Все знают, что хорошая мебель – это мебель "натуральная", из массива дерева. Многие открыли для себя столы из слэбов. И очень часто владельцы такой мебели оказываются... обескуражены, скажем так – ведь она капризная, эта самая мебель из массива. Она с подвохами.
Со слэбов и начнём – с ними больше всего сложностей. Слэбы – это доски с природным краем (ещё говорят “живой край”). Из них делают столешницы со вставками из эпоксидной смолы. Вставки имитируют реку, поэтому часто имеют голубой цвет, а такие столы называют “стол-река”.
В России для таких столов чаще всего используют азиатский вяз (он же карагач), но можно встретить и дуб, и ясень, и бук, и другие твёрдые породы.
В моду эти столы вошли после того, как в 2011 году американский столяр Грег Классен придумал делать столешницы, заливая промежутки между слэбами эпоксидной смолой – бесцветной либо окрашенной. Заливку смолой называют "реками", окраска «рек» может быть прозрачная или непрозрачная.
Затея обрела популярность, мода на столы-"реки" охватила мир. Множество мастерских освоило этот продукт – на любой кошелёк.
Но Грег Классен такие столы больше не делает
Но он такие столы больше не делает. Почему – точно сказать не могу, он об этом на своём сайте не пишет. Зато могу рассказать, почему такие столы больше не делаю я (только ремонтирую, но это отдельный разговор).
Как это делается?
Сначала берут ствол дерева (бревно, попросту говоря) и распиливают его вдоль. Получаются слэбы – доски, края которых сохраняют все неровности внешней поверхности ствола. Ширина такой доски может достигать 60…70 см, а столешницу обычно стараются сделать всего из двух слэбов.
Бывают и поперечные слэбы – их применяют для столов круглой или близкой к ней формы.
На плоскости слэбов, естественно, виден рисунок дерева, его текстура. Особенно ценятся стволы, у которых на поверхности есть наросты – так называемый кап.
Кап – заболевание дерева, при котором на стволе дерева вырастает здоровенная шишка. Она получается из множества веточек, которые пытались прорасти в этом месте наружу, но не смогли. Кап в разрезе даёт причудливый рисунок, гораздо более эффектный, чем обычная текстура дерева. Поэтому каповые слэбы стоят дороже. Однако из обычных стволов, без капа, тоже могут получаться красивые слэбы и столы.
Дальше слэбы укладывают в одноразовую рамку (опалубку) и заливают их смолой прямо в этой опалубке. Опалубка может быть прямоугольная, квадратная, круглая, овальная, треугольная, – какая угодно, зависит от формы стола, которую нужно получить. Если на слэбах есть трещины, сучки и прочие дефекты, их тоже заливают смолой.
Когда смола застывает, готовую столешницу достают из опалубки, шлифуют дерево и смолу. В конце изделие покрывают лаком или специальным маслом с добавлением твёрдого воска. Вкратце – всё, столешница готова. То есть обычно это пара слэбов, просто соединённых заливкой из эпоксидной либо полиэфирной смолы.
За что любят столы из слэбов?
Причина первая. Контраст смолы и древесины выглядит действительно броско. Это своего рода “столярный аттракцион”.
Столы-"реки" – это своего рода столярный аттракцион
“Река” может быть бесцветной (и за счёт этого прозрачной), может – цветной, но прозрачной, а может быть и окрашена непрозрачным способом. Например, хорошо смотрятся матовые чёрные реки на древесине естественных коричневых и бежевых тонов.
Причина вторая. В прозрачные реки – бесцветные и цветные – иногда заливают разноцветные речные и морские камешки, мозаику и даже особым образом высушенный (стабилизированный) мох. Всё это усиливает эффект “столярного аттракциона”.
Причина третья и едва ли не самая главная. Стол из слэбов и выглядит массивно, и ощущение оставляет добротное, натуральное; дерево так уж дерево. Не зря в описаниях таких столов пишут “стол из массива”. Столешницы из слэбов иногда собирают без “рек”, в моей практике такие тоже были.
И что здесь не так?
Есть несколько причин, по которым я отказался от изготовления столов из слэбов по описанной технологии. Как стоит изготавливать столы и почему, я расскажу ниже.
А сейчас вспомним, как делается классическая столешница. Описывается это просто: она склеивается из ровно опиленных досок (такая доска называется ламель). Конечно, там масса тонкостей, которые мы опустим, но есть одна, важная для нашей темы: ширина каждой ламели может быть максимум в две её толщины.
Ширина каждой доски в столешнице может быть максимум в две её толщины
То есть если мы, например, хотим столешницу толщиной 4 см, то ширина каждой ламели может быть не больше 8 см. И уж никак не 20, 30, 40, а то и 50…60 сантиметров, как это бывает со слэбами.
Но если мы осмотрим 50, или 100, или 500 “столов-рек”, мы убедимся, что самая распространённая ширина слэба для обеденной столешницы – 30…40 см при толщине 4 см. Столешницы из широких досок красивее, чем столешницы из узких ламелей, спору нет. Но что часто происходит при использовании широких слэбов?
(Это мы добрались до ответа на вопрос, почему я перестал делать столешницы описанной конструкции).
Есть несколько причин, но главная – одна. Столешницу из широких досок с высокой вероятностью “поведёт”, то есть она перестанет быть ровной. Поднимутся или опустятся края, словно столешница пытается свернуться в трубочку. Это называется “коробление”, от слова "покоробиться". Основная причина – колебания влажности. Кроме того, биохимические процессы в дереве продолжаются в течение нескольких лет после заготовки, в нём сохраняются живые соки, и древесина сохраняет подвижность.
Столешницу из широких досок с высокой вероятностью “поведёт”, то есть она перестанет быть ровной
У столешницы шириной 80 см прогиб (в ту или иную сторону) по центру может достигать максимум 1.5…2 см (возможно, и больше, но я не сталкивался). Конечно, посуда не скатится, но внешний вид это способно испортить, особенно если края стола стыкуются, скажем, с подоконником или кухонным прилавком – в этом случае искривление будет особенно заметно.
Я сам в таких случаях пытаюсь определить конкретно – что такое “с высокой вероятностью”, насколько эта вероятность высока? И я на опыте, в том числе неприятном, пришёл к неутешительному выводу – оценить этот риск невозможно. Классические “50 на 50” – столешницу из широких досок либо поведёт, либо нет, чистой воды лотерея.
Отчего столешницу ведёт? В первую очередь, как я уже сказал, от перепадов влажности. Вы открыли окна, а на улице из-за дождя выросла влажность, и слэбы “задвигались”, хотя на столешницу, конечно, не попало ни капли.
Такую же реакцию слэбов может вызвать перепад, связанный с работой отопления. Всю зиму мы открывали максимум форточку, батареи работали как надо, и в помещении было тепло – и очень, очень сухо. Настала весна, топить перестали, да мы ещё открыли форточки (а то и окна), и высохшие за зиму слэбы начали жадно “пить” влагу из весеннего воздуха.
Бывают слэбы, которым достаточно пары часов сквозняка, чтобы “загулять
Бывают слэбы, которым достаточно пары часов сквозняка, чтобы “загулять”. Особенно чувствителен к влажности воздуха карагач, любимый многими за дешевизну и за пёстрый рисунок. Древесина карагача крупнопористая, влагу набирает охотно.
Аналогичный эффект даёт изменение температуры. Слэб, как любое физическое тело, при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется. Меняют размер и поры в толще древесины. Таким образом, они, как насос, всасывают в себя воздух, в котором обычно есть влага. Если влаги в воздухе больше, чем “привыкло” дерево, начнётся изменение влажности слэба и его коробление.
Вдобавок слэб (да и вообще дерево) в разных участках имеет разную плотность, что тоже способно подпитывать коробление.
Наконец, есть ещё растрескивание, но про это я как-нибудь соберусь написать отдельную статью.
Какие способы борьбы с короблением не дают гарантий?
Таких ложных путей несколько, потому что смекалка народная бесконечна, как космос. Перечислю основные.
1. Выбор «правильно высушенного» слэба
Это, пожалуй, самый распространённый миф. Часто приходится слышать, что выбор правильных (в том числе правильно спиленных и высушенных) слэбов позволяет избежать коробления. Да, древесину лучше заготавливать зимой, когда в ней замедлены все процессы. Да, доски для столешницы должны иметь так называемую мебельную влажность, – 8% и менее. И да, в заготовке и сушке древесины есть масса тонкостей.
Но на практике проконтролировать можно только один параметр – влажность. А в какой сезон дерево было спилено, как долго и каким образом сушилось – выяснить невозможно. Мы приехали на склад, проверили слэб специальным влагомером – получили влажность 8, а то и 7, и даже 6 процентов. Даёт ли это гарантию, что слэб не поведёт, скажем, через полгода после сборки столешницы? Нет.
Даже сам продавец слэбов обычно не знает, в каких условиях их сушили
Во всём остальном мы вынуждены доверять словам продавца. А он часто сам не знает, что происходило с древесиной до того, как она попала к нему на склад.
Больше того, никто не сможет сказать точно, какие условия заготовки и сушки леса нужно соблюсти, чтобы слэб не повело. Именно поэтому прадеды выработали уже упомянутое выше правило – столешницу собираем из досок, ширина которых составляет максимум две толщины. Нарушение этого правила ведёт к рискованной лотерее, и никакие тайные столярные знания от этого риска полностью не уберегут.
Неслучайно в Эрмитаже мебели из слэбов нет
Неслучайно в Эрмитаже мебели из слэбов нет – хотя у царей были в распоряжении и мастера, и лесосеки. Посмотрите на большие старые иконы, которые часто писались на двух-трёх очень широких досках – многие эти иконы тоже “повело”.
2. Изолирующие покрытия – масла, лаки и тому подобные влагонепроницаемые составы
Тоже не работает, и вот почему.
Действительно, лаком можно “запечатать” поры слэба, как пробкой, и влага перестанет в него проникать. Но тут есть тонкость.
Волокна дерева напоминают трубочки. Эти трубочки под влиянием изменения температуры могут расширяться или сужаться. Причём в этих трубочках изначально содержится какое-то количество воздуха. Если трубочка сжалась, воздух в ней выталкивает лаковую “пробку” наружу. Таким образом, поры раскупориваются, и влага получает возможность попадать в них… дальше мы с вами уже знаем.
При температурном сжатии происходит обратное движение: лаковые “пробки” не выталкиваются, а всасываются внутрь пор. Но результат тот же: поры раскупориваются.
При неизбежных колебаниях температуры способность лака защитить дерево от влажности заметно снижается
С этим пытаются бороться, применяя лаки, сохраняющие некоторую эластичность после высыхания. Но, во-первых, тут есть противоречие: для столешниц хороши износоустойчивые, то есть жёсткие лаки. А во-вторых, даже эластичный лак не даёт гарантий, что поры слэба не окажутся распечатанными в результате температурного сжатия-расширения.
Влагозащитные составы неплохо справляются с классическими ламельными столешницами. В случае же со слэбами нарушение технологии слишком велико, как и риск коробления.
3. Снятие напряжения в слэбах с помощью пропилов на обратной стороне
Этот способ предполагает, что на глубину в ⅔ от толщины слэба делаются продольные и поперечные пропилы, или даже пазы шириной 2…3 см. После этого слэб фиксируется (распрямляется) на верстаке или ровной жёсткой раме, и пропилы заливаются смолой. В таком положении слэб сохраняется, пока смола не застынет.
Что не так с этим способом? Он трудоёмкий, а значит, заметно увеличивает стоимость работ. Как следствие, его применяют только в случае, когда слэб демонстрирует склонность к короблению – хорошо, если это происходит в мастерской во время изготовления (но неприятный для всех вопрос “за чей счёт делаем” сохраняется). Иногда коробление столешницы происходит через полгода после изготовления, а то и позже – что ещё более неприятно и заказчику, и мастеру. Обычно пропилы – средство выполнения гарантийного ремонта.
Самое неприятное в ремонте с помощью "пропилов" – они не дают гарантии от повторного искривления столешницы.
Но самое плохое, что даже подвергшуюся пропилам столешницу может покоробить по второму разу. Я такие столы не только видел, но и реставрировал своими руками.
4. Совсем наивные способы
Например – притянуть столешницу к металлической раме (к подстолью) болтами, пытаясь её распрямить (или не дать ей деформироваться). Но если уж дерево решит покоробиться, тут вариантов два – либо раму погнёт, либо болты вырвет.
А какие способы работают?
Если мы всё же хотим стол из слэбов или широких досок, и узкая ламель нас не устраивает, – вот несколько работающих решений.
1. Старинный дедовский способ
В заднюю поверхность столешницы врезается поперечина (шпонка), форма которой называется “ласточкин хвост”. Этот способ часто применяется при изготовлении досок для икон.
Недостатков здесь два. Первый: нижняя сторона столешницы перестанет быть плоской, потому что шпонки будут выступать эдакими рёбрами (бывает неудобно – можно задевать коленями). Второй недостаток: становится невозможным применение прозрачной “реки” – шпонки будут через неё видны. Такой способ ограничивает нас применением только непрозрачной «реки».
Второй недостаток не кажется мне критичным, тем более что прозрачная река (цветная или бесцветная) в разы дороже непрозрачной. А вот первый недостаток – неприятен.
2. Термирование слэбов
Термированием называют процедуру, при которой древесина в течение 2-3 суток прогревается до 120…190ºС в специальной камере, по сути – в огромной микроволновке. Эта процедура высушивает все соки дерева, и его перестаёт коробить из-за "внутренних причин". Недостатков здесь целых четыре.
Первый – внешняя причина, перемена влажности всё равно несёт риск деформации.
Второй – дерево становится более хрупким. Более того, при термировании слэб может потрескаться; особенно охотно этот номер исполняет дуб. Трещины можно заделать вручную полимером, и даже цветным – тогда трещинки превратятся в декор. Но это бывает довольно трудоёмко, и чем мельче трещины, тем больше возни. Кроме того, термированное дерево может потрескаться и через год после обработки, и через три.
Третий недостаток – слэб может довольно сильно деформироваться в ходе самого термирования. Это означает, что в итоге после выравнивания (остругивания) он окажется тоньше, чем мы рассчитываем.
И четвёртый, самый обидный недостаток термирования – после него древесина всё равно может деформироваться. Я проверял.
3. Армирование слэбов плитным материалом
Более надёжного способа собрать столешницу из слэбов я пока не нашёл. Суть в том, что в столешнице из массива с обратной, "Нижней" стороны делается выемка, куда вклеивается лист толстой (например, 30 мм) фанеры, CLT-панель и тому подобные штуки. Такие материалы равнодушны к перепадам температуры и влажности.
По сути, столешница из массива превращается в "колпак", посаженный на плитный материал.
Это тоже весьма трудоёмкое, но зато “окончательное” решение, я предпочитаю именно его. Ничего не выпирает, со стороны ничего не видно. Этот способ позволяет с некоторыми оговорками использовать “прозрачные” реки – в этом случае каждый слэб армируется отдельно. Но зато такой стол прослужит долго, и “вздрагивать” от каждого сквозняка не будет. Кроме того, от второй проблемы слэбов, упомянутой выше – растрескивание – этот способ тоже не на 100%, но уберегает.
Почему столы-реки не армируют плитами?
Потому что это дороже. Мастерские понимают, что если они предложат такую технологию (а её ещё желательно разработать и опробовать на практике), заказчик уйдёт искать другие, более дешёвые предложения. И где-нибудь у клиента без лишних обсуждений примут заказ вида “сделайте как на фото”. А на фото в сети можно найти удачные и неудачные столы, красивые и некрасивые, но армирования на фото не увидеть, даже если бы оно там и было. Поэтому «как на фото» на практике означает «без армирования».
В итоге кому-то из заказчиков повезёт, и стол годами останется ровным. А кому-то нет. И только “когда и если” стол выгнется, его хозяин узнает, что столешницы из массива могут деформироваться, что массив – это не только слэбы, но и ламели, и что есть разные способы собрать столешницу из массива.
Резюме
1. Столешница, собранная из слэбов или широких досок, с "рекой" из смолы или без неё – это риск деформации.
2. Классическая технология изготовления столешницы предполагает использование узких досок.
3. Если мы хотим стол из широких досок или слэбов, есть несколько способов, делающих проект дороже, но добротнее.
Надеюсь, друзья, эти заметки вам пригодятся, когда будете заказывать себе стол.