Уникальность SPbTransportFest заключается в том, что это одно из немногочисленных мероприятий в России, где на ходу можно увидеть уникальные ретро-троллейбусы, которые работали на маршрутах нашей страны 50, 60, 70 и даже 85 лет назад.
В прошлом году на SPbTransportFest-2021 я благополучно прошляпил возможность поснимать троллейбусы, участвующие в фестивале. Однако в этом году я с лихвой компенсировал упущение прошлого раза.
ЯТБ-1
На сегодняшний день в мире существует лишь один экземпляр троллейбуса ЯТБ-1. И принадлежит этот троллейбус 1936 года выпуска музею городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Он был восстановлен в далеком 2004 году, и с тех пор уникальный довоенный троллейбус посещает практически все мероприятия посвященные пассажирскому транспорту Питера.
ЯТБ-2
В конце октября 2021 года был восстановлен еще один уникальный довоенный троллейбус — ЯТБ-2 1938 года выпуска. Чтобы он отличался от своего собрата ЯТБ-1 его воссоздали в том виде, в котором эти троллейбусы выходили из капитального ремонта после 1946 года. Теперь музей ГЭТ имеет аж два уникальных довоенных троллейбуса, находящихся в ходовом состоянии. Такому может позавидовать любой другой музей мира.
История попадания данного троллейбуса в музей мало чем отличается от таковой от других экспонатов. Весной 2007 года его нашли в Ленинградской области в районе Зеленогорска, где он использовался в качестве бытовки. В августе того же года он был вывезен в Санкт-Петербург, где десять лет находился на хранении. Реставрация длилась практически пять лет: с 02.2017 по 10.2021.
МТБ-82Д
Еще один экспонат петербургского музея ГЭТ — МТБ-82Д 1947 года выпуска. Это советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год. За это время было выпущено более 5000 экземпляров.
Уже второй год подряд старичку не удается полноценно пройти маршрут ретро-парада — приходится прибегать к помощи буксировщика. Тем не менее, мне удалось поймать его в объектив своего фотоаппарата, когда он еще двигался своим ходом.
ЗиУ-5Г
Первый самостоятельный троллейбус завода имени Урицкого — ЗиУ-5 появился в 1959 году вместе с автобусом ЗиУ-6, который в серию так и не пошел. За время выпуска (1959-1972) вышло пять модификаций этого троллейбуса. Во владении музея ГЭТ находится модификация ЗиУ-5Г 1967 года выпуска. Более подробно я рассказывал о данном троллейбусе в материале о прошлогоднем фестивале.
ЗиУ-682Б
Каждому жителю бывшего СССР, в городе которого имелось троллейбусное движение, должен быть знаком данный троллейбус. Это и неудивительно, учитывая, что на сегодняшний день, тысячи ЗиУ-682 различных модификаций продолжают свою работу на маршрутах России и других стран бывшего союза. Однако ранняя модификация ЗиУ-682Б на сегодняшний день стала настолько редким зверем, что существует лишь в единственном экземпляре у петербургского музея ГЭТ. Впрочем, если быть совсем уж честным, то даже этот троллейбус является лишь репликой на основе учебного троллейбуса ЗиУ-682УА 1980 года выпуска, а не оригинальным ЗиУ-682Б. Но надо отдать должное, реплика получилась крайне качественная и исторически достоверная.
Последний ЗиУ-682Б был распилен в городе Чебоксары в августе 2021 года. Причем это был музейный экспонат 1972 года выпуска, который уничтожили ради изготовления реплики на основе троллейбуса ЗиУ-682Г-012 1999 года выпуска. Звучит, как какая-то несмешная шутка, от которой скорее хочется плакать, чем смеяться.
Škoda 9TrH27
Интересный факт: на территории России троллейбусы Шкода никогда на маршрутах не работали. Это при том, что троллейбусы данной марки считались одними из самых массовых на территории СССР. Они работали в Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Грузии, Азербайджане, Армении, но до РСФСР так и не добрались. Почему же так получилось? Ответ довольно прост: в Советском Союзе, как нам известно, была система планового распределения и получилось так, что для обслуживания российских городов были выбраны троллейбусы ЗиУ энгельсского предприятия. А вот для остальных союзных республик выбрали предприятие «Шкода-Остров», находившееся в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР), которая на тот момент являлась членом СЭВ (Союз экономической взаимопомощи).
Но раз в России никогда не было троллейбусов Škoda 9Tr, то откуда же взялся в Санкт-Петербурге экземпляр на фотографии? А его в 2022 году приобрело транспортное предприятие ООО «Ретролайн», специализирующееся на реставрации и эксплуатации ретро-техники.
Сам троллейбус представляет собой модификацию Škoda 9TrH27 1980 года выпуска. Ранее он эксплуатировался на маршрутах полуострова Крым. Как можно заметить, данному троллейбусу пока еще только предстоит реставрация, но учитывая уникальность экспоната его решились привезти на транспортный фестиваль. На самом деле этой Шкоде крайне повезло, ведь большая часть ее собратьев на данный момент активно уходят на порезку, тогда как эта машина спасена от такой участи.
Кстати, данная Шкода является не единственным представителем модели на территории РФ. Также существует один экземпляр в Москве, который также привезли из Крыма. Правда тот экспонат неходовой и на данный момент используется в качестве памятника, что едва ли идет ему на пользу.
#spb #санкт-петербург #фестиваль #фото #троллейбусы #музей #выставка #ретро #транспорт #питер