Найти тему

9/1 - Новая Экономика Потребления

Материалы из предыдущих глав, оформляют понимание системных проблем в экономической составляющей современного человеческого общества. Изложенная ниже Концепция НЭП2020, дает возможность уменьшить их количество и устранить определенные противоречия в существующем положении потребления товаров и услуг.

Товар – это любой объект, который введен в экономический оборот для участия в свободном обмене на другие объекты и деньги. Товар, в большинстве случаев, это продукт, произведённый для продажи, в противном случае, такие объекты товарами не считаются. В общем понимании, товар - это все, что можно продать. Каждый товар имеет цену, стоимость, ценность, величина значений которых, может быть постоянными, явными, скрытыми, ложными, абсолютными, относительными и пр.

В современном обществе, за некоторым исключением, можно продать или купить все. Такое положение обусловлено, в первую очередь, тем, что товаром выступают не только материальные предметы и услуги, но и совершенно невещественные объекты (информация, время, цифровые активы, обязательства и т.п.), и в первую очередь – это права или частичные права на что-то. Развитие общества позволило разделить некогда единое право собственности на вещь, вместе с которой переходили все права на нее к новому владельцу, на некоторое число отдельных прав, каждое из которых может выступать самостоятельным товаром (право пользования, просмотра, прослушивания, прочтения и т.д.). Таким образом, значительная часть товаров, стала определенным правом на что-то, передаваемым другому лицу, которое может сопровождаться передачей вещи или без таковой.

Концепция "Новая Экономика Потребления" синтезирована в России, на основе анализа актуальной Экономической теории, существующих экономических отношений, многолетних наблюдений и непосредственного участия ее авторов в торгово-денежных отношениях на территории Российской Федерации. Отслеживание происходивших изменений, анализ последствий таких изменений в сфере купли-продажи товаров и услуг, стали источником и причиной создания Концепции, которая получила сокращенное название "НЭП2020", так как именно весной 2020 года стала оформляться идея Концепции и практическое видение ее реализации. Публикация данной монографии, определяет окончание теоретической работы над Концепцией НЭП2020, ее Авторами.

Предварительное замечание

Современная экономика построена на производстве товаров и предоставлении услуг, на их продаже и приобретении, где основным инструментом экономических взаимоотношений, являются деньги. Главные участники таких отношений, разделяются на три категории: Производитель, Продавец и Покупатель. Производитель создает товар или услугу, Продавец продает, Покупатель покупает (потребляет). Нередко, Производитель выступает в качестве Продавца, тем самым уменьшая количество категорий участников до двух, но количество ролей от этого не меняется. Далее рассмотрим каждую из них.

Покупатель

Покупатель находится в постоянном использовании (расходовании) своих доходов и накоплений денежных ресурсов, для приобретения Необходимого и Желаемого, а также для Инвестирования.

Необходимое, это набор приобретаемых, получаемых, обретаемых товаров и услуг, без которых осмысленная жизнедеятельность человека прекращается, с неизбежным одичанием и окончанием его времен. В персональном минимуме, Необходимое - это еда, вода, одежда, жилье (для России и иных северных стран – отапливаемое жилье). В социальном минимуме, Необходимое - это доступ к общественным благам.

Желаемое, это все что угодно человеку, ограниченное лишь его сущностью, разумом, нравственностью, законами и уровнем развития общества. Желаемое - это отдых, обучение, созидание, путешествия, творчество, спорт, самореализация, исследование, благотворительность, познание, развлечение, наука и так далее. Также к Желаемому стоит отнести траты на ненужные, а порою вредные товары и услуги, причины приобретения которых, обусловлены природой человека.

Инвестирование, это расходы сегодняшнего дня, для обеспечения Необходимого и получения Желаемого в будущем, которое предсказуемо и ожидаемо человеком. Инвестирование – это использование имеющихся у человека в собственности или распоряжении ресурсов, для увеличения или сохранения их ценности или стоимости в будущем, и последующего их возврата к Инвестору. Возвращение использованных ресурсов может осуществляться в любом заданном или приемлемом для Инвестора виде. Инвестирование существует за счет сокращения расходов на Необходимое и Желаемое, в настоящем.

Один и тот же человек, один и тот же Покупатель может находиться в двух ипостасях: Покупатель Разумный и Покупатель Неразумный. Для каждого человека, для каждой его ипостаси, для каждого его состояния, есть своя услуга и свой товар. Мало того, к обычной практике относится, появление товаров и услуг, до наступления того момента, когда на них появиться, а лучше сказать проявится, спрос у Покупателя. На оформление такой будущей потребности Покупателя, Производители и Продавцы выделяют значительную часть своих ресурсов.

Формирование желания у человека приобрести определенный товар, создание иллюзии необходимости в таком товаре, это основа современного бизнеса и не только. Такое положение, связано с тем, что сегодня, все из личностного набора Необходимого и Желаемого, доступно для приобретения, и чтобы включить в список покупок еще один ненужный товар или заменить "чужой" товар на "свой", Производителю и Продавцу надо очень постараться и потратиться. Одним из способов обеспечения спроса на свой товар, является изменение состояния Покупателя, нарушение его равновесия, изменение его целей и ценностей, раскачивание его приоритетов, морали, нравственности, мировоззрения и т.д. Однако, этот аспект современности не является частью Концепции, а потому, только обозначается в данном изложении.

Исходя из стороннего и собственного жизненного опыта, признаем, что Покупатель Разумный – это человек, который направляет свои деньги в нужное время, на осмысленные обретения в требуемом количестве и качестве, с соблюдением баланса своих расходов, между Необходимым, Желаемым и Инвестициями.

Покупатель Неразумный, напротив, подчиняет свои расходы не обоснованному расчету, а сиюминутным желаниям, своим и чужим иллюзиям, советам посторонних, общественному мнению, настроениям окружающих, своим эмоциональным состояниям, всевозможным страхам, пустым надеждам, нереальным целям, безответственным обещаниям, существующей моде, стоимостной доступности, скоротечной популярности, своему неадекватному состоянию (алкоголь, недомогание, стресс, табак, болезнь и пр.), а также, простой человеческой глупости. В результате чего, у Покупателя Неразумного, возникает или присутствует постоянно, деформация распределение расходов между Необходимым, Желаемым и Инвестициями, что приводит к ущербу в одном месте и перегруженности в другом, что не просто плохо, а порою и фатально для такого неразумного Покупателя. Возьмем для наглядности пример с неравномерным распределением ноши в руках человека, что однозначно приведет его к скорой усталости. Более опасным, станет неправильное распределение груза на морском или воздушном судне, что может привести к его гибели.

Неадекватная оценка действительности или неадекватное состояние, это и есть суть Неразумного Покупателя, которого надо бы пожалеть и которому надо бы помочь, но он и его состояние, является источником прибыли, а в современном обществе свободного выбора, выбор в пользу последнего очевиден. Здесь стоит упомянуть, что именно на Покупателя Неразумного, направлена значительная часть деятельности Продавцов для стимулирования спонтанных, бесполезных покупок товаров и услуг, о которых он (Покупатель) сожалеет впоследствии. Также, именно для таких Покупателей, Производитель изготавливает огромное количество товаров и услуг, которые потребляет всякий Неразумный Покупатель, обрекая себя на разочарования, расстройства и разорения. Но, ВНИМАНИЕ и для этих "новых" состояний Покупателя, также находится товар или услуга, которые загоняют его на следующий круг "шопинга", в котором например, лечение его зависимости, тоже оплачиваемая им же сторонняя услуга.

Неразумный Покупатель, в своем финансовом и эмоциональном состоянии, похож на именинника, которому приглашенные им гости, подарили кучу ненужных предметов в качестве подарков, только эти подарки были оплачены самим виновником торжества - Неразумным Покупателем.

В качестве вывода получаем, что Покупатель Разумный - это человек, который не спешит, знает что ему надо, он провел предварительное изучение предложений по существующей своей потребности, оценил ее необходимость и цену, согласовал стоимость приобретения со своим бюджетом и возможностями, спокоен и сосредоточен на сделке, адекватно оценивает свое состояние и окружение, как в настоящем, так и в ближайшем будущем. Любое отклонение от состояния Покупателя Разумного, стремиться к состоянию Покупателя Неразумного.

Кроме описанного выше, имеется еще одно условие, которое выполняется при приобретении товаров, которые потом не используются, Покупатель должен получить удовлетворение или удовольствие от самого факта покупки, а это часто, прямое указание на его неразумность, которая связана со всевозможными зависимостями, подменами смыслов собственного существования, незнанием и непониманием самого себя.

В окончании описания, укажем самое главное состояние для всех Покупателей – им никогда не хватает денег на Необходимое, Желаемое и Инвестиции. И именно это состояние Покупателя, как условие и как правило, лежит в основании Концепции НЭП2020.

Продавец

Продавец полностью подчинен своей роли, реализация которой ограничивается его репутацией, оборотными средствами, существующим спросом, имеющимся ассортиментом товара (услуг), действующими законами и правилами, объективными условиями, конкуренцией и собственными принципами. Основные функции Продавца в себя включают: консультации, представление товара, подготовку предложения, продажу товара, обеспечение получения Покупателем товара в определенном или согласованном качестве, количестве, объеме и состоянии, а также гарантийные и иные обязательства связанные с товаром или услугой.

Продавец, не имеющий эксклюзивного товара или товара ограниченного предложения, а равно преимуществ своего месторасположения (размещения), находится в постоянной обязательной необходимости отслеживать конъюнктуру сегмента рынка, где он осуществляет свою деятельность. Важнейшим условием коммерческого успеха для Продавца, становится постоянное определение соотношения спроса и предложения на свой товар или услугу, анализ объективных достоверных сведений о состоянии дел у конкурентов и о своем положении. Правильная и обоснованная оценка ситуации на рынке и ее прогнозирование, позволяет Продавцу, получить конкурентные преимущества или обеспечить их появление, тем самым снизив уровень коммерческого риска. В современном, быстроменяющемся мире, разумный Продавец не оставляет без внимания появление новых технологий и товаров. Результатом анализа грядущих изменений в конъюнктуре, Продавец всегда рассматривает варианты адаптации своей деятельности к будущим объективным преобразованиям спроса и потребностей Покупателей. Дальновидный Продавец всегда готов актуализировать ассортимент, трансформировать систему продаж, выбрать правильное направление диверсификации, занять появившуюся рыночную нишу, дополнить или сменить вид деятельности.

В окончании описания, укажем самое главное состояние для всех Продавцов – им никогда не хватает обеспеченных деньгами Покупателей, которые готовы оплатить полную стоимость товара или услуги. И именно это состояние Продавца, как условие и как правило, лежит в основании Концепции НЭП2020.

Производитель

Производитель товаров, для изготовления востребованной продукции, организует существенные вложения в проектирование и разработку продукта, в приобретение и разработку соответствующих технологий и оборудования, в привлечение квалифицированных кадров, в создание производственного цикла, в организацию товарного соответствия, безопасность товара, его упаковку, маркировку, стандартизацию, сертификацию и т.д. Сегодня, любое производство - это сложный процесс, требующий высокотехнологичных средств производства и управления, целенаправленной и слаженной совместной работы необходимого количества специалистов в разных областях.

Производитель услуг, обычно находиться в более выгодном стартовом положении, в части вложений перед началом производственной деятельности. Ему также необходимо специальное оборудование и соответствующий профессиональный инструментарий, но главное место в успешной деятельности, занимают способности, знания и опыт в избранной сфере. В отличие от товарного предложения, предложение о предоставляемых услугах, требует значительного разнообразия по объему, составу и т.п. Производитель услуг, в большинстве случаев, взаимодействует с Покупателем и выступает в роли Продавца. Особенностью продажи услуги, является получение оплаты (полного расчета) за выполненную работу, уже после ее оказания. Таким образом, Производитель услуг (Продавец услуг), находится в более зависимом положении от Покупателя, нежели Производитель товаров.

Производитель товаров и услуг, также как и Продавец, находится в жестких тисках конкуренции и стремительного технического прогресса, что не оставляет ему возможности находиться в достигнутом состоянии (уровне) производства на долгое время. Нередким случаем для Производителя, является производство товара, который потом или сразу выбрасывается на свалку или отправляется на переработку, так как не был "угадан" спрос на него, товар морально устарел еще до выхода из производства, конкурент обошел Производителя в цене, качестве и характеристиках, произошло изменение стандартов и законодательства, таможенных ограничений и пошлин, вышел срок годности, прочие причины. Отсюда, приходится констатировать, что часть производимой продукции у каждого Производителя – это мусор. Появление такого мусора, в большей степени относится к производству товаров, нежели услуг.

В окончании описания, укажем самый главный вопрос для всех Производителей – что и сколько производить, чтобы обеспечить сбыт, рентабельность и развитие своего производства, сохранить производственный коллектив. Реализация Концепции НЭП2020 может только косвенно повлиять на деятельность Производителя, через изменения во взаимоотношениях Продавец-Покупатель. Авторы Концепции рассчитывают, что такое влияние будет положительным и сможет сократить количество производимого "мусора".

Производитель – Продавец – Покупатель

Дальнейшее рассмотрение связки Производитель-Продавец-Покупатель, требует включение денег в их взаимоотношения, где они (деньги) выступают организующим фактором, средством и целью одновременно. Укажем основные цели для каждой из сторон:

Производитель - обеспечение рентабельности производства и сбыт.

Продавец - получение прибыли в результате реализованных продаж.

Покупатель - обретение товара (услуги) требуемого качества, по приемлемой или низкой цене.

Основная схема купли-продажи, выглядит следующим образом. Производитель производит товар, назначает для него розничную цену для Покупателя и оптовую цену для Продавца. Производитель разницей между двумя стоимостями, оплачивает услуги Продавца за оптовую закупку его товаров, складское хранение, представление и продвижение его товара среди Покупателей, за первичную отработку предложений, отзывов, жалоб и претензий Покупателей.

Для Производителя, основным источником влияния на его существование и благополучие, оказывается Продавец, который в свою очередь полностью зависит от поведения, предпочтений и финансовой состоятельности Покупателя, цель которого обозначена выше. В связи с существованием такой цели, во взаимоотношениях между Покупателем и розничным Продавцом, обычно присутствует факт торговли за конечную стоимость товара, которая, в большинстве случаев, выражается в размере скидки от полной розничной стоимости. Возникает ситуация, когда сталкиваются интересы сторон, одна из которых не хочет платить полную стоимость за товар, а другая не может продать товар за объявленную полную стоимость. Результатом такого противостояния, является компромисс по конечной стоимости товара, на которую согласился Продавец и которую согласился оплатить Покупатель. Компромисс невозможен, когда Покупатель требует снижение конечной стоимости товара, за пределы некоторого уровня, преодоление которого не несет никакого финансового смысла от сделки для Продавца.

Компромисс между Продавцом и Покупателем, явление обычное и существовал во все времена, но сегодняшний компромисс отличен от прошлых, присутствием общемирового системного экономического кризиса перепроизводства. Причина которого, небывалые достижения технологий производства, использование материалов с заданными свойствами, компьютеризация, цифровизация, роботизация, автоматизация, прочие факторы и условия. Сегодня, изготовление чего-либо в любом количестве с заданной себестоимостью, сроками и доставкой до места, не составляет неразрешимой проблемы. Мы являемся свидетелями и участниками событий, которые становятся тривиальными, но раньше определялись как сказочные чудеса, когда по хлопку в ладоши появлялось желаемое.

В связи с этим, а также с появлением у Покупателя неограниченного выбора и свободного времени, которое раньше он тратил на поиск и приобретение нужного ему товара, он (Покупатель) расходует это время на поиск лучшего варианта и на "борьбу" с Продавцом за минимальную стоимость, то есть максимальную скидку. Продавец, для восполнения или сохранения своего дохода, требует от Производителя снижение оптовой стоимости товара, на которое тот вынужден соглашаться, так как Продавец, является его основным покупателем и может переместить свои денежные потоки к другому Производителю, конкуренту первого.

Констатируем, что отношения между сторонами, выстраиваются следующим образом: Покупатель шантажирует Продавца, Продавец, в свою очередь транслирует шантаж Производителю, Производитель организует производство товара пониженного качества, с ухудшенными характеристиками, комплектацией, безопасностью, сокращенным сроком службы или иными поражениями. Здесь следует указать, что рассматриваются статичные условия, когда новая сниженная цена, не является результатом уменьшения себестоимости, применения новых технологий и материалов, с сохранением качества и функциональности товара или услуги. В результате чего, Покупатель получает товар с пониженной стоимостью, но худшего (например) качества, чем тот который он приобретал ранее и торговал за него у Продавца меньшую цену, и которую (цену) он таки получил. Но вместе с низкой ценой Покупатель получил, а точнее не дополучил ЧТО-ТО. И это ЧТО-ТО, Производитель "удалил" из начального состояния товара, чтобы обеспечить рентабельность своего производства. Разумный Покупатель никогда не приобретает дешевое, если причина для покупке только низкая цена товара, он всегда задается вопросом о причинах такого "подарка", среди которых, желание Продавца получить за "мусор", хоть что-то.

Еще одним пороком сложившегося положения в производстве и торговле товарами для людей, является присутствие в производстве и торговле множества ухищрений и лукавства, а порою и слабо прикрытого обмана Покупателя. Например, Производитель, скоротечно перестает производить, обслуживать и обеспечивать запасными частями свои технологичные товары, вынуждая Покупателей, приобретать новые модели продукции, которые часто не отличаются по функционалу и характеристикам от "старых". Другой пример, когда Продавец устраивает фальшивые распродажи и акции, розыгрыши и "раздачу слонов". Иные примеры и их вариации, найдет и вспомнит каждый Покупатель, который, стоит заметить, и сам часто не безгрешен, а иногда и коварен. Как говориться, на войне, как на войне.

Последствиями такого положения в производстве, продаже и использовании товаров, мы наполняем мусорные контейнеры, полигоны и мусороперерабатывающие предприятия. Именно там оказывается значительная часть товаров, которые сейчас размещены на прилавках магазинов или лежат на продуктовых полках супермаркетов, ожидая окончания сроков своей годности.

Возвращаясь к взаимоотношениям сторон в их экстремуме, определяем, что Производитель балансирует на грани рентабельности, получая рекламации и негативное отношение к своей, разными способами удешевленной продукции, Продавец не получает полной стоимости за товар и "держит оборону" перед недовольными Покупателями, которые в свою очередь, получают низкосортный товар и сожалеют о потраченных ресурсах.

Возникают два вопроса, чем все это кончиться и что делать. Чем кончиться в общемировом масштабе, достаточно предсказуемо – это замусоривание планеты и сокращение ее деградирующего населения, с изменением соотношения разума и глупости, в пользу последнего. Ответ на второй вопрос, не является предметом рассмотрения Концепции "НЭП2020", но появление и внедрение Концепции позволяет рассчитывать на ее влияние на текущее положение в экономике, через изменения в товарно-денежных отношениях.

Публикация 2020 июнь

Правка 2022 март