Здравствуйте, друзья.
В ноябре 2020 года у москвичей и гостей столицы была уникальная возможность побывать в необычном и прекрасном, но уже много лет закрытом для посещения особняке, - здании скоропечатни Левенсона в Трёхпрудном переулке в районе Тверской, построенном по проекту Фёдора Осиповича Шехтеля.
Сначала немного истории о создателе скоропечатни.
Александр Александрович Левенсон был сыном московского врача-ревматолога А.С. Левенсона - немца по происхождению, и домовладелицы, купчихи второй гильдии Софьи Иосифовны. В 25 лет он купил типографскую машинку и ручной типографский станок и в родительском доме открыл свою первую типографию. Сначала брался за любые мелкие заказы, но уже через шесть лет сумел привлечь инвесторов (пайщиков) и значительно расширил производство. Благодаря его сотрудничеству с Иосифом Кнебелем, одним из пайщиков, скоропечатня стала крупнейшей типографией, выпускающей литературу об искусстве.
В 1896 году она получило заказ на выпуск печатной продукции (меню, праздничные программки, приглашения, объявления и др.) к коронации Николая II и Александры Фёдоровны, после чего была удостоена звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке. Проект был заказан Федору Шехтелю, тогда уже достаточно известному архитектору. Знакомство Шехтеля и Левенсона началось давно, еще когда Шехтель работал иллюстратором книг и художником в театрах, и его работы печатались у Левенсона.
В это же время для Левенсона Шехтель построил дачу в Переделкино, о которой мы рассказывали ранее.
В результате сотрудничества Левенсона и Шехтеля в 1900 году на свет появилось эффектное здание скоропечатни, похожее на готический замок, с угловыми башенками, шатровой крышей, разнообразными и ассиметричными окнами и отделкой интерьеров в стиле модерн.
Удивительно, что для типографских задач, обычных промышленных целей, Левенсон заказал такое красивое и необычное здание. Однако современники писали, что для него было невозможно выпускать красивую печатную продукцию в некрасивом фабричном помещении.
Во внешнем декоре можно увидеть лепной орнамент чертополоха, барельеф с изображениями работников типографии, кованую вывеску наверху «Товарищество скоропечатни Левенсонъ» и знак «Поставщикъ Двора его Величества» с гербом.
Не менее интересно выглядел и интерьер здания типографии. Но, к сожалению, внутри скоропечатня сохранилась не так хорошо, как снаружи. Да и после реставрации 2016 года много деталей внутреннего интерьера было утеряно.
Главный вход для публики открывает вестибюль и просторное помещение конторы Товарищества.
Небольшая часть пространства первого этажа была занята бухгалтерией с подковообразным окошком. На время выставки окошко было заставлено цветами и фотопленками, а в начале XX века здесь можно было сделать предоплату заказа. Над окошком красуется возвращенный на место во время реставрации барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.
Но, конечно, самой эффектной на первом этаже, является парадная мраморная лестница, которая стала предшественницей знаменитой парадной лестницы особняка Рябушинского. Излюбленный прием архитектора - несколько лишних ступенек, которые скатываются вниз, как волна. А располагающийся в начале лестницы электрический фонарь (электричество было чудом тогдашней техники!) украшал парадные лестницы всех построек Шехтеля, будь то деловые здания или особняки.
На втором этаже располагался рабочий кабинет Левенсона. Гордость современных реставраторов - потолок, которому вернули спиралеобразную форму. Говорили, что Шехтель придавал ему не просто форму спирали, а имитировал свернутые в рулоны бумажные листы.
Из рабочего кабинета Левенсона можно было попасть в комнату отдыха (дверь на фото слева), в комнату для совещаний (дверь справа) и по винтовой лестнице вниз в бухгалтерию.
Бывшая комната отдыха (сейчас это холл).
Комната для совещаний. Камин – это современная постройка. Настенную лепнину в этой комнате не удалось воссоздать в первозданном виде, поэтому решили сделать в традиционном для здания растительном орнаменте - в виде цветов чертополоха.
На третьем этаже располагались издательства, которые сотрудничали со скоропечатней.
В настоящее время на этом этаже сохранились два красивых переносных камина и ажурные вентиляционные решетки.
В готической башне со двора была устроена еще одна лестница, позволяющая попасть на все этажи здания. Архитектура потолка в готической башне напоминает свод католических храмов с витражами.
Хочется сказать отдельное «спасибо» организаторам фотовыставки «35 mmLETO», подарившим праздник не только любителям фотографии, но и ценителям архитектуры и поклонникам творчества Федора Шехтеля. Целями проекта его авторы называют «популяризацию аналоговой (то есть плёночной) фотографии» и поддержку молодых фотографов.
Листайте галерею, там можно посмотреть несколько работ с фотовыставки.
Помимо административного корпуса скоропечатни, в котором мы с вами сейчас побывали, Шехтелем был спроектирован и четырёхэтажный производственный корпус. В этом корпусе работали литографский, переплётный, нумерационный цеха, а также мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная).
Во время театрального сезона Левенсон выпускал газету под названием «Ежедневное либретто», в ней печатались в основном новости культуры. В этой типографии печатали книги Антона Павловича Чехова, Ивана Бунина, Александра Куприна, альбомы репродукций Серова, Коровина и других известных художников. В 1910 году в типографии Марина Цветаева выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Тут выходили также чудесные детские книжки с иллюстрациями Ивана Билибина.
В 1917 году Левенсон продал типографию и уехал в Германию. Уже к концу этого года производство было национализировано и преобразовано в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф, которая просуществовала до 1957 года. Потом типография несколько раз преобразовывалась, вплоть до 1990-х годов. Сегодня комплекс «Скоропечатни Левенсона» - это современный бизнес-центр.
Надеемся, что у вас также будет возможность побывать внутри этого необычного готического здания и увидеть восстановленные интерьеры еще одного творения Шехтеля. А мы будем продолжать знакомить вас с другими его архитектурными шедеврами.
Октябрь, 2020
Cпасибо за внимание!
Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.