Женское образование до XVIII века отличалось от мужского. Пока молодые люди продвигались по стезе науки, искусства, девушки всё ещё обучались "светским" дисциплинам посредством домашнего обучения.
Первым прорывом в становлении массового женского образования стало основание Смольного института благородных девиц.
В сознании широкой общественности он предстаёт местом, где царит интеллигентность, воспитанность, нравственность, элегантность, грациозность, милосердие - всё то, что соответствовало задаче подготовить "совершенных девушек".
В этом нас история не обманывает, но некоторые факты о Смольном институте всё ещё остаются в тени. Какие же тайны хранило в себе это "святое", на первый взгляд, место?
1. Воспитанницы жили в спартанских условиях
Современной девушке условия показались бы настоящим кошмаром. Учебные помещениях и общие спальни, где ученицы жили по 9 человек, почти не отапливались, температура в них не превышала 16 градусов в тёплый период, в холодный - не выше 8. Считалось, что нахождение в холоде воспитывает самообладание и терпение.
При этом девушки одевались в лёгкие декольтированные платья с коротким рукавом, а носить любую одежду кроме формы было запрещено. Тонкая пелерина не спасала от холода. Да и её требовалось снимать перед уроком.
Воспитанниц поднимали в 6 часов утра, затем они умывались ледяной водой из Невы, завтракали тем немногим, что предлагал институт, отправлялись учиться, скромно обедали, шли на прогулку, готовили уроки, ужинали, молились и в знобящем холоде укладывались на жёсткие кровати спать.
Вот примерный дневной рацион, взятый из дневников смолянки:
На завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, молочная каша или макароны. В обед суп без мяса, на второе мясо из этого супа и маленький пирожок. Вечерний чай с булкой.
Уклон в религию обязывал соблюдать посты и постные дни (среда и пятница), в эти периоды рацион был ещё более скудным:
Давали несколько картофелин с постным маслом и кашу. В обед - суп с крупой и крохотный кусочек рыбы и постный пирожок.
Порой голод толкал девушек на не совсем благородные поступки - они воровали еду. Ослабевая, они часто попадали в лазарет с истощением или умирали от туберкулёза.
2. Изоляция от внешнего мира
Обучение в Институте благородных девиц начиналось с 6 лет и продолжалось до 18. До окончания обучения девушки не могли покинуть институт ни по собственному желанию, ни по требованию родственников. Каникулы не были исключением.
Встретиться с родными случалось по редким приемным дням под пристальным наблюдением смотрительниц. Считалось, что визиты родственников портят хорошие манеры воспитанниц института.
В обязанность классных дам даже входило просматривать письма. Девушки помнили - жаловаться запрещено.
При Екатерине Великой девушек вывозили на светские мероприятия, а с приходом к власти Марии Федоровны девушки лишились и этой радости. Теперь случались только редкие прогулки в Таврическом саду, где они ходили попарно под наблюдением полицейских, а городских жителей удаляли, так что пообщаться с внешним миром девицы и тут не могли.
Одичавшие, они придумали культ "обожания", а состоял он в том, что девушки возвеличивали какую-нибудь старшеклассницу или учительницу, оказывали ей маленькие услуги и знаки внимания, а оказавшись рядом с ней вздыхали и говорили: "Ах, ангел!"
3. Уровень образования был невысок
Задачей образовательного процесса было взрастить для государства хороших матерей и полезных членов семей и общества. Высший пилотаж для смолянок было стать фрейлиной, поэтому много внимания уделялось навыку светской болтовни и поведения в обществе. Поэтому на уроках девочки реконструировали ситуации из придворной жизни.
Физику и другие точные науки, а также ботанику и зоологию преподавали поверхностно. Историю и географию, как ни странно, тоже давали в азах.
А вот языками, в особенности французским, девицы должны были владеть в совершенстве.
4. Действовала жесткая система наказаний
Телесные наказания в Смольном институте были запрещены. В мужских училищах было жёстче: их били розгами. Смолянкам «красоту» не портили, зато классные дамы могли оскорблять и унижать провинившихся.
Самое безобидное - снимали передник или заменяли его на постыдный. Более тяжелое - ставили на табурет в столовой, пока остальные едят. От пропущенной еды, бывало, падали с табурета в обморок.
За серьезные нарушения правил заставляли ходить с табличкой на шее, где был написан проступок воспитанницы, оставляли без ужина, приказывали всю ночь молиться вместо сна.
"Мовешка" в переводе с французского означает "дурная" - так старшие называли наказанных. А тем, кто проявил небрежность в прическе или одежде, в знак позора пристёгивали к форме грязный чулок.
5. Жизнь после выпуска из института
После окончания обучения девушки из состоятельных семей становились фрейлинами при дворе, а небогатые только гувернантками или даже приживалками. Некоторые оставались работать при институте за еду и кров.
Немногим бывшим воспитанницам удавалось пойти дальше скудной «женской доли». Среди них разведчица Мария Закревская, дипломат Дарья Ливен, воздухоплаватель Прасковья Гагарина. Впрочем, они стали собой скорее вопреки обучению, чем благодаря ему.
А какие интересные факты о жизни и обучении в Институте благородных девиц знаете Вы?