Соломатина Алёна арт-трек «Театральные подмостки».
Все вы наверное слышали, что на сцене есть человек, который следит за ходом репетиций, спектакля и подсказывает по необходимости актёрам текст роли, конечно же речь идет про суфлера! Сегодня о нем и пойдет речь.
«Уберут суфлеров, уйду и я», — сказал К. С. Станиславский. Годы шли, и суфлеров становилось все меньше и меньше…
Сейчас суфлеры есть в трех театрах Москвы (МХТ имени А. П. Чехова, Большом, Малом театрах).
В XIX веке суфлер был нужен как воздух. Актеры не успевали выучить все слова, поэтому была введена должность суфлера. Работа суфлера начиналась во время репетиций, в тексте он помечал паузы, которые делал актер. Это нужно было для того, чтобы во время спектакля понять, где актер молчит по сценарию, а где забыл слова.
Иногда суфлеры работали из-за кулис, а порой даже прятались на сцене среди декораций.
«Если же заглянешь в конуру суфлера, — вспомнишь средневековую инквизицию! Этот мученик обречен в театре на вечную пытку, от которой становится страшно за человека. Грязный ящик вроде собачника, обитый пыльным войлоком. Половина туловища суфлера погружена в подполье сцены с подвальной сыростью, другая половина туловища его — на уровне пола сцены — подогревается с обеих сторон стосвечевыми раскаленными лампами рампы. Вся пыль при раздвигании занавеса, при шмыгании женских юбок о пол сцены летит в рот мученика-суфлера. А он принужден весь день и весь вечер без передышки, в течение всего спектакля и репетиций, говорить неестественно сжатым, часто напряженным голосом, чтобы быть слышным только актерам, а не зрителям. Известно, что три четверти суфлеров кончают чахоткой. Все это знают, и никто не пытается изобрести более или менее приличную суфлерскую будку, несмотря на то, что наш век не скупится на изобретения»
Фрагмент книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве».
В XX веке все изменилось. Время репетиций увеличилось, артисты начали лучше запоминать текст, и необходимость в помощи суфлера отпала. В эту профессию в основном приходят бывшие актеры, которые по различным причинам больше не выходят на сцену. Суфлер, далеко не спокойная профессия, весь спектакль они находятся в напряжении, часто играя вместе с артистами. В театрах даже шутят, что суфлер — единственный человек, которому не нужно подсказывать. В эпоху новых проектов и постоянной занятости, только суфлер поможет артисту быстро вспомнить текст.