Советский фильм "Вам и не снилось" многим показался очень трогательным. О таких взаимоотношениях, как у Кати и Ромы, мечтали многие. Но почему же их влюбленность это только верхушка айсберга в фильме?
При глубоком анализе стоит обратить на родительские фигуры:
- как они влияют на детей
- как подменяют понятия любви, заботы гиперопекой и контролем
- почему судьбы детей зачастую похожи на истории из жизни их родителей
Здесь будет рассмотрено 3 модели взаимоотношений:
1) Татьяна (учительница русского языка и литературы) и ее мать
2) семья Ромы
3) семья Кати
Все они тесно взаимодействуют с собой на протяжении фильма.
У учительницы незавершенна сепарация от матери. Даже, когда мать уезжает, Татьяна продолжает находится под ее давлением, потому что наставления матери настолько закоренились у нее в голове, что избавиться от них крайне трудно.
Через диалог Татьяны с ученицей зритель узнает, что Татьяне сильно навязано чувство долга. Она считает, что именно это чувство всем управляет. На что девочка ей отвечает:
- А по-моему, только любовь умеет всем управлять.
Удивительно, как юная девочка смогла понять то, что взрослые упорно отвергают. Чувство долга - это не плохо. Но зачастую это путь в никуда, так как человек привыкает делать все через силу. Его чувства притупляются, пропадает радость жизни, ощущение ее полноты и насыщенности. И только из желания и любви действия приносят удовольствие прежде всего делающему. Интуиция у такого человека никогда не притупится. Он всегда сможет отделить "свое" от навязанного извне.
Чувство долго не принесло героини радости. Как мы видим, она несчастна. И она такова не потому что одинока.
Встреча Константина с его первой любовью Люсей дала Вере повод шутить над мужем, упрекать его и принижать. Она испытывает удовольствие от этого. Он ее не любит точно так же, как и она его, поэтому все, что остаётся им делать - это подтрунивать друг над другом, чтоб хоть как-то заполнить пустоту.
Отсутствие любви и навыка построения отношений привело к тому, что с молчаливого согласия Константина жена использовала любое его слово или действие против него, чтоб лишний раз самоутвердиться.
Ромой также манипулируют. Свою обиду на Люсю Вера перекладывает и на ее дочь, поэтому новость о близких отношениях Ромы и Кати дала возможность выплеснуть свою злобу на девочку через сына. Теперь она пытается взять власть над чувствами сына, чтоб он как можно скорее прекратил общение с Катей, чью мать так ненавидит Вера.
Вера готова сделать все, чтобы добиться желаемого. Она совсем не думает о чувствах сына и оправдывает свои действия тем, что "я же мать - я лучше знаю". По книге мальчик в конце трагически погибает, но в фильме его оставили в живых. Концовка по книге ярко показывает к чему приводит подобного рода "забота". Человек может не умереть физически, но он может остаться рабом чьих-то желаний. Быть живой куклой в чужих руках. Отдавать собственную жизнь на служение прихотям других.
У самого мальчика в голове есть установка, что у влюбленных всегда преграды на пути к счастью. Эта мысль не имеет ничего общего с реальностью, но, как известно, "что во мне - то и вовне", то есть, если он верит в сказанное, то это будет находить место в его реальности. И в его жизни действительно будут преграды в виде родителей, других людей или расстояния.
Вера ведёт себя неоднозначно: сначала всем своим видом презирает Костю, подчёркивая, что он никогда ей не был интересен, но спустя время показывает дочери его фотографию и умиляется. Возникает вопрос: зачем же ты хранишь фотокарточку человека, к которому публично выражаешь свое пренебрежение? Также странно она повела себя и с учительницей Кати: при встречи улыбалась, пыталась понравиться, а при разговоре с дочерью обесценила Татьяну.
Модель взаимоотношений в семье откладывает неизгладимый отпечаток на нашу дальнейшую жизнь. Только свободные и реализованные родители смогут воспитать здоровых (во всех смыслах этого слова) и счастливых детей. И фильм совсем не о влюбленности двух молодых людей - он о влияние родительских убеждений, паттернов поведения и прочего на детей.