Итак, в Брюсселе приняли решение не пускать в ЕС танкеры с российской нефтью. Но это вовсе не значит, что Россия перестанет получать доходы от своих энергоносителей, сообщает "Шпигель". Для России открыты азиатские рынки, а оттуда нефть поступает... правильно, в тот же ЕС. Неужели там не слышали о глобализации?
В скором времени никакой нефти из России в ЕС морским путем поставляться не будет. После принятия решения о введении санкций эксперты и политики анализируют, что подействует сильнее: уменьшение доходов Владимира Путина или повышение цен в Европе.
Для Урсулы фон дер Ляйен, президента Еврокомиссии, это был "важный шаг вперед", для министра экономики Роберта Хабека — "тихий ужас".
После того, как страны ЕС договорились о принятии шестого пакета санкций против России, политики, экономисты и предприниматели пытаются путем анализа выявить, какие же последствия будет иметь решение о введении эмбарго. Сломает ли бойкот "сундучок с деньгами на войну" у Путина? Или эта мера ввергнет Запад в рецессию?
Скорее всего, произойдет и то, и другое — предсказывают эксперты рынка и экономисты. В очень долгосрочной перспективе решение об эмбарго сократит доходы Кремля от продажи энергоносителей на 60-80 миллиардов евро в год. Но в обозримом будущем финансовые источники Путина продолжат фонтанировать, потому что в эмбарго множество исключений и лазеек. Явным признаком того, что это правда, стал факт: курс рубля с конца недели укрепился, хотя и незначительно.
"Пока эмбарго начнет действовать, пройдет какое-то время"
На нефтяных рынках паника не ощущается. Напротив, цена на эталонную марку нефти Brent, добываемую в Северном море, с момента принятия решения об эмбарго упала.
"Если все согласованные меры будут реализованы, то эмбарго станет проблемой для России, — говорит Штеффен Букольд (Steffen Bukold), глава аналитического центра Energy Comment. — Но до этого пройдет какое-то время".
Поскольку многие восточно-европейские страны выступили против скорого введения бойкота на перевозимую танкерами нефть, это произойдет лишь в конце года. А топливу, поступающему в Европу по трубопроводам, вообще разрешили течь и дальше на неопределенное время. "Для России и для Европы новые решение пока не будут иметь каких-либо значительных последствий", — говорит Букольд. По его словам, у обеих сторон было время подготовиться к эмбарго.
Это относится и к экспорту нефти по мировому океану, который ЕС хочет также осложнить — специально для Кремля. "Большая часть русской нефти перевозится танкерами, принадлежащими европейским владельцам, — сказал Фатих Бирол (Fatih Birol), шеф Международного энергетического агентства, в интервью журналу Spiegel. — И застрахованы эти танкеры по большей части европейскими или американскими компаниями. Это мы должны использовать".
Но о запрете танкерных перевозок нефти европейцы договориться между собой не смогли. Страны с большими танкерными флотами, такие как Греция и Кипр, выступили против. Однако компаниям ЕС запретили страховать подобные поставки. Но насколько сильно это навредит бизнесу московских нефтяных концернов, неизвестно. Вероятно, российские экспортеры найдут себе страховщиков в других регионах мира, которые тут же подключатся к делу.
Эксперт Букольд ожидает, что танкерный бизнес между Россией и импортерами из ЕС начнет рушиться лишь через пару месяцев. "Компании не будут ждать до последнего момента, а переориентируются. Текущие договоры продлены не будут". А Россия в свою очередь найдет новых покупателей, преимущественно в Азии.
В первые недели войны увеличился, прежде всего, экспорт в Индию, где находится огромный нефтеперерабатывающий завод, частично принадлежащий российскому государственному концерну Роснефть. Оттуда, как предсказывают эксперты, нефтепродукты могут вновь попасть в Европу. Ведь по бензину, дизельному топливу и керосину не видно, откуда он прибыл.