глава.КОММУНА.
1 часть. Мастерская прикладного искусства.
Пелагея одобрила желание мужа создать столярный цех и поехала в район, узнать, что потребуется для этого сделать.
На выяснение того, как оформить столярный цех, ушёл весь день, в результате в оформлении частного столярного цеха, ей отказали.
— Советская власть против частной собственности. Пока разрешается сельским жителям иметь частное хозяйство, но это мера временная. Советская власть, за создание государственных коллективных хозяйств — ответил председатель районного сельскохозяйственного комитета.
— Это вы про коммуны? Так у нас уже есть коммуна! Но коммуны, не смогут прокормить страну. Пока они только мало-мало обеспечивают себя. Без частной собственности, где всё слажено, вы не сможете прокормить страну.
— Коммуна, это образ большого сельского коллектива. Так сказать, маленькая ячейка будущего большого коллектива, образец.Да, вы правы, сейчас они работают только на себя. Они только начинают развиваться. Когда эти маленькие сельские хозяйства станут приобретать трактора и обрабатывать масштабные территории пахотной земли, то будут получать урожаи в тех масштабах, в которых сейчас сдаёт государству весь район. Одно хозяйство получит зерна, столько, сколько сейчас получает весь район.
Со временем жители сёл сами захотят вступить в такое коллективное учреждение. А вступив в коммуну, станут одним сельским коллективом и, это хозяйство уже не будет частным, а общим, сельскохозяйственным коллективом! Без батраков и частных хозяев! Все будут равны.
Пелагея уже слышала про сельские коллективные общества и, слух этот был не добрым. Знающие люди говорили о том, что из сельского человека будут делать рабочую скотину. Всех сгонят в один дом, семей не будет, дети станут общими, мужья и жёны тоже общими. Хозяйство станет общим и его тоже сгонят в один общий сарай.
Тогда Пелагея этому не поверила. А вот районный председатель тоже говорит о всеобщем сельском коллективе.
Когда на Алтае появились первые коммуны, то
слух о них был тоже не добрый. По рассказам, члены коммуны были лодыри, в бога не верили, под гармошку плясали до полуночи. Девки были охальницы, юбки носили короткие, волосы стриженые, частушки пели срамные, смеялись громко, садились к парням на колени.
Коммун на Алтае возникло много, были и такие, но были и другие.
Самая первая коммуна на Алтае была организована в январе 1920 года и называлась,"Красные Орлы."
В коммуну входило пятьдесят семей из разных слоёв населения, были и бедняки, и крепкие крестьянские семьи, и просто рабочие. Возглавляли коммуну коммунисты-энтузиасты.
Коммунары работали с увлечением и создали свой кирпичный завод. За счёт собственного кирпича строили животноводческие здания, жилые дома, школу, медпункт, служебные помещения.
Построили свою маслобойню, сыродельный, мыловаренный и кожевенный заводы. Имели свою пасеку, паровую мельницу и обрабатывали больше 1700 гектаров пашни.
В 1924 году во Всероссийском конкурсе на лучший сельскохозяйственный коллектив, коммуна " Красные Орлы" получила первое место и, была премирована трактором и денежным вознаграждением.
Пелагея, часто посещала городские базары и была о многом наслышана. Она помнит, с каким ужасом рассказывали те, кому удалось спастись от рук колчаковсцев, которые делали налёты на коммуны и вырезали всех, кто под руку попадал. Рассказывали и про то, когда местные поднимались против коммуны и, тогда шла настоящая война, чаще всего погибала коммуна.
— Слава Богу, у нас в селе к коммуне отнеслись терпимо — думала она, когда слышала о расправах с коммунарами.
В Новоеловке в коммуну первыми пошли беженцы, да барнаульские погорельцы.
Коммуна была слабой и очень бедной. Лес приобрести коммуне было не на что, и по совету председателя сельского совета, они спилили еловый лес. Тот самый еловый лес, который когда-то посадили основатели села, первые поселенцы села Щелянки. Садили и возле горы, и по берегу реки, и возле своих домой, и в честь этих елей дали селу новое имя, Ново-Еловка.
Всем было очень жаль ели, некоторые женщины даже утирали слёзы кончиком платка.
На возмущение сельчан, о вырубке леса, председатель сказал: " Ну что он, лес-то, посади и через десять лет новый наростёт. А люди за десять лет на ноги встанут — рассудил председатель.
Жили коммунары в селе, кто где смог устроится , без собственного жилья , но в первую очередь отстроили свинарник и коровник.
Пелагея помогала им, чем могла, давала коней вспахать землю, завезла им с базара месячных поросят на разведение, двадцать голов.
Однажды собрал председатель сельсовета сход села и обратился ко всем с просьбой, помочь коммунарам хлеб на полях во время убрать, чтобы зерно не загубить.
— А то вы же видели, как они сами впрягаются, да на себе пашут! Вот возьмите и один день каждый и отработайте на их полях, помогите по- человечески.
Тем и отличаются люди от животного, что помогают друг другу — подвёл итог своей речи .председатель.
Особенно уговаривать сельчан не пришлось, выбрав один день, каждый хозяин пришёл со своей лошадью в коммуну и всем селом за один день убрали.
почти весь хлеб.
—Хорошо в Новоеловке всего одна коммуна, а вот в Хайрюзовке аж три.
Всё это быстро промелькнуло в памяти Пелагеи и, она спросила:
— Что-то в толк не возьму, как это понять, что все будут равны? Один человек от природы силён и работящий, а другой слаб или ленив. Они уже не равн! И что это такое за " Сельское объединение в коллективное хозяйство"?Кого с кем объединять собираетесь?
— Понимается это просто. Все жители села объединяются, они объединяют свои земли и свой скот, который сгоняют в один скотный двор. Объединяют свои пахотные земли. Так же вместе пашут земли и вместе засевают пахоту.
В чём преимущество коллективного хозяйства? А в том, что в коллективе каждый может трудиться по мере своих возможностей. Например, если женщине на своём хозяйстве приходится и доить, и телят поить, и навоз чистить, и корм животным раздавать, да ещё и в поле косить и снопы вязать и цепами молотить и веять и сеять и даже пахать.
То в коллективе она будет либо только доить, либо только поить телят. А вот чистить в скотных дворах и корм раздавать, будут мужчины. Хозяйства получат трактора и будут не на конях пахать, а машинами пахать. Это и быстро и не так трудоёмко. Молодые ребята, с подросткового возраста тракторному делу будут обучаться в школах. Закончив школу, они будут настоящими специалистами, по управлению трактором. Это очень важно!
Это готовые кадры для работы на земле. Они на ней родились, впитали в себя дух селянина, с детства знают крестьянский труд. Любят землю. Они и будут самыми важными тружениками в стране, потому что они её кормильцы
. Очень выгодно одиноким и многодетным женщинам. А в каждом селе есть вдовы, которые сами обработать свою землю не в состоянии — подчеркнул председатель.
— По словам всё очень интересно. Очень. Но на самом деле такой подход не обеспечит страну продуктами — сделала своё заключение Пелагея.
— Та-а-ак, а какой, по- вашему подход, прокормит страну?
— Решение с коллективными хозяйствами интересное. Только вот своих кормилиц никто добровольно в общий хлев не поведёт. Да и ходить за своей коровой не у себя во дворе, а где-то в другом месте, это неудобно. Время теряется туда - сюда ходить. Да и свою скотинку жалко. К ней ведь привыкаешь, любишь. Как спать ложится, когда не знаешь, сыта ли твоя скотина? Напоена ли? Есть ли у неё подстилка? Нет. Надо по -другому здесь решать.
— Как?
— Нужно чтобы было и частное хозяйство и коллективное. Если в коллективном хозяйстве что-то не заладится, то частное всегда себя прокормит и излишками поделится с государством. Даже, если состоишь в коллективном хозяйстве, то свою коровушку всегда нужно иметь. Она в любое лихое время не даст умереть с голода.
— Вот мы и делаем пока смешанные коллективные хозяйства. Молодёжь привлекаем. Строим коровники и у населения приобретаем скот. Пока, правда, в долг. Как окрепнут коллективы, так и будем выплачивать за скот.
Ну, а пока хозяйства не окрепли, то частные хозяйства будут кормить страну .Принято решения всех крестьян наделить землёй, чтобы они со своими землями объединялись. А для своей земли они и коня приобретут и корову. Вот и приведут всё потом в коллектив, когда частные хозяйства отменят.
— Не вижу выгодной разницы. Раньше давали землю тому, кто коня имеет. Есть на чем землю обрабатывать. А вы предлагает сделать всё наоборот, вначале земля, потом скот.
— А мне говорили, что вы очень умный человек. Образованный. А простой вещи не понимаете. Если есть земля, то коня можно арендовать или нанять пахаря с конём. Получит крестьянин урожай, сдаст его государству, и на вырученные деньги коня купит.
— Как у вас всё гладко. Поживём, увидим. А когда частные хозяйства отменят? — упавшим голосом спросила Пелагея.
— Пока сказать не могу, но надеюсь, что скоро.
— Так, а как же нам-то быть? Может и мы тоже пока организуем цех по дереву? Ну, пока частное не отменили. Мой Николай Михайлович сам станки ладит, ребят станет обучать мастерству. Мастеровых больше станет.
— Вот и хорошо. Пусть станки делает и пусть ребят обучает. Организуйте
мастерскую прикладного искусства. На её создание никаких документов не требуется, и налогом такая мастерская не облагается.
Вы пока ознакомьтесь с законами, вот в газетах пропечатаны. Я их специально в коридоре для всех вывешиваю. Но очень мало кто интересуется — посоветовал председатель. А сам углубился в документы.
Двери у председателя всегда были нараспашку и, Пелагея вышла в коридор, где были вывешены местные газеты.
Знакомясь с новыми законами, Пелагея увидела документ от августа 1923 года, где говорится, что лес национализирован и имеет статус государственного. Ниже следует перечень организаций, которые в праве распоряжаться лесом, и уполномочены удовлетворять спрос населения на древесину, по государственным ценам. Далее следовал прейскурант цен.
— Да, что-то тут ничего не сказано про бесплатный лес на нужды сельским жителям. Как хорошо, что и Андрей успел бесплатно поставить себе дом и для Васятки с Ванюшкой лес прошлой зимой заготовили. Стоят теперь сруба под крышей. Торопиться им пока некуда — подумала она.
Мастерскую Николай организовал только глубокой осенью. Всё лето он помогал Пелагеи управиться с покосом, уборкой зерновых, подсолнуха и льна.
Работы было много, а вот сил ещё было мало. Пелагея видела, как муж старается не показать, что быстро устаёт, поэтому и давала такие поручения, где бы он смог и потрудиться и передохнуть.
Николай ощущал себя по –настоящему, счастливым человеком. Он не переставал радоваться каждому дню и благодарил за это Бога.
В дождливую погоду он мастерил инструменты. делал деревянные станки, готовился к работе с детьми в мастерской. К осени всё было готово.
Глубокой осенью, когда все полевые работы были закончены, а урожай прибран, Николай открыл школу прикладного искусства. Обучиться этому мастерству пришли к нему в мастерскую дети и подростки, и даже взрослые парни.
С большим рвением трудился в мастерской Андрей, сын беженцев, что жили на их дворе, в горенке.
— Старательный, толк с такого будет — подумал Николай, наблюдая за Андреем.
Очень удивил племянник Ванюшка, сын Кузьмы. На "встречинах" он играл на гармошке, похвастался, что выучила его играть на инструменте. Пелагея Петровна. Ванюшка не только хорошо научился ковать, но ещё и был прекрасным резчиком. И это его работы были у Николая в мастерской.
— Да уж, как в народе говорят:" И чтец, и жнец, и на дуде игрец" сам себе улыбаясь, подумал Николай, а вслух сказал, для самого себя:
—. Хороший сын у тебя вырос, Кузьма, ты бы им гордился. А сейчас он гордится отцом. Эх война, война!
К сожалению, его сын Гриня и брат Василий к работам по дереву были равнодущны.
Младший брат Пелагеи, Максим тоже был не без таланта. Работал с выдумкой, терпеливо и очень старательно.
Особенно большим спросом пользовались кухонные принадлежности. Вазы для фруктов, хлебницы, сухарницы, резные доски для разделки, скалки, толкушки.
Максиму нравилось придумывать различные резные узоры или даже необычные формы изделия.
На ручках толкушки он мог вырезать медведя, обнимающего дерево или даже двух медвежат. Белочку с кедровой шишкой в лапках, лису с пышным хвостом, дремлющей на пеньке , опершись на свою лапку.
Но больше всего ему нравилось наблюдать на базаре, как восхищаются его работами. Впрочем, сам факт распродажи ему тоже очень нравился.
Хорошие работы Пелагея с братом увозили на рынок или на Ярманку и там их очень охотно разбирали. Это приносило доход.
Люди как могли, приспосабливались к новой жизни, чтобы выжить в это непростое время.
Николаю очень нравилось, что молодые парни так увлеклись резьбой по дереву. Пришли к нему и дети коммунаров, только для него никакой разницы не было, ведь все они жили в одном селе.
Для новичков, тех, кто изучал ещё только азы, занятия начинались за два часа до обеда, а те, кто готовил изделия на продажу, приходили в удобное для себя время. К Николаю они обращались либо за советом, либо за новым инструментом, в основном работали самостоятельно.
К весне Николай набрал сил, обрёл уверенность и почувствовал себя вновь хозяином. За зиму отремонтировал все хозяйские строения. В свободное время стал изготавливать двери и оконные рамы на заказ. Время тяжёлое и строиться решались не многие, но заказы всё же были.
Да и коммунары за год преуспели и приобрели лес для строительства жилых помещений.
Решили строить бараки для нескольких семей сразу. А один барак был предназначен для одиноких работников, он был разделен на две половины с двумя разными входами. Одна половина отводилась для одиноких мужчин, другая половина с отдельным входом для одиноких женщин.
Николаю заказали и двери, и оконные рамы, но с условием, что смогут расплатиться за заказ глубокой осенью, как выручат деньги за мясо.
Тогда он и решил помочь коммунарам и предложил найти желающих в коммуне, кто бы захотел обучиться столярному делу. Желающие нашлись. Когда они овладели мастерством, он вновь сделал предложение, изготовить для них станки. Такое предложение очень понравилось коммунарам. Так в коммуне появился свой собственный столярный цех.
начало Скудара-1
продолжение Скудара-59