Российские олигархи скупают уходящие западные и нелояльные отечественные бизнесы, создавая монополии, как в 90-е. Как это противоречит российскому же Закону о защите конкуренции и почему это хорошая новость?
По прошествии ста дней с начала сами-знаете-чего получила ожидаемое продолжения история с массовым исходом западных компаний с российского рынка. Вопреки радостным прогнозам ура-патриотов, "освободившиеся ниши" заполнили вовсе не перспективные малые предприниматели. Активы ушедших компаний по заниженным ценам переходят под контроль богатейших олигархов. Владимир Потанин выкупил Росбанк и Тинькофф Банк, группа VK (бывшая Mail.ru) Алишера Усманова уже приросла сервисами Яндекса, а еще интересуется Avito (наряду с тем же Потаниным). И даже пресловутый McDonald's "заместили" вовсе не "дяди Вани", а его же крупнейшие франчайзи из Сибири, сколотившие состояние на добыче нефти и угля.
Олигархам достаются и бизнесы российских предпринимателей "второй волны", посмевших пойти против власти (ярчайший пример - Олег Тиньков). Нет сомнений, что такая же судьба в скором времени ждет и активы бизнесменов - молчунов, банально не переживших тяжелейший кризис. Тем более, примеры перехода бизнеса от лояльных, но чужих системе предпринимателей к своим уже есть. Как мы помним, "Магнит" ни в чем оппозиционном не замеченного Сергея Галицкого уже в 2018-м перешел под контроль ВТБ.
Новое старое положение дел экономисты называют монополистической конкуренцией, а марксисты-ленинцы называли "империализмом". Это когда рынок разделен между несколькими крупнейшими компаниями, а конкурентов поменьше не имеется.
Разумеется, в нынешнее время просто смешно думать о том, законен ли такой передел рынка. Кто сейчас вспоминает про законы вообще? А если и вспоминает, то нельзя их, что-ли, переделать? Однако еще забавнее, что поглощение рынка олигархами реально противоречит Закону о защите конкуренции № 135-ФЗ в действующей редакции.
Главное нарушение - создание доминирующего положения на рынке
Доминирующим положением является ситуация, когда один "хозяйствующий субъект" (отвратительный канцеляризм, но так уж в Законе прописано) или их группа занимают 35% рынка и более, при этом его выручка в год более 800 миллионов рублей, а конкурентам затруднен вход на рынок. Есть и другие критерии, подробно описанные в ст. 5 Закона, но эти основные.
Само по себе доминирующее положение Законом не запрещается (случаи-то разные бывают), но является основанием для предъявления иска о разделе компании (или группы компаний) на несколько не взаимозависимых юридических лиц.
Главное условие заключается в том, что антимонопольный орган (ФАС) не должен допускать появления на рынке компаний с доминирующим положением иначе как естественным путем
Естественное появление доминант - это, например, создание рынка (Google в свое время создал рынок рекламы в Интернете по ключевым словам поискового запроса и стал единственным участником рынка - к нему вопросов (тогда) не было). А неестественный путь - это как раз слияния и поглощения.
И это второе грубейшее нарушение:
Отсутствие предварительного одобрения со стороны ФАС
Любой специалист по сделкам с акциями и долями в ООО вам скажет, насколько сложно и долго получается одобрение антимонопольного органа. Это одна из причин, почему подобные сделки длятся так долго. Когда происходит слияние двух крупных компаний, согласование с ФАС может занимать до полугода, а то и больше.
ФАС не налоговая, ее задача не просто зафиксировать факт состоявшейся сделки, а именно проверить все условия и оценить все риски для развития конкуренции на всех возможных рынках, которые может затрагивать сделка. Ведь если объединяются Mail.ru и VK, то затронуты не только рынки электронной почты и социальных сетей, но и реклама, Интернет-продажи, хранение данных и много чего ещё.
Поэтому антимонопольное согласование не может быть быстрым. При этом, Владимир Потанин приобрел два крупнейших банка за пару месяцев, а сделка с Олегом Тиньковым была "закрыта" буквально за три дня. Что открыто подтвердили сами Тиньков и Потанин. Значит, одобрение ФАС либо никто не получал, либо антимонопольщики выдали его без проверки. И то и другое грубо нарушает Закон.
135-ФЗ не дает возможности согласования сделки пост-фактум.
Согласно ст. 34 Закона, отсутствие предварительного одобрения сделки может привести к разделению компании и даже к её ликвидации.
Всё уже произошло. Чего теперь кулаками махать? Ведь уже ничего не исправишь...
А вот и не угадали:)
Я не просто так в начале статьи сказал, что нарушения Закона о защите конкуренции - это хорошая новость. Именно потому что столь грубые нарушения позволяют очень легко "откатить" все эти сделки по захвату рынка олигархами и вернуть на российский рынок здоровую конкуренцию. Как это сделать?
Достаточно применить вышеобозначенные мной статьи 135-ФЗ. Суд разделит "доминаторов" рынка и они снова вернутся законным владельцам. Ну или перейдут молодым инициативным бизнесменам, как планировалось изначально.
Поскольку редакция действует на момент поглощения, никакие экстренные изменения Закона уже не помогут. Даже если "бешеный принтер" вдруг вспомнит об этом.
Можно также применить базовые положения Гражданского кодекса о недействительности сделок, которые каждый студент юрфака изучает на втором курсе. Поглощение крупнейших бизнесов - это ничтожные сделки, потому что нарушают требования Закона и посягают на общественный интерес (антимонопольное регулирование - публичный интерес). Срок исковой давности - три года. Путинский режим столько точно не протянет, а значит, иск можно будет подавать уже в независимый и справедливый суд:)
Даже если и "не успеем", то по требованию о разделении монополиста срока давности вообще нет.
Так что если законные владельцы поглощенных олигархами бизнесов захотят вернуться в прекрасную Россию будущего - welcome! Благо, в России есть правовая база для возвращения не только "на землю", но и к временно утраченным активам.
P.S.
Ситуация с переделом рынка показывает, насколько быстро переобувается в воздухе нынешняя российская власть. Еще недавно было много разговоров о введении в уходящих компаниях "внешнего управления". Я тогда писал, что этот путь приведёт к многомиллиардным искам в инвестиционные арбитражи, по которым Россия вовек не расплатится. Надо мной тогда многие смеялись: мол, никому там такие мелочи как международный арбитраж не страшны. Но, как видим, власть реально не осмелилась пойти на "внешнее управление". Оно использовалось как угроза - на того же Тинькова, по его словам, именно им давили. Но на деле даже закон до сих пор не приняли!
Вместо этого пошли по пути наименьшего сопротивления, отдав бизнесы олигархам, которым потом за всё и отвечать. Параллельно, конечно же, кинув общественников, столь ратовавших за "внешнее управление" и явно ожидавших каких-то плюшек для себя. Что ж, в этом вся нынешняя Россия:)