Найти тему

5 фактов о том, как на самом деле учились девушки в Институте благородных девиц

Оглавление

Женское образование до XVIII века отличалось от мужского. Пока молодые люди продвигались по стезе науки, искусства, девушки всё ещё обучались "светским" дисциплинам посредством домашнего обучения.

Первым прорывом в становлении массового женского образования стало основание Смольного института благородных девиц.

В сознании широкой общественности он предстаёт местом, где царит интеллигентность, воспитанность, нравственность, элегантность, грациозность, милосердие - всё то, что соответствовало задаче подготовить "совершенных девушек".

В этом нас история не обманывает, но некоторые факты о Смольном институте всё ещё остаются в тени. Какие же тайны хранило в себе это "святое", на первый взгляд, место?

1. Воспитанницы жили в спартанских условиях

Современной девушке условия показались бы настоящим кошмаром. Учебные помещениях и общие спальни, где ученицы жили по 9 человек, почти не отапливались, температура в них не превышала 16 градусов в тёплый период, в холодный - не выше 8. Считалось, что нахождение в холоде воспитывает самообладание и терпение.

При этом девушки одевались в лёгкие декольтированные платья с коротким рукавом, а носить любую одежду кроме формы было запрещено. Тонкая пелерина не спасала от холода. Да и её требовалось снимать перед уроком.

Воспитанниц поднимали в 6 часов утра, затем они умывались ледяной водой из Невы, завтракали тем немногим, что предлагал институт, отправлялись учиться, скромно обедали, шли на прогулку, готовили уроки, ужинали, молились и в знобящем холоде укладывались на жёсткие кровати спать.

-2

Вот примерный дневной рацион, взятый из дневников смолянки:

На завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, молочная каша или макароны. В обед суп без мяса, на второе мясо из этого супа и маленький пирожок. Вечерний чай с булкой.
-3

Уклон в религию обязывал соблюдать посты и постные дни (среда и пятница), в эти периоды рацион был ещё более скудным:

Давали несколько картофелин с постным маслом и кашу. В обед - суп с крупой и крохотный кусочек рыбы и постный пирожок.

Порой голод толкал девушек на не совсем благородные поступки - они воровали еду. Ослабевая, они часто попадали в лазарет с истощением или умирали от туберкулёза.

2. Изоляция от внешнего мира

Обучение в Институте благородных девиц начиналось с 6 лет и продолжалось до 18. До окончания обучения девушки не могли покинуть институт ни по собственному желанию, ни по требованию родственников. Каникулы не были исключением.

Встретиться с родными случалось по редким приемным дням под пристальным наблюдением смотрительниц. Считалось, что визиты родственников портят хорошие манеры воспитанниц института.

В обязанность классных дам даже входило просматривать письма. Девушки помнили - жаловаться запрещено.

При Екатерине Великой девушек вывозили на светские мероприятия, а с приходом к власти Марии Федоровны девушки лишились и этой радости. Теперь случались только редкие прогулки в Таврическом саду, где они ходили попарно под наблюдением полицейских, а городских жителей удаляли, так что пообщаться с внешним миром девицы и тут не могли.

-4

Одичавшие, они придумали культ "обожания", а состоял он в том, что девушки возвеличивали какую-нибудь старшеклассницу или учительницу, оказывали ей маленькие услуги и знаки внимания, а оказавшись рядом с ней вздыхали и говорили: "Ах, ангел!"

3. Уровень образования был невысок

Задачей образовательного процесса было взрастить для государства хороших матерей и полезных членов семей и общества. Высший пилотаж для смолянок было стать фрейлиной, поэтому много внимания уделялось навыку светской болтовни и поведения в обществе. Поэтому на уроках девочки реконструировали ситуации из придворной жизни.

Физику и другие точные науки, а также ботанику и зоологию преподавали поверхностно. Историю и географию, как ни странно, тоже давали в азах.
-5

А вот языками, в особенности французским, девицы должны были владеть в совершенстве.

4. Действовала жесткая система наказаний

Телесные наказания в Смольном институте были запрещены. В мужских училищах было жёстче: их били розгами. Смолянкам «красоту» не портили, зато классные дамы могли оскорблять и унижать провинившихся.

Самое безобидное - снимали передник или заменяли его на постыдный. Более тяжелое - ставили на табурет в столовой, пока остальные едят. От пропущенной еды, бывало, падали с табурета в обморок.

За серьезные нарушения правил заставляли ходить с табличкой на шее, где был написан проступок воспитанницы, оставляли без ужина, приказывали всю ночь молиться вместо сна.

"Мовешка" в переводе с французского означает "дурная" - так старшие называли наказанных. А тем, кто проявил небрежность в прическе или одежде, в знак позора пристёгивали к форме грязный чулок.

5. Жизнь после выпуска из института

После окончания обучения девушки из состоятельных семей становились фрейлинами при дворе, а небогатые только гувернантками или даже приживалками. Некоторые оставались работать при институте за еду и кров.

Немногим бывшим воспитанницам удавалось пойти дальше скудной «женской доли». Среди них разведчица Мария Закревская, дипломат Дарья Ливен, воздухоплаватель Прасковья Гагарина. Впрочем, они стали собой скорее вопреки обучению, чем благодаря ему.

А какие интересные факты о жизни и обучении в Институте благородных девиц знаете Вы?