Образование - ориентированность на практику
Первое. Выбор профессии.
Самая большая проблема для студента - это понимание его будущего. Многие студенты идут учиться, потому что их направили родители или друзья. Лично я в нулевые годы руководствовался чисто солидарностью с другом. Теперь у меня полноценная профессия, которую я выбрал достаточно случайно.
Работа с будущими студентами должна начинаться со школы. И кое-где она проводится. Особенно в последние годы этот вопрос стал актуализироваться в российских школах. Рекомендации по специальностям и профессиям должны давать соответствующие профессионалы. Будущий студент должен понимать современное состояние специальности, насколько она будет востребована по окончании обучения. И, конечно, увидеть основные аспекты будущей профессии.
На самом деле ожидаемый образ может настолько сильно отличаться от реальной работы по специальности, что человек может не понять, что он несколько лет получал образование просто по чуждой ему профессии.
В этом вопросе должны одинаково сработать семья, школа и внеурочная деятельность. Семья оказывает решающее воздействие. Она может как избыточно подавить волю ребёнка, так и уйти в полное безразличие, обесценивая его выбор и, соответственно, будущую жизнь.
Второе. Непосредственно практика.
Высшее образование в современной системе часто очень отстранено от практической деятельности. Практикой студенты занимаются только в отведённые программой сроки, при этом вся остальная деятельность далека от практики.
Но вот что интересно: лично я заметил, что студенты с радостью включаются во внеурочные конкурсы, мероприятия и прочее. Какой-то соревновательный контекст, где есть хотя бы относительный практический результат.
Иными словами, без практики у студента отсутствует мотивация. Простейший труд и результат дают ощущение нужности твоей профессии. Студент, практически применяющий свои знания, намного лучше понимает реальность. Он не бодается с выгоревшими преподавателями из-за субъективных оценок, он видит производственный процесс и все его тонкости.
Самое лучшее, что можно придумать для высшего образования - это включение курсовой работы в практическую работу. В зависимости от специфики, вуз может брать на себя подрядные функции, выполнять заказы и хозяйственные договоры, подключая к работе студентов.
В результате студент получает навык, видит результат своей работы, его труд востребован. По сути он уже стажируется в своей деятельности.
Третье. Пиар профессии.
Все профессии нужны, все профессии важны – такой лозунг был в СССР, но был и плановый заказ на специалистов. Сейчас же ежегодный конкурс на специальность определяется спросом. То есть работает ровно наоборот. При этом до СВО большинство хотели стать дизайнерами игр, заниматься IT или вовсе уйти в какую-то около блоггерскую деятельность.
И популярность всех современных профессий определяется одним фактором – зарплатой. В принципе это нормально, когда требуемая профессия лучше оплачивается. То есть рынок всё-таки формирует заказ на специалистов. Но получается, что рынок игнорирует массу других профессий: учителей, врачей, инженеров и прочих.
Государственный заказ на профессионалов должен формироваться из стратегических задач, плановости их выполнения и насыщенности рынка труда. При этом должна вестись бесструктурная (непрямая) работа. Необходимо рекламировать успешных, востребованных специалистов.
Кампания по привлечению новых специалистов должна вестись на всех площадках. Будущий специалист должен понимать, что та профессия, с которой он связывает свою жизнь, даст ему возможность раскрыть свой потенциал. Что он будет нужен своей стране, народу.
Обеспечение информационного фона, популяризации профессий – это та часть, которую на себя должно взять государство в полном объёме.
Первый аспект:
#образование #реформаобразования #профориентация #россия #идеологияипатриотизм