Дёрнул же меня когда-то черт за руку подать документы в университет на судоводителя. Не подумайте, что работа в море так уж плоха, просто как и везде имеются свои плюсы и минусы, а так же многое зависит от личного отношения и взглядов на вещи. В этой статье я постараюсь ответить на самый популярный вопрос к морскому человеку: «Чем ты занимаешься на работе?»🤷🏽♂️
Вообще, исходя из личного опыта, я пришёл к такому мнению, что многие даже близко не имеют представления о морской отрасли. Большинство считают, что в море только ловят рыбу и даже уходя в рейс, я часто слышу от знакомых пожелания о хорошей рыбалки 🎣 . Как уже упоминал ранее, работаю я на нефтеналивном челночном танкере. Танкер - это судно, предназначенное для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях -танках (ёмкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов. Судно, на котором я работаю, имеет следующие размеры и характеристики:
•Длина - 250м
•Ширина - 42м
•Максимальная скорость в грузу - 14.8уз
•Грузовместимость - 100.000 тонн
•Расход топлива при максимальной скорости в грузу - 64 тонны/сутки (немного больше, чем твой турбо-корч 😅)
•Экипаж 22 человека и рыбалкой из них никто не увлекается.
К каждому члену экипажа приписаны обязанности и зоны ответсвенности. Кок - готовит. Буфетчик - накрывает на стол и моет посуду. Матросы и боцман - поддерживают косметическое состояние судна. Механики - следят за работой механизмов и главным двигателем. Помощники капитана - помогают капитану. Капитан - рулит всем ансамблем. 😄 Очень грубо, но для первоначального понимания должно хватить. Так как я выбрал штурманскую карьеру, то могу подробно рассказать какие обязанности были закреплены за мной в каждой должности.
Организация штурманской службы устроена так, что судно, находящееся на ходу, должно быть постоянно укомплектовано навигационной вахтой на мосту. Исходя из условий навигации комплектация вахты меняется, но одно остаётся неизменным - наличием на навигационном мостике вахтенного помощника. Так как нас, помощников капитана, на судне 3, не считая старшего помощника, то и разделены наши вахты поровну. Каждый из помощников капитана несёт вахту по 4 часа с перерывами по 8 часов.
Вахты 2ВПКМ с 12.00 до 16.00 и с 00.01 до 04.00.
Вахты 4ВПКМ с 04.00 до 08.00 и с 16.00 до 20.00.
Вахты 3ВПКМ с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00.
Помимо несения навигационной вахты за каждым из помощников закреплены обязанности, о которых я напишу ниже.
- 4ВПКМ - отвечает за подготовку документов на приход/отход судна в порт. Ведёт контроль документов экипажа. Готовит справки о плавании для списывающихся членов экипажа. В общем и целом это переходная должность, в которой ты погружён в постоянный документооборот и в контакт с оргтехникой.
- 3ВПКМ - его основная обязанность это осуществление еженедельных/ежемесячных/ежеквартальных проверок противопожарного и спасательного оборудования под руководством старшего помощника капитана. Довольно интересная и многозначная должность, особенно ощущается сильный контраст после предыдущей должности 4ВПКМ. Большую часть времени приходится проводить в разных уголках судна, поверяя пожарные шланги, огнетушители, спасательные жилеты, шлюпки и плоты. Так же, 3ВПКМ производит расчёт заработной платы экипажа, ведёт судовой магазин и всю его бухгалтерию, ведёт судовую провизионную и формирует заявки на получение продуктов. При постановке/съемке судна на якорь 3ВПКМ, под руководством капитана, принимает участие в этой операции на баке совместно с боцманом.
- 2ВПКМ - выступает в главной роли как навигационный помощник капитана. Занимается разработкой безопасного маршрута судна на переход, подбором карт и пособий, их корректурой. Отвечает за исправность всего навигационного оборудования мостика, средств и систем связи. Является медицинским помощником капитана, заведует судовой аптекой. Так же, является судовым офицером по принятию и обработке жалоб. В настоящее время это моя должность, получил долгожданное повышение в отпуске и уже работаю как 2 месяца в новой позиции.
У каждого из помощников довольно большой объём работы, но если у тебя нет проблем с тайм-менеджментом, то останется достаточное количество времени на свой досуг. В своё свободное от работы время я занимаюсь спортом, физическая активность хорошо помогает разгрузить голову. Читаю полезную для работы и будущих должностей литературу, общаюсь с семьей, смотрю фильмы и сериалы, ну и конечно же не забываю про сон. Если по факту, то каждый день «день сурка», но каким-то не рутинным разнообразием мало кто может похвастаться из береговых. Все зависит от твоего восприятия и увлеченности, поддержки твоей семьи, понимания со стороны близкого и любимого человека. Мне нравится повторять себе, что «Счастлив в этом мире тот, кто нашёл своё дело, потому что он ни одного дня не будет работать!». Не могу сказать, что я нашёл своё дело, но и не скажу что несчастлив. Наверное, на данном этапе моей жизни, я удовлетворён своей работой и мне нравится делать то, что я делаю, но не вижу себя в море до самой пенсии. Обычно сомнения о выборе профессии закрадываются в голову во вторую половину контракта, когда начинаешь тосковать по дому, но находишь утешение в мысли о том, что впереди целых 4 месяца отпуска, которые можно провести с любимой женщиной, каждый день посвящая друг другу.
Всем удачной рыбалки и попутного ветра! 💨🌊