросов море, ответов не предвидится.

Вспоминается классика жанра: Президент? Кто президент? Я президент? Да, я президент… Но я спал!