Найти тему

Внутри скоропечатни Левенсона или еще один архитектурный шедевр Шехтеля

Здравствуйте, друзья.

В ноябре 2020 года у москвичей и гостей столицы была уникальная возможность побывать в необычном и прекрасном, но уже много лет закрытом для посещения особняке, - здании скоропечатни Левенсона в Трёхпрудном переулке в районе Тверской, построенном по проекту Фёдора Осиповича Шехтеля.

Сначала немного истории о создателе скоропечатни.

Александр Александрович Левенсон был сыном московского врача-ревматолога А.С. Левенсона - немца по происхождению, и домовладелицы, купчихи второй гильдии Софьи Иосифовны. В 25 лет он купил типографскую машинку и ручной типографский станок и в родительском доме открыл свою первую типографию. Сначала брался за любые мелкие заказы, но уже через шесть лет сумел привлечь инвесторов (пайщиков) и значительно расширил производство. Благодаря его сотрудничеству с Иосифом Кнебелем, одним из пайщиков, скоропечатня стала крупнейшей типографией, выпускающей литературу об искусстве. 

В 1896 году она получило заказ на выпуск печатной продукции (меню, праздничные программки, приглашения, объявления и др.) к коронации Николая II и Александры Фёдоровны, после чего была удостоена звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

-2

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке. Проект был заказан Федору Шехтелю, тогда уже достаточно известному архитектору. Знакомство Шехтеля и Левенсона началось давно, еще когда Шехтель работал иллюстратором книг и художником в театрах, и его работы печатались у Левенсона.

В это же время для Левенсона Шехтель построил дачу в Переделкино, о которой мы рассказывали ранее.

Проект скоропечатни Шехтеля. С сайта arch-heritage.livejournal.com
Проект скоропечатни Шехтеля. С сайта arch-heritage.livejournal.com

В результате сотрудничества Левенсона и Шехтеля в 1900 году на свет появилось эффектное здание скоропечатни, похожее на готический замок, с угловыми башенками, шатровой крышей, разнообразными и ассиметричными окнами и отделкой интерьеров в стиле модерн.

Удивительно, что для типографских задач, обычных промышленных целей, Левенсон заказал такое красивое и необычное здание. Однако современники писали, что для него было невозможно выпускать красивую печатную продукцию в некрасивом фабричном помещении.

-5

Во внешнем декоре можно увидеть лепной орнамент чертополоха, барельеф с изображениями работников типографии, кованую вывеску наверху «Товарищество скоропечатни Левенсонъ» и знак «Поставщикъ Двора его Величества» с гербом.

Не менее интересно выглядел и интерьер здания типографии. Но, к сожалению, внутри скоропечатня сохранилась не так хорошо, как снаружи. Да и после реставрации 2016 года много деталей внутреннего интерьера было утеряно.

Главный вход для публики открывает вестибюль и просторное помещение конторы Товарищества.

-7

Небольшая часть пространства первого этажа была занята бухгалтерией с подковообразным окошком. На время выставки окошко было заставлено цветами и фотопленками, а в начале XX века здесь можно было сделать предоплату заказа. Над окошком красуется возвращенный на место во время реставрации барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.

-8

Но, конечно, самой эффектной на первом этаже, является парадная мраморная лестница, которая стала предшественницей знаменитой парадной лестницы особняка Рябушинского. Излюбленный прием архитектора - несколько лишних ступенек, которые скатываются вниз, как волна. А располагающийся в начале лестницы электрический фонарь (электричество было чудом тогдашней техники!) украшал парадные лестницы всех построек Шехтеля, будь то деловые здания или особняки.

Лестница в особняке Рябушинского
Лестница в особняке Рябушинского

На втором этаже располагался рабочий кабинет Левенсона. Гордость современных реставраторов - потолок, которому вернули спиралеобразную форму. Говорили, что Шехтель придавал ему не просто форму спирали, а имитировал свернутые в рулоны бумажные листы.

-11
-12

Из рабочего кабинета Левенсона можно было попасть в комнату отдыха (дверь на фото слева), в комнату для совещаний (дверь справа) и по винтовой лестнице вниз в бухгалтерию.

-13

Бывшая комната отдыха (сейчас это холл).

-14

Комната для совещаний. Камин – это современная постройка. Настенную лепнину в этой комнате не удалось воссоздать в первозданном виде, поэтому решили сделать в традиционном для здания растительном орнаменте - в виде цветов чертополоха.

-15
-16

На третьем этаже располагались издательства, которые сотрудничали со скоропечатней.

В настоящее время на этом этаже сохранились два красивых переносных камина и ажурные вентиляционные решетки.

В готической башне со двора была устроена еще одна лестница, позволяющая попасть на все этажи здания. Архитектура потолка в готической башне напоминает свод католических храмов с витражами.

Хочется сказать отдельное «спасибо» организаторам фотовыставки «35 mmLETO», подарившим праздник не только любителям фотографии, но и ценителям архитектуры и поклонникам творчества Федора Шехтеля. Целями проекта его авторы называют «популяризацию аналоговой (то есть плёночной) фотографии» и поддержку молодых фотографов.

Листайте галерею, там можно посмотреть несколько работ с фотовыставки.

Помимо административного корпуса скоропечатни, в котором мы с вами сейчас побывали, Шехтелем был спроектирован и четырёхэтажный производственный корпус. В этом корпусе работали литографский, переплётный, нумерационный цеха, а также мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная).

Во время театрального сезона Левенсон выпускал газету под названием «Ежедневное либретто», в ней печатались в основном новости культуры. В этой типографии печатали книги Антона Павловича Чехова, Ивана Бунина, Александра Куприна, альбомы репродукций Серова, Коровина и других известных художников. В 1910 году в типографии Марина Цветаева выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Тут выходили также чудесные детские книжки с иллюстрациями Ивана Билибина.

В 1917 году Левенсон продал типографию и уехал в Германию. Уже к концу этого года производство было национализировано и преобразовано в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф, которая просуществовала до 1957 года. Потом типография несколько раз преобразовывалась, вплоть до 1990-х годов. Сегодня комплекс «Скоропечатни Левенсона» - это современный бизнес-центр.

Надеемся, что у вас также будет возможность побывать внутри этого необычного готического здания и увидеть восстановленные интерьеры еще одного творения Шехтеля. А мы будем продолжать знакомить вас с другими его архитектурными шедеврами.

Октябрь, 2020

Cпасибо за внимание!

Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.