Построенный в 1933 году на верфях Гамбурга, барк служил учебным судном ВМС третьего рейха. Он относится к известной серии из пяти судов, построенных на верфи "Блом и Фосс". Все пять судов серии весьма близкие по своим характеристикам, занимают видное место в парусном мире. Барк был заказан Имперским флотом Германии (Рейхсмарине), срочно искавшем замену учебному трехмачтовику «Ниоба» (нем. Niobe), который, попав в сильнейший шторм в проливе Фемарн-Бельт, опрокинулся и затонул в июне 1932 года. Заказ под № 495 был размещен на гамбургской верфи «Bloom und Voß», при этом значительная часть стоимости проекта была покрыта целевыми средствами, собранными «Флотским союзом немецких женщин» и «Немецким флотским обществом». Корпус судна стальной, клепанный, двухостровного типа с удлиненным баком и ютом, и двумя непрерывными палубами. Длина судна 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра. Имеет грузовместимость 1510 тонн. Высота главной мачты с 23 парусами - 41,3 метра. Корабль получил название «Gorch Fock» в честь знаменитого немецкого мариниста - именно так подписывал свои романы популярный немецкий писатель Ганс Кинау. Ежегодно корабль совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и еще один дальний - через Атлантику. Постоянная команда - 60 человек, плюс 180 кадетов. «Корабль мечты» - так его называли не только в Германии, но и за границей. ВМС Третьего рейха использовали его в рекламных целях, чтобы привлекать курсантов - походами и морской романтикой. После начала Второй мировой войны корабль, как и оба его побратима «Хорст Вессель» и «Альберт Шлагетер», служил, главным образом, плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля, и лишь изредка использовался как учебное судно. Затем он был переведен в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минеров. Команду сократили до 23 человек. В начале апреля 1944 года была предпринята попытка возобновить морские курсы. Однако приближение фронта изменили первоначальные планы. На исходе Второй мировой войны барк был отбуксирован к острову Рюген, где с него частично был снят такелаж. 30 апреля 1945, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. По окончанию войны барк достался СССР по Договору о репарациях. В 1947 г. парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung». В том же году на ростокской верфи «Neptun» ему был обновлен корпус, а затем, в 1947-1951 гг., он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре. В 1949 году на нем была повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 - барк приняла советская команда. К осени того же года он прошел в Лиепаю (Латвия). Там судно оснастили новым парусным вооружением и укомплектовали штатом. Моряков, знающих парусное дело, были единицы, а курсанты, которые прибыли на практику, нуждались в обучении. Дважды «Товарищ» выходил в Балтийское море, чтобы команда научилась ходить под парусами. Во время второго похода барк чуть не перевернулся: из-за не вовремя убранных парусов судно достигало крена в 48 градусов. 8 июля 1951 «Товарищ» вышел из Ленинграда под командованием капитана И. В. Трескина и, пройдя вокруг Европы, с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул, 28 августа прибыл в Одессу. А уже 6 сентября 1951 г. с новой группой практикантов судно снялось в Очередной рейс - по Черному морю. Благодаря ходатайству бывшего секретаря обкома партии Херсона Григория Гришко, настоявшего на передаче парусника старейшему на юге страны морскому учебному заведению, местом постоянной приписки «Товарища» в 1951 году стал Херсон, парусник был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта и становится базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. Тысячи курсантов херсонской «мореходки» с умилением вспоминают месяцы практики на барке. Подсчитано, что прошли практику на «Товарище» свыше 15000 курсантов, полторы тысячи из них стали затем капитанами. Два последних десятилетия бессменным капитаном корабля был Олег Ванденко, выпускник Херсонской мореходки. По его словам, только учебный поход на парусном корабле может стать для курсанта подлинной школой мужества. "Школа мужества" - отнюдь не красивое выражение. Уверенно хозяйничать на реях во время шторма на высоте десятков метров над ревущим морем способен далеко не каждый.
Не раз случалось, что после рейса на "Товарище" несколько курсантов подавали заявление об отчислении, честно сознавшись в том, что выдержать такие испытания им оказалось не по плечу. За свою долгую жизнь барк оставил за кормой более 500 тысяч морских миль - путь, равнозначный 12 кругосветкам по экватору. Он посетил 87 стран мира, бросал якорь в более чем в ста портах. Первое значительное плавание парусника под советским флагом состоялось в 1957 году под командованием опытного парусного капитана В. В. Васильева. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий капитан «Товарища». Рейс был из Черного моря через Атлантический океан вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу. 12 июля 1972 году вышел из Одессы в трансатлантический рейс - до Бермудских островов (с заходом на о. Тенерифе), стоянка в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор (на обратном пути попал в ураган «Кери»). Не покидая основного места работы, «Товарищ» в 1976 году снова вышел на стартовую линию всемирных гонок парусных судов. Бороться за первое место барку было труднее, чем два года назад. Дело в том, что состязаться вышли его родные братья - «Игл» и «Мирча», а также тёзка по его первому имени - «Горх Фок» (ФРГ). И хотя родственники выступили неплохо, а «Горх Фок» на третьем этапе гонки даже пришел первым, «Товарищ» по сумме набранных очков занял первое место в своём классе и абсолютное в общем итоге. Его кают-компанию украсили призы: большой уникальный разнос, модель парусника и сувенирный барометр. Победа далась нелегко. Об этом говорит следующий факт: в штурманской рубке барка висела таблица, в которой указывались варианты несения парусов при ветрах различной силы, обеспечивающие безопасность плавания. Тогда в регате при ветре в 7 баллов (допускаемая парусность - 20% от общей площади) «Товарищ» летел на всех парусах! Барк выдержал ветер и не подвёл капитана. А победителей не судят. В 1983 году «морской волк» отметил своё 50-летие. Незадолго до этого (1980 год) парусник прошел серьёзный курс «лечения» на югославских верфях. И, хотя у «Товарища» не иссяк «порох в пороховницах», гонять по морям и океанам, оспаривая призы у своих более молодых соперников, «врачи» категорически ему запретили. Но и на пенсию барк не собирался. Он продолжал делать свою повседневную работу - ходил в дальние плавания с курсантами Херсонского мореходного училища и других морских учебных заведений. Недавно в одной из газет появилось интервью Валентина Синько, некогда первого помощника капитана «Товарища», а ныне проректора Херсонской государственной морской академии, который долгое время собирал и систематизировал информацию о барке. Он поведал множество интересных фактов о судне. Так, рейс «Товарища» ежемесячно обходился Советскому Союзу в порядка $ 100 тысяч. Это вода, топливо, питание экипажа, заход и выход из порта, лоцманские сборы, зарплата штатному экипажу, которая, впрочем, всегда была достаточно скромной. И если в других странах учебные парусные суда принадлежат финансово независимым военно-морским силам, то советское учебное судно согласовывало свою работу с планами Министерства иностранных дел по команде из Москвы. Средства на ремонтные работы и прочие расходы выделяло Министерство финансов СССР. Ну а, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому барк «Товарищ», наряду с учебными программами, параллельно использовали и в дипломатических целях. К примеру, для встречи наших дипломатов с членами правительств иностранных государств в неофициальной обстановке на «нашей» территории, где гарантированно не было «лишних ушей». Тем не менее, «Товарищ» всегда был единым целым с херсонским училищем, а жизнь его, овеянная морской романтикой и многочисленными победами в международных регатах, представляла собой неотъемлемую часть города. Без преувеличения, почти весь Херсон собирался на набережной проспекта Ушакова, когда белоснежный красавец возвращался домой. Вот только мало кто видел за его внешней красотой и образцовым порядком, как парусник всё больше старел год от года. По возвращении в Херсон капитан Олег Ванденко доложил руководству училища, а потом и первому секретарю Херсонского обкома партии Андрею Гиренко о проблемах судна. К тому времени «Товарищу» уже исполнилось 60 лет - почтенный возраст для парусного судна. Партийный руководитель области высказал мысль о том, чтобы ввести парусник в имеющийся на городской набережной «карман», где установить его на «вечный прикол». Сам же «карман» залить бетоном. Нужно было принимать ответственное решение, так как с каждым днем проблемы «Товарища» усугублялись. Пришвартованный у стенки в районе элеватора барк дал течь, найти и устранить которую не удавалось. За сутки в трюм поступало до метра забортной воды. Это уже потом, на ремонте, в сухом доке обнаружили аккуратную дырку в днище - результат ежедневного замера уровня воды. Груз, опускаемый в одну и ту же точку в трюм для замера, за 60 лет пробил корпус судна! В принципе, и удивляться было нечему. Металл, поддающийся коррозии, в некоторых местах был настолько тонок, что порой, сбивая ржавчину с бортов, пробивали его насквозь. К сожалению, определенного решения по судну так и не приняли. Единственной возможностью отсрочить его гибель был капитальный ремонт за границей. Однако в стране уже начался раздел имущества меж независимыми государствами...