Самолёт Можайского
Самолёт Можа́йского — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти 19 века, первый в России и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека. Существуют мнения что этот самолет ни разу не летал. Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием необходимой научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, высоким для своего времени техническим уровнем. Всего был произведен 1 экземпляр в 1882 году.
Самолет Комта
КОМТА — экспериментальный двухмоторный самолёт в компоновке триплан. Один из первых самолётов, построенных при советской власти в России. Не эксплуатировался. Опыт, полученный во время его постройки и испытаний, использовался при разработке следующих самолётов. Был построен 1 самолет в 1923 году.
Ак-1
АК-1 — советский многоцелевой самолёт. Разработан в 1-й половине 1920-х годов. Весной 1923 были закончены расчёты и чертежи, а к концу года построен самолёт. Строительство самолета велось с апреля по ноябрь 1923 года на государственном авиазаводе № 5. Лётчик А. И. Томашевский начал испытания, совершив первый полёт 8 февраля 1924 года. Самолет АК-1 серийно не строился. Был произведен 1 самолет.
По-2
У-2 или По-2 советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году в СССР, под руководством Николая Николаевича Поликарпова. Впервые По-2 был использовал в качестве бомбардировщика в районе Одессы. Самолет активно использовался в качестве разведчика и самолёта связи. Производился серийно до 1953 года, было построено 33 000 самолетов. Технические характеристики: Длина самолёта: 8170 мм Размах крыла: верхнего — 11 420 мм, нижнего — 10 655 мм Масса самолета: 1400 кг Скорость: максимальная скорость: от 130 до 150 км/ч
Ант-9
АНТ-9 — ближнемагистральный трёх двигательный самолёт, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов, разработан в СССР в конце 1920-х годов. К 1 мая 1929 года самолёт был готов. Он выставлялся на Красной площади во время первомайских празднований. В мае — июне 1929 года АНТ-9 успешно прошёл государственные испытания, в процессе которых — с полетной массой 5044 кг и с массой полезной нагрузки 1700 кг он показал максимальную скорость 209 км/ч. Высоту 1000 м он набирал за 6,5 мин, его практический потолок составил 3810 м, а техническая дальность полёта с пассажирами −1000 км. Самолёты принимали участие в Великой Отечественной войне. Технические характеристики Экипаж: 2 чел. Пассажировместимость: 9 чел. Грузоподъёмность: 1700 кг Длина: 17,01 м Размах крыла: 27,31 м Высота: 4,86 м
Сталь - 2
«Сталь-2» — советский ближнемагистральный пассажирский самолёт с одним поршневым двигателем воздушного охлаждения разработки КБ инженера Путилова. Первый испытательный полёт самолёт, получивший название "Сталь-2", совершил 11 октября 1931 года. В начале 1932 года самолет "Сталь-2" совершил перелет по маршруту Москва - Рязань - Козлов - Тамбов, расстояние 450 км он преодолел за 2 часа 25 минут, со средней скоростью 186 км/ч. В Аэрофлоте самолет использовался на авиалинии Москва - Одесса, эксплуатировался также в Архангельской области и в Таджикистане, участвовал в экспедициях Полярной авиации. Технические характеристики: Длина 9,74 метра, Размах крыла 15,25 метра, Макс. скорость 205 км/ч. Всего за годы производства с 1933 по 1935 годы было выпущено 111 самолетов.
АНТ - 20
4 июля 1933 года начата постройка и 3 апреля 1934 готовый самолёт вывезен на аэродром. 24 апреля он принят специальной комиссией. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Пилотировал самолёт М. М. Громов. Следующий пролёт над Красной площадью был осуществлён на параде 1 мая 1935 года, АНТ-20 в тот день эскортировали два истребителя И-5.М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в 1934 году установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. Было построено 2 самолета.
Ли-2
Ли-2 — советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности. Строился в СССР до 1953 года. Широко эксплуатировался в СССР — «Аэрофлотом», в подразделениях МО и МАП СССР. В годы Великой Отечественной войны применялся для транспортно-пассажирских перевозок, для полётов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов и как дальний ночной бомбардировщик. Самолёт оказался надёжен, освоен, пользовался популярностью. Поставлялся из СССР на экспорт. Технические характеристики: Длина 19,64 метра, Размах крыла 28,81 метра, Максимальная скорость 320 км/ч. За годы производства с 1939 по 1953 годы было построено 4937 самолётов.
ИЛ-14
Ил-14 — советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов. Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года. Самолёты Ил-12 внёс большой вклад, в развитии советской гражданской авиации: рост парка этого самолёта, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта. С начала производства в 1953 году и по окончанию производства в 1959 году было выпущено примерно 1348 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: от 2 до 5 человек Длина: около 22 метров Размах крыла: 31,7 метра Высота: около 7,8 метра Масса самолета: 12 700 кг Максимальная скорость: 430 км/ч
Ту - 104
Ту-104 — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года. На Ту-104 резко возрос уровень комфорта для пассажиров, по сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами: на борту были установлены мягкие анатомические кресла с регулирующийся по высоте спинкой, в полёте пассажирам предоставлялось горячее питание и прохладительные напитки, стюарды перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности, и тому подобное — таким образом, именно на Ту-104 в конце 1950-х был впервые внедрён привычный в наше время стандарт обслуживания на борту самолёта. На Ту-104 перелёт на Дальний Восток и в Сибирь занимал несколько часов. С начала производства в 1956 году и по окончании выпуска в 1979 году, было произведено 205 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Количество пассажиров: 50-110 человек Длина:38,85 метра Размах крыла: около 35 метров Высота: около 12 метров Масса: 74500 кг Максимальная скорость: чуть более 900 км/ч
Ту-114
Ту 114 - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в 1955 году. На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114: - самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт; - самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт; - единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом; - турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными турбовинтовым двигателем. Производился серийно в 1961—1965 годах. Всего был построено 32 самолёта. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Пассажировместимость: 170—220 человек Грузоподъёмность: 22 500 кг Длина: 54,1 метра Размах крыла: 51,1 метра Высота: 15,5 метра Масса самолёта: около 88 тонн Максимальная скорость: около 880км/ч
Ил-18
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов. Выпускался серийно с 1958 по 1978 год. За время производства было построено 527 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Пассажировместимость: 80–122 человек Грузоподъёмность: до 15 т (в грузовом варианте) Длина: 35,90 м Размах крыла: 37,42 м Высота: 10,17 м Масса: 35000 кг Максимальная скорость: 685 км/ч
Ан-24
Ан-24 — пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, оснащён двумя турбовинтовыми двигателями. Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова в 1958 году. В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолётов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт. Самолёт выпускался с 1959 по 1979 год, произведено 1367 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 3—5 человек Пассажировместимость: 48—52 человек Грузоподъёмность: 6500 кг Длина: 23,53 метра Размах крыла: 29,20 метра Высота: 8,32 метра Масса самолета: 13 350 кг Максимальная скорость: 650 км/ч
Ил-62
Ил-62 - дальнемагистральный пассажирский самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина в начале 1960-х годов. Ил-62 стал первым советским реактивным самолетом, способным совершать межконтинентальные полеты, а также беспосадочные рейсы из Москвы на Дальний Восток. Эксплуатация Ил-62 началась в 1967 г. В январе 1974 г. на воздушные линии вышел усовершенствованный лайнер Ил-62М с более мощными и экономичными двигателями и дополнительными топливными баками, что позволило увеличить дальность полета. Самолёт полностью соответствовал мировому технико-экономическому уровню. За создание этого самолёта группе инженеров-конструкторов конструкторского бюро Ильюшина была присуждена Ленинская премия. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации. За годы производства с 1966 по 1995 годы, было произведено 289 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Кол-во кресел: до 186 мест Длина: 53,1 метра Размах крыла: 43,2 метра Высота: 12,3 метра Масса: 74 000 кг Максимальная скорость: 870 км/ч
Ту-134
Ту-134 - советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Самолет производился с 1966 года по 1989 год, было выпущено 854 самолёта. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: до 80 человек Длина: 37,1 метра Размах крыла: 29 метра Высота: 9,02 метра Масса самолёта: 47 тонн Максимальная скорость: до 885 км/ч
Як-40
Як-40 турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Проект Як-40 разработан в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева. При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Начиная с 1967 года Як-40 регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах и своими характеристиками смог заинтересовать зарубежных покупателей. Самолёт совершил демонстрационные полёты во многих государствах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. С начала производства в 1966 году по окончании производства в1981 году, было изготовлено 1012 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Пассажиры: до 40 человек Грузоподъёмность: 3240 кг Длина: 20,36 метра Размах крыла: 25,0 метра Высота: 6,5 метра Масса: около 10 тонн Максимальная скорость: 546 км/ч
Ту-144
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный конструкторским бюро Андрея Николаевича Туполева в 1960-х годах. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, этот полёт в мире, стал первым полётом сверхзвукового пассажирского самолёта. Первый рабочий рейс — 26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. При разработке будущего сверхзвукового пассажирского лайнера на него возлагали большие надежды. Самолёт должен был преодолевать расстояния протяжённостью в 5—6 тысяч километров за несколько часов без промежуточных посадок. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года. Эксплуатация самолёта требовала огромных материальных затрат и руководством страны было принято решение отказаться от эксплуатации этого самолета, предпочтение было отдано более простым и надёжным дозвуковым самолётам. Было произведено примерно около 20 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: примерно 150 человек Длина: более 65 метров Размах крыла: 28 метров Высота: 12,50 метра Масса: 195 тонн Максимальная скорость: более 2200 км/ч
В-12
В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями. Разработка нового тяжёлого вертолёта была поручена конструкторскому бюро Михаила Леонтьевича Миля. В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН или создания позиционных районов, размещение которых планировалось на местности без дорог с твёрдым покрытием. Очень интересная летающая машина, но программа была признана неэффективной потому что, у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно выполняли другие вертолёты. В серийное производство он не пошел, было выпущено 2 вертолёта. Технические характеристики: Экипаж: 6—10 человек Пассажировместимость: 196 человек Длина: 37 метров Диаметр несущего винта: 35 метров Высота: 12,5 метра Масса: 69 100 кг Максимальная скорость: 260 км/ч
Ил-76
Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный в конструкторским бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Первый в истории СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями. Ил-76 предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Самолёт способен доставлять, в зависимости от модификации, грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч. Ил-76 позволяет доставить грузы в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане используя различные способы их парашютного десантирования. Характеристики самолёта позволили установить несколько мировых авиационных рекордов. Самолет является одним из лучших транспортных самолетов в мире, он активно применяется в вооруженных силах России и других стран, а также в других министерствах, для выполнения различных задач. Самолет Ил-76 до сих пор производится с 1975 года и продолжает модернизироваться. На данный момент известно что всего было выпущено примерно 957 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Длина самолёта: 46,6 метра Размах крыла: 50,5 метра Высота самолёта: 14,7 метра Масса пустого: 88,5 тонн Грузоподъёмность: до 60 тонн Максимальная скорость: 850 км/ч
Ту-154
Ту 154 - советский трёх двигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны. На регулярные пассажирские рейсы авиалайнер Ту-154 вышел в 1972 году — свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту он совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва—Минеральные Воды. Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч. Производился серийно с 1968 год по 2013 год. За время производства было выпущено 1026 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: до 180 человек Длина: 47,9 метра Размах крыла: 37,55 метра Высота: 11,4 метра Масса: более 55 тонн Максимальная скорость: 975 км/ч