Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой цикл рассказов о выдающихся деятелях культуры, искусства и истории нашей страны, похороненных на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сегодня я коснусь темы изобразительного искусства: поговорим с вами о скульпторах, художниках и архитекторах. Скажу сразу - статья будет довольно объёмной, потому что мне было крайне сложно отбирать тех, про кого я буду рассказывать: уж очень много выдающихся людей их этой сферы деятельности похоронено в Новодевичьем некрополе, никого не хотелось обходить стороной.
Ну что ж, приступим!
Исаак Левитан
Начать свой рассказ я хочу с, пожалуй, самого известного художника, похороненного на Новодевичьем кладбище. Исаак Ильич Левитан - один из прекраснейших художников-пейзажистов в истории нашей страны: никто не умел так талантливо и так изящно передать красоту русской природы, как это делал Левитан!
Тем любопытнее вспоминать о национальной принадлежности Левитана - Исаак Ильич был евреем, всю жизнь исповедовал иудаизм, за что неоднократно подвергался гонениям. Кстати, в связи со своими религиозными убеждениями, Левитан не очень любил изображать на своих пейзажах фигуры людей - в иудаизме порицается художественное изображение людей в полный рост. Однако на одной картине Левитана всё же можно обнаружить фигуру человека: на картине "Осенний день. Сокольники" мы можем наблюдать прогуливающуюся по парку даму. Однако и её нарисовал не Левитан - девушка на картине была дорисована хорошим другом Исаака Ильича, Николаем Чеховым (братом писателя Антона Чехова).
К слову, с самим Антоном Павловичем Левитан тоже поддерживал дружеские отношения: они познакомились ещё в молодости, и несмотря на ссоры, художник и писатель общались друг с другом на протяжении всей жизни. Любопытно, что порой Чехов изображал Левитана на страницах своих рассказов: так, Антон Павлович в произведении "Попрыгунья" описал момент из личной жизни Левитана, на что тот, к слову, сильно обиделся на Чехова).
Левитан умер в достаточно молодом возрасте - он совсем немного не дожил до своего сорокалетия. Изначально Исаак был похоронен на старом еврейском кладбище, однако позже (уже в советское время) прах художника перенесли на Новодевичье кладбище. Таким образом, Исаак Левитан был упокоен рядом со своими прижизненными друзьями: Антоном Чеховым и Михаилом Нестеровым.
Владимир Шухов
Ещё один гениальный человек, но уже из другой, из научной сферы деятельности - Владимир Шухов, известный широкой публике благодаря своему главному творению - проекту параболических башен, самой известной из которых стала телевизионная башня на Шаболовской (предок Останкинской башни, долгие годы обеспечивавший Москву радио и телесвязью). Фактически, Шухов является изобретателем гиперболоидных конструкций - сооружений, внешне выглядящих криволинейными, но на деле состоящие из прямых линий. Здания, построенные по такой технологии, выглядят очень красиво и, можно сказать, футуристично, а потому наработки Шухова до сих пор используются во всём мире при строительстве высотных телевизионных башен и антенн.
Однако Шухов знаменит не только этим. Можно сказать, что Владимир Григорьевич был ведущим инженером дореволюционной, а позднее и советской (довоенной) России. Именно он провёл первый в нашей стране нефтепровод (в Баку), он же создавал новаторские конструкции железных перекрытий на выставке в Нижнем Новгороде, а позднее и в других крупных общественных зданиях (например, на Киевском вокзале).
Шухову принадлежит авторство трубчатых поровых котлов, использовавшихся в большей части раннесоветских теплоходов. Также он считается создателем теоретических основ гидравлики нефти, данные которых по сей день используются при добыче и транспортировке нефти. Также Шухов работал над созданием крупных газохранилищ (газгольдеров). Другими словами, Владимир Григорьевич был ответственен почти за все новаторские конструкции, которые использовались в Российской Империи и в Советском Союзе при добыче, транспортировке и хранении природных ресурсов (газа, нефти и т.д.)
Шухов прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 85 лет из-за несчастного и крайне нелепого случая: работая в своей мастерской, Владимир Григорьевич нечаянно опрокинул на себя свечу - одежда Шухова моментально вспыхнула, инженер получил серьёзные ожоги, которые в таком возрасте пережить было уже невозможно. Его с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище, а память о великом русском инженере живёт до сих пор: к примеру, в 2008 году в Москве открыли прекрасный памятник, посвящённый Владимиру Григорьевичу!
Евгений Вучетич
Но не всё же нам говорить об архитекторах (хоть и тематика моего канала соответствующая) - уделим внимание и людям других профессий! И тут сразу же хочется обратить внимание на скульптора-монументалиста Евгения Вучетича - человека, создавшего, пожалуй, самый известный монумент, посвящённый Великой Отечественной войне - Родину-Мать в Волгограде! Помимо этого, Евгений Викторович является автором памятника Воину-освободителю в Берлине и монумента "Перекуем мечи в орала" в Нью-Йорке, так что его работы известны не только в России, но и за её пределами!
Стоит заметить, что военная тематика в творчестве Вучетича возникла не просто так: Евгений Викторович принимал участие в Великой Отечественной войне - он ушёл на фронт в 1941 году в качестве добровольца (хотя на тот момент его уже можно было назвать состоявшимся скульптором с хорошим образованием и богатым опытом работы), принимал участие в обороне Москвы.
Павел Третьяков
Павел Третьяков не был деятелем искусства: напротив, он был купцом и, если говорить по-современному, талантливым предпринимателем), однако тот вклад, который он успел сделать за свою жизнь в русское искусство - неоценим! Павел Михайлович - основатель первой в России художественной галереи, доступной для любого желающего: Третьяков был большим поклонником изобразительного искусства, и поначалу он просто собирал коллекцию картин, для себя, однако позднее, когда коллекция стала поистине огромной, он вместе со своим братом основал галерею, которую через несколько лет передал во владение городу.
И поступок Третьякова нельзя назвать удивительным: современники Павла Михайловича характеризовали его как невероятно скромного и аскетичного человека - обладая огромным капиталом, он жил без праздности и бахвальства, а потому и галерею он решил сделать доступной для всех - это соответствовало его нраву.
Павел Третьяков умер в 1898 году - его похоронили в семейном склепе на Даниловском кладбище. Однако в 1948 году прах Третьякова перенесли на Новодевичье кладбище - поближе к выдающимся деятелям искусства!
Валентин Серов
На Новодевичьем кладбище похоронен ещё один выдающийся русский художник-портретист - Валентин Серов. Думаю, что его картину "Девочка с персиками" знают все - она входит в число самых известных работ, представленных в коллекции Третьяковской галереи. Среди других известных картин Серова можно назвать "Пётр I" (полотно, на котором первый император Российской империи изображён в движении - в сторону новой, строящейся столицы России), а также портрет Николая II, который Серов рисовал по заказу самого императора - в подарок для его жены. Эта картина считается одним из лучших изображений Николая II - а всё потому, что Валентин Александрович изобразил на ней скорее не царя, а именно обычного человека - со своими слабостями и достоинствами!
Алексей Щусев
Мы поговорили о представителях всех родов изобразительного искусства, так и не упомянув ни одного архитектора - сейчас я это исправлю! И начать хочется с Алексея Щусева: человека невероятно разностороннего! В начале своего творческого пути он строил прекрасные храмы (храм-памятник на Куликовом поле, Марфо-Марьинскую обитель), в середине жизни он занимался постройками с прекрасной, красочной архитектурой (его самое известное творение тех лет - Казанский вокзал в Москве), а после революции он сменил направление своего творчества на диаметрально противоположное: теперь вместо храмов он возводил новые культовые сооружения, главным из которых стал Мавзолей на Красной площади, а самым символичным для своей эпохи - дом КГБ на Лубянке.
Несомненно, Щусев был прекрасным архитектором, одним из самых талантливых для своего времени! Его постройки по сей день украшают улицы Москвы, а их стилистическое и смысловое различие лишь делают творчество Алексея Викторовича ещё более интересным для изучения! Кстати, именем Щусева в Москве назван московский музей архитектуры, что ещё раз подтверждает важность этой фигуры для архитектуры столицы!
Александр Гегелло
Но не только московские архитекторы нашли свой последний приют на Новодевичьем кладбище - есть там творцы и из других городов. Именно таким человеком и является Александр Гегелло - один из самых выдающихся творцов ленинградского конструктивизма! Александру Ивановичу принадлежит авторство таких шедевров как дом культуры имени Горького, дом технической учёбы, дворец культуры имени Газа, жилмассив на Тракторной улице (всё перечисленное находится в районе проспекта Стачек - в сердце ленинградского авангарда), кинотеатр "Гигант" на Кондратьевском проспекте.
Есть у Гегелло и кое-что общее с Щусевым: оба они построили главные здания КГБ, вот только у Гегелло оно получилось даже более выразительным. Ну кто не знает Большой дом у Литейного моста - символ своего времени. И пускай история у него грустная и трагичная, зато архитектура - прекрасная!
Вера Мухина
Вера Мухина - автор самого известного и, пожалуй, самого выдающегося памятника Советского Союза - монумента Рабочему и колхознице! В наши дни этот памятник находится неподалёку от ВДНХ, однако изначально он создавался для всемирной выставки в Париже - памятник стал главным символом СССР на той выставке, и все зрители отмечали его художественную ценность: фигуры на памятники, олицетворяющие советский народ, находятся в стремительном движении вперёд, как и сам Советский Союз - в этом заключался авторский замысел работы. И тем прекраснее, что первоначально этот памятник стоял рядом с другим известным символом, но уже достижений французского народа - с Эйфелевой башней! Ну а после выставки памятник перенесли на его нынешнее место, где он радует глаз прохожих по сей день!
Но помимо этого памятника у Веры Мухиной были и другие творческие достижения: она создала памятник Горькому у Белорусского вокзала, памятник Чайковскому во дворе Московской консерватории. Однако были у Мухиной и куда более приземлённые работы - она создала типовой проект... пивной кружки! И если в наше время это достижение звучит забавно, то во времена СССР это воспринималось немного иначе, потому что почти вся продукция производилась серийно, так что кружки авторства Мухиной были в каждом втором доме, и в каждом первом ресторане Советского Союза! Также иногда Вере Игнатьевне приписывают авторство знаменитого гранёного стакана, однако это легенда (хотя над его усовершенствованием она действительно работала).
Борис Иофан
Дабы не растягивать эту и без того немаленькую статью, я не буду подробно расписывать биографии некоторых архитекторов - будет достаточно упомянуть их заслуги.
Борис Иофан известен своим проектом Дворца советов в Москве - да, того самого, который должен был стать главной сталинской высоткой в Москве, ради которого снесли храм Христа Спасителя, и венчать который должен был исполинский памятник Ленину. Но этот проект так и не смогли реализовать - помешала война. Однако по проектам Иофана в Москве построили много других интересных зданий, самым известным из которых стал Дом на набережной (самое высокое здание своего времени, в котором селили советую элиту).
Братья Веснины: Виктор, Александр и Леонид
Братья Веснины были вместе при жизни, остались вместе и после смерти: всех троих представителей знаменитого объединения архитекторов-конструктивистов, приходившихся друг другу братьями, похоронили под одним общим памятником, на Новодевичьем кладбище.
Веснины прославились своими авангардными постройками: фактически, их можно считать прародителями стиля конструктивизм. Среди их работ знаменитый дом культуры ЗИЛ, комплекс зданий ЦАГИ на набережной реки Яузы, здание Мосторга на Красной Пресне, Центральный дом каторги и ссылки на Поварской.
Иван Фомин
Ещё один выдающийся советский архитектор, который, впрочем, был популярен ещё до революции: Иван Фомин начинал свой творческий путь в Петербурге, возводя там мощные и монументальные здания в стиле неоклассицизм. А вот после революции он сменил место жительства на Москву, однако характер его построек остался прежним: многие считают Ивана Фомина одним из основоположников сталинского ампира (он же сталинский неоклассицизм) - Фомин сумел перенести свой дореволюционный опыт в новые реалии, поучаствовав тем самым в создании лучших образцов советской архитектуры первой половины 20 века!
Среди известных работ Ивана Фомина можно выделить дом князя Абамелек-Лазарева (Мойка, 21) и нереализованный проект "Нового Петербурга" на острове Декабристов в Петербурге, а также его более известные, московские работы: здание НКПС (оно же - дом-паровоз) на Красных Воротах, дом общества "Динамо" на Лубянке, проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади (его планировали возвести на месте ГУМа).
Кстати, сын Ивана Фомина (тоже Иван Фомин) - известный в Петербурге архитектор, спроектировавший множество памятников ленинградского конструктивизма (круглый райсовет Московского района, здание школы на проспекте Стачек, дом Ленсовета на Карповке), однако это уже совсем иная история...
Иван Жолтовский
Ещё один выдающийся зодчий неоклассицизма, который, фактически, стал отцом-основателем этого стиля в нашей стране - Иван Жолтовский. Также, как и Фомин, ещё до революции Иван Владиславович увлекался классицизмом и пропагандировал его в русской архитектуре. Ну а после распада СССР он превратился в главного идеолога этого стиля: он возглавил архитектурный подотдел народного комиссариата просвещения - эта должность позволяла ему управлять просветительской сферой архитектуры раннего Советского Союза. В первую очередь стоит отметить, что Жолтовский занимался переводом и популяризацией трудов главного теоретика архитектуры классицизма - Андреа Палладио, который до этого в нашей стране не пользовался особой популярностью.
Однако не одной теорией знаменит Жолтовский - он и практиком был прекрасным. Его главным творением стал жилой дом на Моховой улице: это здание стало символом перелома советской архитектуры - от авангарда к классике. И по сей день оно считается одним из основных образцов советского классицизма, а переоценить его важность для русской архитектуры - невозможно!
Илья Глазунов
От классического искусства переходим к искусству, скажем так, не для всех. Илья Глазунов - крайне необычный художник, работы которого невозможно спутать с картинами других живописцев. Их отличительная черта - невероятная насыщенность композиции: на картинах Глазунова всегда изображены целые толпы персонажей, буквально втиснутые в рамки одного полотна! Но особенно интересно, что Глазунов уделял много внимания каждой детали картины, так что при детальном разборе становится понятно, что каждый элемент в "толпе" на картине Ильи Сергеевича несёт под собой важный смысл, и исключить его из картины было бы невозможно!
Кроме того, картины Глазунова всегда несут под собой патриотическую основу - свои картины он посвящал величию русского народа (не обходилось правда и без критики государства, за что в Советском Союзе Глазунова не особо жаловали).
Среди самых известных его работ стоит назвать "Вечную Россию", "Мистерию 20 века", "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию", "Великий эксперимент".
Дмитрий Чечулин
Ещё один выдающийся советский архитектор, постройки которого по сей день украшают Москву. Чечулин является автором пожалуй самой красивой сталинской высотки - жилого дома на Котельнической набережной, в котором он, к слову, и прожил почти всю свою жизнь. Кроме того, Дмитрий Николаевич работал и над другими роскошными постройками в стиле сталинского ампира: он построил гостиницу Пекин на Большой Садовой, по его же проекту был возведён один из самых красивых павильонов ВДНХ - павильон "Украина".
Однако и после введения декрета об архитектурных излишествах, Чечулин не растерялся и смог найти место своему творчеству в новых реалиях: он построил прекрасное здание правительства напротив гостиницы "Украина" - да, то самое, которое в 1993 году расстреливали танки в ходе октябрьского путча.
Моисей Гинзбург
В противоположность Чечулину можно поставить архитектора Моисея Гинзбурга - ярого поборника конструктивизма, одного из главных теоретиков этого стиля в СССР. Лучшим проектом Гинзбурга можно с уверенностью назвать дом Наркомфина - прекрасный образец советского авангарда: аскетичный, но при этом слегка футуристичный дом на ножках до сих пор остаётся любимцем в среде ценителей архитектуры!
Иван Машков
Изначально я не планировал упоминать Ивана Машкова в своём рассказе: его надгробия не было в моих планах во время посещения кладбища, и я встретил его абсолютно случайно! Моё внимание привлекла надпись на надгробии Машкова, гласящая: "по проекту Машкова сооружено это кладбище". Мне стало интересно - действительно ли это так, правда ли я нашёл могилу человека, который спроектировал самый именитый некрополь нашей страны?
Да, это действительно так. Иван Машков был не только архитектором (хотя и в этой стезе он преуспел: его доходный дом Сокол на Кузнецком мосту считается одним из самых выдающихся памятников московского модерна), но ещё и реставратором - он занимался восстановлением старинных русских построек, в том числе и Новодевичьего монастыря. Именно поэтому в 1904 году ему было поручено спроектировать так называемое "монастырское кладбище", которое он расположил за южной стеной Новодевичьего монастыря - это и дало начало существующему в наше время Новодевичьему кладбищу!
Владимир Гельфрейх
Архитектор Владимир Гельфрейх известен целым рядом своих работ в Ленинграде и Москве. В Северной столице по его проекту были построены пропилеи Смольного - главного административного здания города времён Советского Союза. В Москве же Гельфрейх создал две поистине знаковые постройки: библиотеку имени Ленина (одну из крупнейших библиотек Европы и один из главных символов Москвы) и сталинскую высотку МИДа.
Причём с последней связано несколько интересных историй: дело в том, что изначально Владимир Георгиевич проектировал её без шпиля, однако, согласно городской легенде, в эту ситуацию вмешался лично Сталин - он потребовал соорудить у здания шпиль, как у остальных шести высоток. Гельфрейху ничего не оставалось - пришлось исполнять желание заказчика: так у высотки МИДа появился декоративный шпиль: он создан из облегчённых материалов, а внутри у него нет рабочих помещений - фактически он полый изнутри (иначе башня высотки не выдержала бы веса, который Гельфрейх в первоначальный проект просто не закладывал).
Илларион Иванов-Шиц
Ещё один архитектор дореволюционной Москвы, Илларион Иванов-Шиц, прославился своими необычными постройками в стиле модерн: особенность его архитектурного почерка состояла в том, что каждую свою работу он наполнял духом строгой классики, которая была ловко смешана Ивановом-Шицем с венским сецессионом (именно австрийским вариантом модерна больше всего вдохновлялись московские зодчие тех лет.
Среди основных работ Иванова-Шица: Главная Московская сберегательная касса в Рахмановском переулке, Морозовская больница на 4-ом Добрынинском переулке, университет имени Шанявского на Миусской площади (ныне здание принадлежит РГГУ), доходный дом Хомякова на Малой Дмитровке (ныне театр "Ленком").
Владимир Щуко
Владимир Щуко - несменный соавтор уже упомянутого мною в этой статье Владимира Гельфрейха: вместе они работали над проектами библиотеки имени Ленина и главного павильона на ВДНХ в Москве, над пропилеями Смольного в Ленинграде. Однако у Щуко была и дореволюционная деятельность, в которой он, надо заметить, очень даже преуспел.
По проекту Щуко в Санкт-Петербурге было построено всего два дома, но оба они - выдающиеся, образующие чёткий архитектурный ансамбль того места, в котором они находятся: я говорю о двух доходных домах Маркова, расположенных на Каменноостровском проспекте (дома 63 и 65). В этих строгих классических зданиях видны задатки архитектуры, в которую в дальнейшем вылилось совместное творчество Щуко и Гельфрейха.
Николай Томский
Скульптор Николай Томский известен прославился благодаря своим скульптурам, посвящённым выдающимся деятелям Советского Союза: он создал 18 памятников и бюстов Ленину в разных городах СССР (из них сразу три - в Ленинграде), 5 монументов Кирову, 4 памятника Сталину. Причём создавал он их не по единому проекту, а каждый раз заново - он изображал одних и тех же деятелей в разных позах, так что каждый памятник обладает своим уникальным настроением. И в этом плане он особенно преуспел - Николая Томского можно назвать одним из главных скульпторов СССР, занимавшихся изображением самых культовых деятелей политики тех лет!
Однако помимо "штамповки вождей", Томский создавал памятники и другим деятелям (как искусства, так и истории): именно Николай Васильевич является автором памятника Гоголю на одноименном бульваре, а также его бюста, который долгое время находился на могиле Гоголя (сейчас туда вернулось надгробие, созданное по изначальному проекту). Он же создал памятник Ломоносову, расположенный перед главным входом в МГУ. Кроме того, Томский работал над скульптурным оформлением сталинских высоток и станций московского метрополитена.
Ну и не могу я пройти мимо тех фактов, которые очень сильно подняли в моих глазах личность Николая Томского: во время блокады Ленинграда Николай Васильевич оставался в городе - он занимался маскировкой памятников архитектуры, а также работал над агитплакатами, которые поднимали боевой дух жителей осаждённого города. Кроме того, ближе к концу жизни Томский также запомнился в качестве защитника памятников старины: например, именно Томский выступал против сноса храма Вмемилостивого спаса - единственного сохранившегося храма Скорбященского монастыря в Москве. Вот такой разносторонний и интересный был человек!
Андрей Файдыш-Крандиевский
Ещё один выдающийся советский скульптор, создавший один из самых известных московских монументов - обелиск покорителям космоса, венчающий музей космонавтики на ВДНХ. Этот футуристичный памятник идеально передаёт дух покорения космоса: устремлённая высоко вверх ракета ощущается очень лёгкой, воспорившей высоко в небеса - прекрасная работа Файдыш-Крандиевского, которую я бы назвал, пожалуй, лучшим монументом, посвящённым космической тематике!
Кроме того, Андрей Петрович является автором ещё нескольких знаковых работ, большая часть из которых посвящена героям Великой Отечественной войны - все они находятся в провинциальных городах (Хабаровск, Калуга, Брянск), однако их художественная и культурная ценность очень высока. Особенно я хотел бы отметить полюбившийся мне памятник освободителям Брянска, расположенный на центральной площади города - площади Партизан (этот памятник я неоднократно видел вживую, и могу с уверенностью сказать - по своей монументальности он может соревноваться со многими более крупными советскими монументами, в том числе и столичными)!
Игорь Грабарь
Основным родом деятельности Игоря Грабаря была живопись, однако в большей степени он прославился как искусствовед: если до революции он действительно посвящал всю свою жизнь созданию картин, то после неё он занялся не менее важным делом - защитой уже существующих произведений искусства. В 1917 году Грабарь создал Союз деятелей московских художественных хранилищ, призванный защищать экспонаты московских музеев и коллекций от расхищений.
Кроме того, с 1913 года Игорь Эммануилович был основным попечителем Третьяковской галереи - эту должность он занимал до 1925 года, так что на годы его правления пришлись самые тяжелые события: революция и гражданская война, когда произведения искусства могли быть подвергнуты наибольшей опасности!
Илья Голосов
Архитектор Илья Голосов в большей степени одной своей работой - домом культуры имени Зуева, расположенным на Лесной улице в Москве. На мой взгляд, это здание можно назвать самой выдающейся постройкой советского конструктивизма: в этой работе Илья Александрович сумел создать идеальное сочетание кубического основания и цилиндрической вставки на его углу - получилось просто великолепно!
Что касается других работ Голосова, то тут стоит отметить как его московские работы (жилой дом военно-инженерной академии на Яузском бульваре), так и его творения в регионах (такие прекрасные памятники архитектуры авангарда как дом советов в Элисте и жилой "дом коллектива" в Иваново).
Александр Кибальников
Изначально Александра Кибальникова не было в моих планах на эту статью: я, быть может, и вовсе прошёл бы мимо его надгробия, если бы не его необычный внешний вид - оно выполнено в виде памятника, на котором из цельного куска гранита вырастает его фигура, придерживающая в руках небольшую белочку - выглядит это очень мило и трогательно, так что не заметить памятник Александра Павловича просто невозможно!
Ну а если говорить о заслугах Кибальникова как скульптора, то тут стоит отметить несколько его известных работ, а именно: памятники Третьякову у Третьяковской галереи и Маяковскому на одноименной площади в Москве, памятник Есенину в Рязани, а также надгробия на самом Новодевичьем кладбище (самое известное из которых - всё тому же Маяковскому).
Сергей Коненков
На Новодевичьем кладбище упокоен и прозванный в народе "русским Роденом" скульптор Сергей Коненков - личность одновременно очень интересная и очень загадочная: будучи одним из самых востребованных скульпторов дореволюционного времени, в 1923 году он уехал организовывать свою выставку в США, однако вернулся он оттуда лишь в 1945 году - по личной инициативе Сталина!
Существуют предположения, что Коненков мог быть каким-то образом связан с советскими спецслужбами (жена Коненкова дружила в Соединённых Штатах с выдающимися физиками - Эйнштейном и Оппенгеймером, информация о которых очень даже интересовала советские спецслужбы). На это намекает то, что уехавший из Союза на много лет Коненков был возвращён на родину вместе со всей своей коллекцией на отдельном пароходе, который для него был выделен лично по приказу Сталина - история очень загадочная и до сих пор не разгаданная!
Но не будем разводить здесь слухи о жизни Коненкова - поговорим лучше о его творческом наследии. За свою долгую жизнь (Сергей Тимофеевич прожил 97 лет!) Коненков создал очень большое количество скульптур: он работал с разными материалами (и в дереве, и в камне), с разными видами скульптур (это и барельефы, и панно, и памятники), и в разных городах мира (своё наследие Коненков оставил в основном в Москве (памятник Снигирёву, скульптурный декор городской усадьбы Кузнецовых) и в Нижнем Новгороде (декор одного из главных памятников архитектуры города - банка Рукавишниковых на Рождественской улице).
Андрей Буров
Ещё один интересный, но малоизвестный советский архитектор, не упомянуть которого я просто не могу! Андрей Константинович занимался не только проектированием (хотя и в этом он преуспел - именно он создал Ажурный дом на Ленинградском проспекте, который должен был стать прообразом для всех типовых жилых домов Советского Союза, но из-за декрета об архитектурных излишествах эти планы были забыты, а вместо прекрасного проекта Бурова в советских городах стали появляться "хрущёвки"), но и своей работой в качестве театрального художника (его декорации использовали в ведущих театрах Москвы, а также в кинематографе - так, Андрей Буров работал над реквизитом для фильма "Генеральная линия" Сергея Эйзенштейна).
Кроме того, Буров имел тесные товарищеские отношения с одним из самых выдающихся архитекторов 20 века - Ле Корбюзье, для которого он выступил в роли переводчика во время посещения французским зодчим Москвы (Ле Корбюзье работал тогда над зданием Центрсоюза на Мясницкой улице).
Ефрем Зверьков
Ефрем Зверьков - художник-живописец, мастер пейзажа: пускай не очень знаменитый, но уж точно выдающийся! Ефрем Иванович предпочитал писать дикую, ещё не тронутую человеком природу - преимущественно русскую! И делал он это в очень интересной цветовой гамме: все его картины жизнерадостны, краски на них в меру яркие, а сами пейзажи выполнены крупными мазками, с помощью чего художник достигал эффекта общего плана (не так значимы детали, важнее общий облик природы).
Если вы не знакомы с творчеством Ефима Зверькова - настоятельно рекомендую, вы точно об этом не пожалеете! Я и сам решил рассказать об этом человеке исключительно из-за того, что мне запали в душу его картины - до подготовки этой статьи я о нём, признаюсь честно, ничего не слышал!
Георгий Мотовилов
Ну а мы тем временем приближаемся к концу статьи - и на последок я решил рассказать вам о скульпторе Георгии Мотовилове. Основным родом деятельности Мотовилова был декор станций московского метрополитена: по его проектам было создано скульптурно-рельефное убранство таких прекрасных станций как Электрозаводская, Новокузнецкая, кольцевые Парк Культуры и Комсомольская, Смоленская, проспект Мира.
Ну а на этом я завершаю свой рассказ о деятелях изобразительного искусства, упокоенных на Новодевичьем кладбище. В следующий раз поговорим с вами о поэтах и писателях (думаю, что эта статья должна получиться особенно интересной)!
Ну а если вы пропустили мои предыдущие публикации на тему Новодевичьего кладбища, то рекомендую вам ознакомиться и с ними: