4.
Так благо пассионарность или зло? Ни то, ни другое. Это данность, которую приходится принимать такой, как она есть. Это стимулятор общечеловеческого развития, и одновременно гибель для отдельных государств. Это шанс для подъема целых народов, и гибель для тысяч и миллионов отдельных людей. Это явление, которое интересно изучать по истории, но крайне опасно оказаться у него внутри.
Вот несколько примеров проявления пассионарности, которые не привели к масштабным кровопролитным катаклизмам, но которые оставили заметный след в истории. Первопроходцы – мореходы, казаки, пионеры, географы… Эпоха Великих географических открытий началась с «хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который на 27 лет раньше Васко-да-Гамы первым из европейцев добрался до Индии – это произошло в июне 1471 года. Колумб отправился на Запад, навстречу полной неизвестности, сколько бы ни говорили о том, что он в Америке был не первый. Пусть не первый, но ведь и уверенности в том, что его ждут молочные берега, у него тоже не имелось! А уж Магеллан и вовсе не знал, что его ждет западнее Америки! Уже упоминавшийся Васко-да-Гама решился обогнуть Африку с юга, хотя, по господствовавшей в те времена гипотезе, жара по мере продвижения на юг, должна была усиливаться. Ну а о подвиге горстки казаков, за полвека прошедших «встреч солнца» всю Сибирь, и говорить не приходится!..
Вот и вопрос: как назвать ту силу, которая двигала этими людьми, толкая их на лишения и смертельный риск в неведомых землях? Что за страсть такая вела за горизонт? «Куда идешь, белый человек?» - вопрошал каюр у Ильина в «Земле Санникова». Да он и сам вряд ли смог бы ответить, зачем она, эта земля, нужна!
Критики теории приводят в пример нации, которые якобы своим долголетием опровергают её.
Например, Китай. Это государство и в самом деле существует очень давно. Но стоит внимательнее ознакомиться с его историей, и становится понятно, что на протяжении веков Китай менялся, обновлялся. Северные и южные китайцы, уйгуры, тибетцы, чжурчжени, монголы, маньчжуры – в разное время эти народы играли в судьбе Китая значительную роль… Несколько раз страна практически прекращала свое существование. Да и поныне гражданин Китая совершенно не обязательно является этническим китайцем, это скорее внеэтнический абстрактный «россиянин», если проводить параллель с нашей страной.
То же можно сказать об Индии. Или о Египте, где Древнее царство сменилось Новым, потом оккупацией Греции и Рима, нашествием арабов… Никто же может сказать, что нынешний президент Египта приходится роднёй Тутанхамону или пусть даже Птолемею!
Особый разговор – евреи! Эта нация и в самом деле могла бы опровергнуть теорию. Любопытно, что Лев Николаевич в своих фундаментальных научно-популярных трудах не даёт объяснения этому феномену. Между тем, думается, всё объяснимо легко и просто.
Когда в начале говорилось, что нация, этнос подобны живому организму, это вполне оправданно. Подобны, но не тождественны. Любое сравнение условно, имеет некоторый люфт. Человека, который бы жил несколько столетий, нет, и существовать не может, потому что у организма есть изначально заложенный природой некий запас долголетия, и как бы кто за телом ни ухаживать, предел его эксплуатации в конце концов наступает.
Но ведь этнос – это не некий чётко оформленный организм. Это совокупность организмов, пусть и объединённых неким признаком, которому и посвящена данная публикация! Вот тут-то и кроется секрет невероятного долголетия еврейской нации – не одного организма, а их совокупности.
Евреи – одна из очень немногих наций, в которых национальность наследуется через женщин. Именно через женщин передаётся осознание человеком принадлежности к данному этносу. В какой-то момент став народом-изгоем, евреи оказались перед простым выбором: либо ассимилировать, раствориться в среде более сильных народов, либо изобрести средство самосохраниться, и при этом не выродиться в результате близкородственных браков. Они сделали выбор в пользу второго варианта, и нашли вариант его решения.
Суть загадки вот в чём. У женщин-евреек природная повышенная интуитивная чувствительность к сильным мужчинам – выше, чем у представительниц других народов.
Бытует легенда, что якобы где-то на берегах Иордана (речь, понятно, идёт не о собственно географическом объекте, а о символическом образе) издревле существует специальная школа, где трудятся суперпроницательные ребе, которые вычисляют потенциальных политических деятелей по всему миру, для которых специально обучают будущих жён, и потом подсовывают их в качестве агентесс и «ночных кукушек», способных перекуковать многомудрых дневных советников. В подтверждение националисты-антисемиты приводят списки руководителей государств, у которых жёнами были иудейки… И ведь действительно, список оказывается огромным, имя им, как говорится, легион.
На мой взгляд, такая теория ничего кроме саркастической ухмылки, вызвать не может!
Всё намного проще, или сложнее – как посмотреть. Просто каждая девушка-еврейка, как уже сказано выше, изначально, едва ли не на генетическом уровне является носительницей идеологии иудаизма, вернее, просто дочерью своего вечно гонимого народа. И при этом она нутром выделяет из толпы потенциально сильных мужчин. Они дополняли друг друга – сильный муж и дочь самого приспособленного к изменчивости жизни народа.
В результате в еврейскую кровь постоянно происходил впрыск свежей сильной крови «со стороны». Пусть данный конкретный человек впоследствии не становился выдающимся государственным деятелем, у него всё равно рождались здоровые «пассионарные» дети, которые тут же подпадали под воспитание матери. Вот так и сформировалась нация, которая длительностью своего существования выпадает из общей закономерности этногенеза.
5.
Вот такая теория.
А как она применяется к нашей стране, к России? И что из неё следует, как она проецируется на сегодняшний день?
Официальная историография ведёт нашу родословную с призвания варягов и христианизации Киевской Руси. Современные учебники истории по-прежнему стоят на базисе норманнской теории.
Это несправедливо по отношению к Отечеству.
К моменту появления Рюрика Русь представляла между собой несколько княжеств, пусть самостоятельных, но близко связанных между собой, множество городов, налаженные торговые отношения, ремёсла, письменность. Наши далёкие предки ещё до рождения Христа возвели могучие оборонительные сооружения для отражения набегов степняков. Это так называемые Змиевые валы, на многие сотни километров протянувшиеся вдоль границы леса и степи южнее Киева. Что это такое? Заложенный в основу валов бревенчатый сруб, а поверху насыпанный вал, на опасных направлениях с частоколом, на некотором расстоянии друг от друга стояли сторожевые башни со сменными гарнизонами… Представить себе только, какими экономическими ресурсами требовалось обладать местным племенам, чтобы выделить столько сил и средств для выполнения этой грандиозной инженерной задачи!.. А мы замалчиваем-игнорируем весь период до прибытия в Киев Олега!
…Конечно же, я не являюсь апологетом искусственно придуманной теории о древних украх, строивших на берегах Нила пирамиды, выкопавших Чёрное море или штурмовавших вместе с Одиссеем великую Трою… Просто констатирую факт: совместная история восточно-славянских народов древнее, чем она изложена в официальной историографии.
Просто князьям-рюриковичам оказалось выгодно выпятить роль династии в развитии Руси. Ну а подхалимов-историков, которые писали летописи по принципу «чего изволите?», у нас (да и не только у нас) всегда хватало. Первым из отечественных стал Нестор, чья «Повесть временных лет» считается классическим трудом на все времена. Фальсификатором он был, Нестор, пусть даже и вынужденным. Что же касается летописей, в которых фиксировалась подлинная история наших предков, их уничтожили по приказу Владимира-Крестителя, дабы не смущали умы любознательных почитателей Перуна и Мокоши.
Символом окончания эпохи Киевской Руси можно считать рухнувший в 1240 году храм, в котором пытались укрыться от монголо-татар уже морально сломленные последние защитники «матери городов русских».
Для Руси начались тёмные времена.
Лев Гумилёв пытался описать последующие события как взаимовыгодный симбиоз Руси и Орды. Ох, трудно с этим согласиться! В бездонные закрома Сарая текли потоки дани – серебра, что тормозило развитие экономики на Руси, и предопределило последующее техническое отставание нашей Родины от Европы. На рынки Сарая и Крыма брели колонны полона. По полям и весям княжеств струились потоки крови наших предков. А сами князья регулярно отправлялись на поклон к хану, не зная наперед, доведётся ли вернуться назад…
Распавшаяся на куски Киевская Русь и в самом деле стала пращуром для рождения нескольких новых народов. Проживавшие на Северо-востоке славяне смешивались с племенами финно-угорских, балтских, самодийских народов – формировался русский этнос. В формировании украинского этноса приняли участие (привнесём смеха ради такой оборот – как будто этнос можно формировать сознательно!) обитатели южных степей и их соседи – поляки, литовцы, молдаване, венгры… Белорусов процесс смешения народов коснулся в меньшей степени, потому сегодня это самая спокойная и бесконфликтная нация; но и здесь сказалось привнесение литовской и польской пассионарности… Ну и на всех восточных славян не могло не сказаться вековое присутствие многонационального войска, вошедшего в историю как монголо-татары.
6.
Таким образом, на землях Киевской Руси сформировалось три этно-культурных центра – братских, но вместивших в себя разный привнесённый дополнительный элемент. Потому утверждения пан-славянистов и ура-патриотов, что мы по-прежнему являемся одним народом, увы, не соответствует действительности: этногенез – вещь необратимая. Это как близнецы – родились одновременно и с идентичным набором изначальных признаков, а люди-то разные!
Точкой рождения русского народа Гумилёв считает Куликовскую битву. По его образному выражению, на битву с Мамаем выезжали москвичи, тверичи, владимирцы, а возвращались русские. Что ж, образ красивый, примем его!
Центральных идей, которые двигали пассионариев возрождавшейся Руси (нарождавшейся России), видится две, правда, взаимосвязанных – объединение государства и освобождение от ордынского ига. Поскольку накал пассионарности на территории восточной Европы оказался достаточно силён, процесс объединения протекал трудно. Центров, претендовавших на лидерство, насчитывалось несколько – Москва, Новгород, Тверь…
Сложение объективных и субъектных факторов сделало столицей русского государства Москву. Именно сюда постепенно на службу потянулись татарские мурзы, верные православию теснимые католицизмом и униатством жители украинских, белорусских, литовских земель, искавшие защиты от воинствующего ислама христианские цари и князья Кавказа…
Опричнина и последовавшая за ней Великая смута начала XVII века, с точки зрения этногенеза, стала вполне закономерной – слишком сильным оставалось пассионарное напряжение в народе, а оно гасится только кровью. Как цинично и жестоко это звучит! Между тем, через фазу взаимоистребления проходили все исторические нации!..
Результатом стало избрание царя и наступление периода относительного успокоения – начинался период взросления.
Наверное, нет необходимости подробно разбирать историю России с точки зрения этногенеза. Перенесемся в день нынешний.
Итак, если принимать за точку рождения этноса Куликовскую битву, получается, что нам сегодня 600-650 лет. Вроде бы, считая по Гумилёву, не возраст ещё. Но так уж сложилось, что именно на Россию обрушились наиболее кровопролитные войны XIX–XX веков. А на войне гибнут в первую очередь пассионарии. Именно они первыми поднимаются в атаку, именно они падают грудью на амбразуру, именно они не станут прятаться за спинами солдат, когда расстрельщики прикажут: «Офицеры (или комиссары) – выходи!». При этом статистика свидетельствует, что на войнах, которые вела Россия (СССР) за минувших два века, гибли в большей степени русские. Скажем, в Афганистане русских погибло около семи тысяч человек, украинцев около 2,5 тысяч, белорусов более 600 человек; и в эту «группу лидеров» привмешались только узбеки, потерявшие тысячу своих сыновей. (Оговоримся, впрочем, что в этих официальных данных содержится информация не о национальном составе, а о географии призыва, хотя, думается, эти статистические выкладки пропорционально примерно отражают истинное положение дел).
7.
Короче говоря, на войнах, в восстаниях, на дуэлях гибнут именно пассионарии; чем у человека уровень пассионарности ниже, тем больше он стремится (по известной поговорке) «не высовываться».
Таким образом, считаю, русский этнос попросту надорвался. Как человек, работающий на износ, дряхлеет быстрее, чем тот, кто ведет здоровый размеренный образ жизни!
В чем это выражается на практике? Стремление к комфорту у людей преобладает всё больше. Человек на достижение этого комфорта старается затратить как можно меньше усилий. Если сказать проще, человек желает получать от жизни и общества больше, чем затрачивать. Ехать за туманом и за запахом тайги желающих находится всё меньше. Зато мечтающих об Америке и западном уровне комфорта – сколько угодно! Достаточно послушать, о чём эти мечтатели говорят! Не о том, что «за бугром» нужно вкалывать и получать – лишь о том, что там можно получать!
Как некогда в сильную и богатую Москву тянулись иноземцы, стремившиеся подороже продать свои мышцы и мозги, так нынче наши соотечественники мечтают о заморской манне.
Параллельно идёт и другой процесс. Мы всё же богаче, чем наши соседи. Потенциально богаче.
Потому гастарбайтеры охотно едут к нам на заработки! Они берутся за работу, которую мы выполнять не желаем – тяжёлую, непрестижную, низкооплачиваемую. Они формируют свои диаспоры, всячески поддерживают друг друга, потому что иначе им не выжить в чуждом для них мире. Мы, русские, пользуемся благами, полученными по наследству от наших предков, и всё меньше сами созидаем что-то новое. И в нашу среду всё активнее внедряются пришлые люди – активные, напористые, стремящиеся завоевать своё место под солнцем (или отвоевать наше).
Есть еще одна закономерность развития человеческого общества, которую открыл великий Владимир Вернадский, развил академик Никита Моисеев и применил к своей теории Лев Гумилёв. Наиболее активные представители человечества стараются обитать вдоль границ ареала обитания, в то время как пассивные люди – в столицах. Загляните в Интернет и прикиньте навскидку: кто больше всего проводит времени на сайтах «Одноклассники», «Мой мир» и т.д.? Жители столиц и больших городов. А ведь это чистейшей воды подмена подлинной активной жизни ее суррогат-эрзацем!
***
Так что же, мы обречены на то, что в ближайшем будущем России и в ней русских не станет? Если убрать слово «ближайшем», то это неизбежно. Численность страны, и особенно русской составляющей населения, неуклонно сокращается. За Уралом нас проживает, если не ошибаюсь, миллионов 20 человек, а снизу на них давит полтора миллиарда! Приграничные с Китаем районы России подвергаются подлинной экспансии со стороны южного соседа – пусть и тихой экспансии, ползучей. Спецслужбы некоторых государств, которые проводят политику воинствующего ислама, активно формируют в ряде регионов России общины, настроенные оппозиционно христианской (а точнее современной псевдохристианской или стихийно-атеистической) Москве. В столице в криминальных сводках всё чаще встречаются экзотические для региона имена и фамилии, вытесняя «родные» русские на вторые роли… И при этом в обществе нарастают пацифистские настроения, видно откровенное нежелание молодежи служить в армии.
Следует подчеркнуть, что это проблемы не только России, но и всех «старых» наций. События во Франции и Голландии, где бездельники-эмигранты устраивают погромы – примеры того же ряда. Даже в юных США уже появляются штаты с преобладающим «цветным» населением, даже смуглого президента уже избирали. Так что пора речь уже вести речь о снижении пассионарности не у отдельных наций, а у белой расы в целом!
.
Ну и в завершение… Я специально не затрагивал современные события на Украине. Они ещё требуют осмысления, и оценивать их ещё рано. И уж тем более, с точки зрения этногенеза.
Данный текст я подготовил ещё до 24 февраля.