Найти в Дзене
Громкий Говоритель

Те, кто называют советскую систему образования лучшей — часто забывают, что её истоки — в царской России

Джону Кеннеди приписывают фразу про "лучшее в мире советское образование". Якобы бывший американский лидер сказал это, отмечая явные успехи СССР в освоении космоса и ракетостроении. Но правда ли Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой?

Рейтингов международных вузов в 60-е годы еще не существовало. Но если взглянуть на список нобелевских лауреатов хотя бы в области физики, там преобладали американские представители. Про самую читающую нацию в мире мы тоже слышали. Однако беллетристика в вагоне метро и серьезные произведения невозможно поставить на один уровень.

Да и Кеннеди, вообще не говорил той фразы, которую ему приписывают.

Американский лидер в своей речи имел в виду немного другое. Он отмечал, что советские вузы выпускают в три раза больше инженеров и врачей, чем американские. Но мы-то знаем, что эти самые вузы были бесплатными. Учись – не хочу.

Мы знаем, что после институтов дипломированных специалистов отправляли по распределению "поднимать" больницы и предприятия в глубинке. Квартирами заманивали бесплатными, опять же.

-2

А еще Кеннеди отмечал тот факт, что с начала века доля русских, окончивших хотя бы 7-летку, возросла в колоссальные 23 раза. Так себе достижение, если учесть, что в самом начале XX века большая часть крестьян боролась за выживание с голодом, коллективизацией, революцией, НЭПом и бесконечными войнами. Этот резкий взлет в повышении образованности средней массы населения говорит лишь о том, что страна, наконец-то пережила трудные времена.

Так откуда в СССР взялось такое количество ученых, достаточное для того, чтобы выиграть у Америки космическую гонку?

Ответ на этот вопрос очевиден. Все эти лучшие умы страны стали таковыми, благодаря дореволюционной системе образования. Эта система не ориентировала людей на получение двух-трех бесплатных дипломов о высшем образовании. Но эта система учила студентов мыслить, изобретать и учиться у лучших иностранных представителей.

-3

Царская дореволюционная система образования дала СССР ученых, которые свои лучшие годы посвятили разработке космических ракет и проектировании атомных реакторов. Большинство сталинских физиков и инженеров закончили вузы еще при царе. Да, более молодые ученые получали свои дипломы уже в Советской России. Но их, в свою очередь, учили все те же представители дореволюционной школы.

Школа эта была интегрирована в мировую систему образования. При ней студенты Российской Империи могли стажироваться в лучших университетах Европы. Тот же Дмитрий Иванович Менделеев на протяжении двух лет стажировался в вузах Германии и Франции. Возьмем более поздний пример. Известный советский физик Петр Капица защищал свою диссертацию в Кембридже уже в те времена, когда образовалась молодая Советская республика.  

Сталин не хотел ломать дореволюционную систему образования. Царские учебники были перепечатаны с учетом советских реалий, а учителям в школе (так же как и преподавателям в вузах) государство платило хорошую зарплату.

-4

Учительский труд в 30-е годы был почитаем и уважаем. Вот почему в педагогические вузы и училища редко был недобор.

В общем, победить массовую неграмотность простого населения помог правильный подход к образованию. Советские власти не стали ломать проверенную, хорошо работающую систему. Деятели наук также неплохо поощрялись.

Кроме того, ученым, помещенным внутрь коммунистической идеологии, был присущ соревновательный дух. Всем им хотелось доказать западным империалистам, что строитель светлого будущего первый полетит в космос и первый построит работающий космический корабль.

В общем, отнюдь не за школьной партой победили советские умы американцев. К тому же, уже в 70-80-е годы уровень школьного образования стал резко падать. Виной тому эпоха застоя, которая сводила все советские достижения к помощи голодающим в Африканских странах. Простым работягам на предприятиях в то время стали платить в разы больше, чем учителям. Поэтому педагогические вузы и училища узнали, что такое жесткий недобор…

Охарактеризовать уровень образованности среднего советского человека поможет эта история. Ученого-радиотехника Акселя Берга арестовали в 1937 году. Чтобы выбить признательные показания, мужчину истязали. В конце концов, ученый сломался. Он попросил бумагу с ручкой, чтобы написать: "Признаю, что шпионил в пользу ВМФ Швейцарской конфедерации".

Надзиратель даже ухом не повел. Откуда ему, малограмотному, знать, что в Швейцарии нет никакого военно-морского флота.