Не так уж часто бывает, чтобы один альбом породил целый музыкальный жанр. Но одноимённый дебют Black Sabbath — один из немногих избранных. Это был фундаментальный рок-альбом, который действительно можно классифицировать как «хэви-метал». Но важнее не жанровая принадлежность. А эта уникальная атмосфера... Это было громко. Это было странно. Это было жутко.
На заре 1970-х по-прежнему в силе была лирика о мире, любви и взаимопонимании. Но тут явились они. Четверо суровых представителей рабочего класса из Бирмингема, которых не вдохновлял хиппизм. Они видели будущее. И оно их не радовало. И в их понимании оно было таким — с лирикой о Судном дне, расстроенными риффами и замедленным, словно поступь железного монстра, темпом.
Сначала покупатели альбома, выпущенного 13 февраля 1970 года, видели обложку: загадочная, призрачная, колдовская женская фигура среди листьев и деревьев перед водяной мельницей. Перевёрнутый крест на развороте тоже не сулил ничего хорошего.
Затем игла касалась винила, и начинался сеанс чёрной магии. Шум грозы и зловещий звон колокола... Один из величайших риффов в истории рока... Гудящая от перегруза гитара, рубящий бас, неуклюжий бит и гнусавый, почти гробовой вокал, который пробивается сквозь организованную какофонию, словно скальпель режет труп. Текст с картинами конца света и Сатаной, выглядывающим из-за поворота: «О нет, нет, пожалуйста, помоги мне Бог!»
Группа Black Sabbath, состоящая из Оззи Осборна (вокал), Тони Айомми (гитара), Гизера Батлера (бас) и Билла Уорда (ударные), была сформирована в 1968 году. Перебрав несколько имён и наигравшись в блюз и джаз, группа остановилась на теперь уже всемирно известном «Чёрном шабаше» — с намёком на фильм ужасов 1963 года с Борисом Карлоффом в главной роли. В конце концов, если люди платят деньги за хорроры в кино, почему бы им не купить пугающую пластинку?
В 1969 году был подписан контракт с новым прогрессив-лейблом Vertigo Records. Группа отправилась в Лондон для записи своего дебютного альбома под руководством продюсера Роджера Бэйна. На всё было выделена смешная сумма в 600 фунтов. Поскольку песни уже были много раз исполнены перед публикой, а группа не имела опыта студийной работы, записывались грязно, живьём и быстро.
«Верите или нет, "Black Sabbath" мы записали за 12 часов. Всё было сделано на восьмидорожечном магнитофоне в маленькой студии. Это стоило… 10 баксов или около того». Оззи Осборн
В «Волшебнике» звучит инструмент, который никогда больше никогда не звучал на записях Sabbath, — губная гармошка. А дальше — водоворот страстей в формате сеанса чёрной магии. Теперь это классика на все времена. У всех крупных метал-групп можно обнаружить элемент раннего Sabbath.
В песне «N.I.B.» используется ещё один из лучших гитарных риффов Айомми, а в тексте упоминается один из самых известных демонов: «Посмотри мне в глаза, ты увидишь, кто я такой, / Меня зовут Люцифер, пожалуйста, возьми меня за руку».
Чтобы оградить молодёжь от нечестивцев Black Sabbath, их даже позвали на радио дать интервью. Но эффект был обратный. Альбом сразу стал хитом, войдя в десятку лучших в Великобритании (8-е место) и достигнув почётного 23-го места в Штатах. И подготовив почву для того, чтобы Sabbath стали одной из лучших метал-групп 1970-х. Тони Айомми: «Пресса нас ненавидела, но альбом продавался. Мы верили в то, что делали, и нам это нравилось. Поэтому нам не оставалось ничего другого, кроме как продолжать в том же духе!»
#музыка #культура #рок #искусство #музыканты