Чтобы познать новое, не обязательно каждый раз увеличивать километраж путешествий. Иногда экзотика находится буквально в нескольких метрах. Но только по направлению вниз.
Можно никогда не помышлять о диггерстве, но возможности большого города сами найдут тебя. Только что ты спокойно листал Фейсбук, а через мгновение уже стоишь возле канализационного люка и цепляешь на лоб фонарь. Приключение заключается не в экстриме, не в опасности и не в нарушении запретов – здесь всего этого нет. Просто почти все, что вы делаете под землей, до этого вы никогда не делали.
Маршрут – Киевская Никольская дренажная система (ДШС №17), протяжностью около 3 км под Печерскими склонами. В отличие от ливневых коллекторов, которые становятся смертельно опасными во время дождя и таяния снега (скорость потока воды может достигать нескольких десятков метров за секунду и является одной из основных причин гибели диггеров), дренажные системы сооружаются с целью понижения уровня и отвода подземных вод. Это предотвращает возникновение оползней, и, соответственно, обеспечивает устойчивость наземных зданий.
Под землю попадаем через обыкновенный канализационный люк в комфортном количестве 5 человек, включая опытного диггера Стаса. Экипировка минимальная: старая одежда и обувь, фонарик и, на всякий случай, паспорт. Направляем луч в бетонную дрену, впервые осматриваемся и принюхиваемся. Пахнет обычным погребом, температура около +17ºC, стопроцентная влажность. По словам нашего проводника, эти показатели статичны круглый год. Проход на удивление чистый, по дну трубы течет прозрачный маленький ручеек.
"Диггеры очень любят свое подземное царство и эксплуатируют его грамотно, – рассказывает Стас. – Мы никогда ничего не ломаем, не уносим с собой, не мусорим. Временами даже устраиваем "субботники", лезем под землю убираться".
Большинство времени мы ходили, основательно пригнувшись. При этом нужно стараться держать в фокусе то, что находится и над головой, и под ногами. "Наклоняемся, стараемся не биться головой о потолок. У вас, конечно, это не получится, даже людям привычным не всегда удается этого избежать. На этот случай у диггеров есть ритуал: когда первый раз стукнетесь головой, нужно сказать "Здравствуй, система", – шутит Стас. Признаться честно, у меня плохо получалось слушать нашего проводника, хоть он и рассказывал о чрезвычайно увлекательных вещах. Его "перебивали" визуальные впечатления. Я даже пошутила, что на такие экскурсии нужно ходить два раза – сначала посмотреть, а потом послушать.
Тем временем длинный бетонный коридор выводит в небольшой зал. Светлячки наших фонариков забегали по стенам и наткнулись на игрушечного желтого медвежонка, оставленного здесь завсегдатаями. Проецируем человеческие чувства на Диггерского Мишку: не холодно ли ему здесь? каково сидеть тут одному, не видя солнца? рад ли он гостям? Фотографируем "достопримечательность" и верим, что ему нравится быть украшением подземелья.
В этом месте система разветвляется на старую и новую. По словам Стаса, в новой нет ничего интересного – обычные бетонные коридоры. Старая же часть представляет собой арочные кирпичные галереи. Сооружение системы датируется 1916 годом, что запечатлено на гербе царского Министерства путей сообщения возле одного из входов в штольню. Диггеры-первопроходцы находили в коллекторах царские монеты, подковы, остатки добротных кирпичей, изготовленных столетие назад.
Процесс строительства начинался с рытья траншеи открытым способом, затем тоннель "запечатывали" в различные строительные материалы, в зависимости от времени сооружения (дерево, кирпич, бетон). Искусственные подземные ходы со вкусом украшены природой. В отличие от пещер, образование наростов из различных пород происходит здесь существенно быстрее. Вода приносит их с собой в больших количествах, и они красиво откладываются на стенах терракотовыми, карамельными и малахитовыми рельефами. На гипсовых натеках видны причудливые темные паутинки, образованные марганцем. Помимо этого, дрены украшены мелким конденсатом. В искусственном свете капельки воды сверкают, словно серебро в пещере Аладдина. По всему маршруту в стенах встречаются небольшие полукруглые ниши, характерные только для этой системы. Они не пустуют: диггеры складывают сюда уже упомянутые обломки старинных кирпичей и другие находки. В некоторых коридорчиках под ногами хрустят круглые мелкие камешки — так называемый подземный жемчуг.
Одна из точек маршрута – "Зал Трех братьев". Он примечателен своими размерами: около 10 метров в длину, 2 м в ширину и около 5 м в высоту. Это единственное место в "николке", где можно ходить в полный рост. Диггеры любят устраивать в нем романтические посиделки, игры, а еще ведут своеобразный учет – записываются в специально оставленном там журнале.
К залу примыкает Царский колодец – один из самых ожидаемых пунктов экскурсии. По своей конструкции и предназначению это не колодец в классическом понимании. Вода здесь не поднимается снизу наружу, а наоборот, падает с высоты 25 метров обильным непрекращающимся дождем. Ее бесперебойно «поставляют» 2 дренажные системы: Никольская и Аскольдова. Вода очень чистая, поскольку система дренирует ее под лесистыми склонами с песчаным грунтом.
Ни один другой колодец системы не обладает подобным водопадом, но они не менее поразительны. Хотя бы тем, что сделаны из дерева. Оно четко проглядывается сквозь проломы в цементе, которым впоследствии были подремонтированы стенки. Один из таких колодцев "проходимый". Специализированное управление противооползневых подземных работ (СУППР) провело в нем довольно прочную, хоть и с нагроможденными следами ремонта, лестницу около 5 метров высотой, по которой мы поднялись на второй этаж Никольской системы. Здесь у меня утратились ассоциации с пещерными лазами и вспомнились тайные ходы средневековых замков, хотя ландшафт практически не изменился. Все те же арочные коридоры с боковыми нишами, только из них в застывшей форме ниспадают потоки неприятного оранжево-коричневого цвета. Это кальцит с железными окислами. Ручей на полу подземного коридора имеет такую же окраску, в отличие от прозрачной воды первого этажа.
Напомню, что нас было пятеро, и мы довольно много разговаривали. Где-то в середине пути мне началось казаться, что я слышу вдали какие-то голоса. Я спросила Стаса, есть ли внизу другие люди и получила весьма неожиданный ответ, что никого тут больше нет, но слышать под землей голоса – вполне нормальное явление. Такой эффект создает трение воды о коллектор, да и вообще в подобных местах есть масса "приспособлений" для акустических эффектов: трещины, полости, длинные коридоры.
Под землей приспособились к жизни летучие мыши и некоторые виды насекомых. Наверняка там живут еще и крысы, но, слава богу, мы их не повстречали. Мышки же совершенно безобидны и сами стараются избегать контакта с непрошеными гостями. Уловив нас, разворачиваются и улетают, но некоторых мы заставали врасплох за отдыхом на холодных стенах и принимались фотографировать. Жужелицы и многоножки, конечно, большого интереса не вызывают, хоть и хочется понять, чем руководствовалась эволюция, загоняя их в этот влажный мрак.
Когда мы вылезли из канализации, уже наступил вечер, хотя по ощущениям прошло не больше часа. Цель по новизне ощущений была достигнута. За 2 часа времени и 3 километра расстояния.
Фото: Соломия Бучинская
#диггеры #подземноецарство #движениевниз