Римская политическая точка зрения на разрушение города
Что побудило Рим представить военную кампанию против маленькой и далекой провинции Иудея как великую победу? Почему такое маленькое восстание продолжалось столько лет? Что заставило Тита разрушить самую важную столицу Иудеи, когда восстание уже было подавлено гораздо меньшими силами? Наконец, почему императоры Флавии активно рекламировали разрушение Иерусалимского храма? Ответ на эти вопросы следует искать не в Иерусалиме, а в Риме и его политическом климате.
Введение
Каждое лето, в месяц ава, евреи оплакивают трагические события Великого восстания, кульминацией которого стало лето 70 года, когда римляне сожгли Второй Храм и опустошили Иерусалим, национальный, религиозный и духовный центр евреев всего мира. События 70 г. н.э. были результатом гораздо более значительных изменений в Римской империи. Судьба Иерусалима была решена политическими обстоятельствами, которые происходили не в Земле Израиля, а в Риме, в короткий период с июня 68 по декабрь 69 г. н.э. На самом деле, это имело очень мало общего с евреями. Тем не менее итоги этого года в Риме были катастрофическими для еврейского народа на следующие две тысячи лет.
Ситуация накануне восстания: Иудея как безопасная провинция
« Иудейская война » Иосифа Флавия - основной источник информации о событиях в Иудее. Иосиф Флавий, бывший еврейский полководец Галилеи и освобожденный раб Тита, писал на греческом языке, обращаясь к римской аудитории, знакомой с современной им политикой. История Иосифа Флавия была, таким образом, интересным рассказом о войне в отдаленном месте.
Хотя Иудейская война фокусируется на местной истории в Иудее, чтобы понять, что произошло в Иерусалиме летом 70 г. н. э., следует посмотреть на события более широко. В I веке н.э. Иудея была незначительной римской провинцией, расположенной на окраине Империи. Рим, похоже, не верил, что эта провинция может поднять восстание и поставить римское правление под угрозу. Местная власть в Иудее была возложена на наместников всадников, низший класс римских государственных служащих, которым не разрешалось командовать римскими легионами, что было верным признаком того, что провинция не имела большого значения в глазах римлян.
Иосиф Флавий дает обзор истории Иудеи под властью римлян. Его целью было продемонстрировать, как ухудшилась ситуация в Иудее, что привело к началу войны. Однако современные исследования обнаружили мало свидетельств широкомасштабных боевых действий до восстания.
Дело в том, что римские власти продолжали разрешать множеству евреев собираться в Иерусалиме на три праздника паломничества (Песах, Шавуот и Суккот), что свидетельствует об отсутствии страха перед мятежом. Более того, римляне не возражали против того, чтобы еврейская диаспора вносила налог в полшекеля в пользу Храма в Иерусалиме, и они позволяли властям Храма накапливать значительные богатства, которые использовались для местных целей. Короче говоря, с Иудеей обращались как с небольшой отдаленной провинцией, мало касающейся императоров.
От заурядной операции по восстановлению порядка к великому завоеванию
Император Нерон воспринял начало военных действий в 66 г. н.э. как проблему местных беспорядков, а не как реальную угрозу имперскому правлению. Поэтому он просто поручил римскому наместнику Сирии Цестию Галлу, который был начальником местного наместника в Иудее, восстановить порядок.
Кампания Галла потерпела фиаско, и требовались более суровые меры. Тем не менее, усиление Нероном военного участия Рима вряд ли означало, что он рассматривал это как экзистенциальный кризис для Рима. Хотя битва была серьезной - римляне в конце концов послали четыре легиона, чтобы подавить восстание - изначально она не воспринималась как битва с могущественным внешним врагом, а просто как необходимая кампания для восстановления порядка в римской провинции.
Нерон, Веспасиан и римская политика
Император Нерон был противоречивой фигурой в римской истории. После Великого пожара в Риме (64 г. н.э.), Нерон потребовал расчистить общественное пространство для нового города, который будет перестроен в соответствии с принципами искусства. Амбициозный проект Нерона по восстановлению Рима требовал огромных затрат. Средства были конфискованы у римского высшего общества. Таким образом, император приобрел много врагов в римском обществе и, как следствие, инициировал чистки.
К началу событий в Иудее Нерон уже впал в глубокую (но частично оправданную) паранойю. Он не доверял своим генералам, подозревал сенаторов и опасался, что может потерять свой трон и жизнь в результате заговора, организованного его римскими противниками.
Назначение Веспасиана для подавления восстания
В этом контексте Нерон назначил Веспасиана главой римских легионов в Иудее. Нерон назначил его именно потому, что в римской общественной жизни он воспринимался как относительно непримечательная личность.
Семья Веспасиана не принадлежала к римской элите. Хотя он отличился как военачальник на поле битвы в Британии в 53 г. н.э., а позже служил губернатором римской провинции Африка, он не имел влияния на римскую аристократию. Покинув свой пост, Веспасиан удалился в свой загородный дом, будучи отстраненным от общественной жизни после того, как заснул во время одного из многочисленных певческих представлений императора Нерона. Другими словами, Веспасиан был назначен руководить войсками в Иудее, потому что не было большой опасности, что он будет способен злоупотреблять своими полномочиями, чтобы пробиться к императорскому трону.
Нерон недооценил Веспасиана, чьи следующие шаги указывают на то, что он уже нацелился на нечто большее, чем Иудейская кампания. Зимой 67-68 гг. н.э. Иерусалим погрузился в гражданскую войну между повстанческими группировками, которая ослабила оборону города. Это было бы лучшее время для штурма, но Веспасиан воздержался от действия, которое слишком быстро покончило бы с его положением лидера римской армии на востоке. Вместо этого Веспасиан использовал эту возможность, чтобы восстановить свое публичное имя, завоевать влияние и получить финансовую поддержку для политических и военных действий, которые он планировал в Риме. Веспасиан выжидал и ждал подходящего момента.
Год четырех императоров
Такой момент наступил в 68-69 годах нашей эры, во время римской гражданской войны, известной как «Год четырех императоров». Император Нерон покончил жизнь самоубийством, и Рим погрузился в смятение. В течение одного года к власти в Риме пришли три разных полководца, которые были свергнуты кровавыми военными переворотами, пока не победил четвертый, Веспасиан. Римские легионы, дислоцированные на Востоке, провозгласили Веспасиана императором после того, как он заручился поддержкой римских правителей Сирии и Египта. Эта поддержка явилась результатом махинаций Веспасиана во время его пребывания в Иудее.
Уехав в Рим, чтобы занять свое место, Веспасиан, не колеблясь, доверил ведение войны с Иерусалимом своему неопытному сыну Титу. Это связано с тем, что иудеи не представляли реальной угрозы, и восстание по-прежнему считалось незначительным инцидентом на фоне политических интриг в Риме.
Восстание обретает новый смысл
После потрясений «года четырех императоров» и длительного периода нестабильности в Риме римская элита опасалась полного краха общественного порядка. Веспасиан стремился представить себя императором, который вернул стабильность. Таким образом, тактику в Иудее нужно было изменить, и вместо продолжительной кампании ему нужна была быстрая и решительная победа.
Это объясняет, почему Тит осадил Иерусалим, активно прорвал укрепления, опустошил город и так быстро довел восстание в еврейской столице до его эпического конца. Стабилизация правления его отца в Риме во многом зависела от общественной легитимности семьи Флавиев. Возможность в смутное время дать Риму завоевание Иерусалима, сокровища Храма, дешевых рабов, унижение врага и сопутствующие рассказы о победе, отлично поможет Веспасиану и Титу укрепить свои позиции императора и его сына, тоже будущего императора. Так, Веспасиан и Тит не хотели ждать, например, пока мятежники капитулируют из-за голода после длительной осады, что часто практиковалось в осадных войнах и, безусловно, привело бы к меньшим потерям римлян.
Новая имперская пропаганда приложила огромные усилия, чтобы привлечь внимание общественности к разрушению Иерусалима. Римское общественное мнение может поставить под сомнение предыдущий послужной список Веспасиана и усомниться в том, почему он заслуживает самого высокого положения в Империи. Эти сомнения были еще более серьезными в отношении молодого Тита, которому суждено было стать следующим императором, но у которого было очень мало собственных достижений. Династия должна была установить свою общественную легитимность.
Дать римлянам победу, чтобы отпраздновать
Победа над Иерусалимом была представлена в ходе пиар-кампании Флавиев как первостепенное значение для римского народа: выдающееся достижение, достигнутое только благодаря Веспасиану и Титу. Эти усилия были направлены на создание нового образа Веспасиана как национального героя, спасшего Рим от опасной гражданской войны, победившего опасных врагов римского народа и восстановившего мир в пределах Рима.
Этот публичный образ «нового» Веспасиана был сконструирован на основе похода в Иудею. Он был разработан, чтобы преодолеть его ничем не примечательное семейное происхождение и его предыдущие средние достижения в политической жизни. Однако для того, чтобы сделать все это, Флавиям пришлось превозносить силу и, следовательно, угрозу, которую представляла Иудея. Более того, разрушение еврейского Храма задним числом добавило новой династии религиозную легитимность, поскольку римский бог Юпитер победил «могущественного» Бога евреев с помощью семьи Флавиев.
Пропаганда Флавиев и Иерусалим
Город Рим стал сценой для политического театра Флавиев. Возвращение Тита в Рим в 71 году н. э. после разрушения Иерусалимского храма было отмечено грандиозным триумфом. Вероятно, это был единственный задокументированный триумф в имперской истории, целью которого было возвеличить отвоевание мятежной римской провинции, а не поражение чужой страны. Иосиф Флавий, который, вероятно, был свидетелем триумфального шествия, заметил:
Но ничто в процессии не вызывало такого удивления, как устройство движущихся сцен; действительно, их массивность давала основания для беспокойства и опасений относительно их устойчивости, многие из них были трех- или четырехэтажными, а великолепие ткани вызывало одновременно восторг и удивление. Ибо многие были закутаны в гобелены, перевитые золотом, и у всех были рамки из золота и кованой слоновой кости. Война показана многочисленными изображениями, отдельными разделами, дающими очень живую картину ее эпизодов.
Здесь можно было видеть опустошенную процветающую страну, там истребляли целые батальоны врага; тут одни обращены в бегство, там другие уведены в плен; стены, окружающие город, разрушены машинами, мощные крепости побеждены, отлично защищенные города покорены, и войска движутся по рампам, местность вся залита кровью, руки тех, кто не способен сопротивляться, подняты в мольбе, храмы подожжены, дома обрушены на головы их владельцев, и, посреди всеобщего запустения и горя, реки, текущие по заброшенной земле и не дающие питья людям и животным, по стране со всех сторон охваченной пламенем. Ибо на такие страдания были обречены евреи, когда они бросились в войну.
Императорская архитектура в честь победы Иерусалима
Посетители Рима в течение двух десятилетий после восстания будут поражены тем, сколько внимания уделялось Иерусалиму в имперской архитектуре в общественных местах.
Храм Мира. Новый комплекс под названием «Храм Мира» (Templum Pacis) был возведен рядом со знаменитыми Императорскими Форумами. Созданный в ознаменование восстановления мира после поражения евреев, это был не храм в обычном смысле, а скорее современный выставочный зал. По словам Иосифа Флавия, в комплексе, среди прочего, находились священные сосуды, украденные из еврейского храма в Иерусалиме.
Колизей. Неподалеку Флавии построили самый большой амфитеатр Рима, известный сегодня как Колизей. Современные ученые успешно идентифицировали следы его древних настенных надписей, которые относили общественное сооружение к средствам, захваченным Титом для римлян, вероятнее всего, в ходе Иудейской войны.
Арка Тита на Виа Сакра. Две триумфальные арки были возведены в честь Тита в самых центральных местах Рима. Более поздняя арка - знаменитая арка Тита, которая стоит сегодня на Священном пути (Виа Сакра), ведущем к Римскому форуму и Колизею.
Рельефы изображают римских легионеров во время триумфа, несущих захваченную Менору.
Арка Тита в Большом цирке. Другая, менее известная триумфальная арка в честь Тита, которая не сохранилась, была возведена у входа в Большой цирк и имела замечательную надпись. Его содержание было записано более поздним путешественником, видевшим памятник, когда он еще стоял, в VIII- IX вв. н.э.
«Тит покорил народ иудейский и разрушил город Иерусалим, на который все полководцы, цари или племена до него либо напрасно нападали, либо вообще не пытались».
Монументальная архитектура привлекла внимание общественности Рима к евреям Иудеи как к врагам империи, а образ Иерусалима как их разрушенной древней столицы.
Памятные монеты: завоеванная Иудея
Веспасиан и Тит не удовлетворились победными парадами и возведением монументальных зданий для рекламы разорения Иерусалима. В те времена, когда средств массовой информации не существовало, самым эффективным способом донесения политического послания правителя до широкой аудитории был выпуск «памятных» монет. Флавиями была обозначена особая серия монет, которые вводились в денежное обращение в империи – чеканка «Покоренная Иудея» (Iudaea capta).
Они следуют типу имперских монет, которые использовались для обозначения успешного поражения могущественной страны и ее присоединения к Риму. Монеты чеканились в Риме, Лионе, Испании, Антиохии и, конечно же, в самой Иудее. Характерной композицией на монетах было изображение скорбящей женщины, символизирующей побежденную Иудею, стоящую на коленях у пальмы. Рядом с женщиной гордо стояла высокая римская фигура (возможно, Веспасиан или Тит).
«Еврейский налог» заменит взнос в храм в полшекеля
После разрушения Иерусалимского храма Флавии ввели особый налог на евреев не только в Иудее, но и во всем римском мире. Налог, известный как «еврейский налог» (Fiscus Iudaicus), был призван заменить налог в полшекеля, который евреи жертвовали на Иерусалимский храм. Налог продолжали собирать и во время правления брата Тита, Домициана, который пришел к власти в 81 г. н.э.
Установив этот налог, Флавии стремились передать особое послание: мы, императоры Флавиев, навсегда упразднили культ еврейского Храма, ядро еврейского сопротивления Риму. Униженные евреи, «продолжавшие соблюдать обычаи своих предков» и, таким образом, оставшиеся потенциальными врагами империи, обязаны отныне посылать эти деньги в храм Юпитера Капитолийского в Риме.
Эпилог
Великое восстание и разрушение Храма были ключевыми событиями, которые на протяжении веков определяли еврейско-римские отношения. Представив реальное, но не особенно значительное восстание как огромную, мощную и опасную внешнюю угрозу, Веспасиан смог представить себя и своего сына Тита военными героями, спасшими народ Рима.
Прошло две тысячи лет после разрушения Иерусалима. Империи поднимались и падали; человечество добилось огромного прогресса. Тем не менее, современные лидеры все еще нередко используют страх или ненависть к евреям, чтобы установить свою собственную политическую легитимность и получить более широкую общественную поддержку.