Все привыкли, что kpi это цифры: сколько клиентов привлечено, сколько денег заработали, лиды, звонки, оплаты, договора...
А какие ещё нетипичные задачи, которые можно оценить и эффективно использовать в своём бизнесе?
Но сначала немного теории.
KPI
Key Performance Indicator — в переводе это означает «ключевые показатели эффективности», в бизнесе - это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.
Результативность — это степень достижения запланированных результатов, способность компании ориентироваться на результат;
Эффективность — это соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами, способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями — временем, затратами, степенью достижения цели.
KPI связаны с системой сбалансированных показателей (комплексным подходом для достижения целей) .
Есть системы KPI, основанные на принципе: при достижении всех целей нижнего уровня иерархии, главная цель достигается автоматически.
Мы привыкли работать с количественным KPI:
● финансовые индикаторы: чистая прибыль, выручка, затраты и так далее,
● отклонения в процентах от плана или другого периода,
● производительность, конверсию, время обработки запроса,
● рыночные характеристики: доля рынка, размер клиентской базы
И другие.
Однако, в бизнесе есть ещё и качественные KPI, которые относятся больше к руководящему составу и управленческие компетенциям:
● удовлетворенность клиентов,
● мотивированность сотрудников,
● качество обслуживания,
● эффективность рекламы (можно измерять как качественными, так и количественными методами),
● процент вовлеченности
И другие.
При измерении качественных показателей, с большей вероятностью получим и требуемый количественный результат. Потому что качественные показатели, как правило, являются опережающими, влияющие на конечные результаты работы, и «предупреждают» о возможных отклонениях количественных показателей.
Часто для оценивания качественных показателей руководители прибегают к помощи экспертов. В зависимости от исследуем значений, мы измеряем показатели разными способами.
Вот несколько из них:
- порядковая (применяется для упорядочения объектов по одному или нескольким признакам). Показатели позволяют судить об отношениях предпочтения между объектами типа «лучше-хуже», «больше-меньше» и другие. Минус, в этой шкале также отсутствуют понятия масштаба и начала отсчета.
- классификацию показателей по направлению изменения предпочтений их значений (различают позитивные, негативные и интервальные показатели). Позитивные-увеличиваем, негативные -снижаем. А вот с интервальными чуть интереснее.
Значения интервальных показателей желательно «стягивать» к определенной точке. То есть задают требование, чтобы значение показателя было не ниже и не выше, чем нижняя и верхняя границы допустимого диапазона.
KPI не только является одним из базовых условий бизнеса, но и эффективным инструментом в кризис. Они позволяют:
➡️обеспечить контроль за текущими и долгосрочными показателями деятельности организации;
➡️оценить личную эффективность каждого сотрудника, подразделения и организации в целом;
➡️ориентировать персонал на достижение требуемых результатов;
➡️управлять бюджетом организации.