София Венедиктова
Пришла весна
НЕТ НЕКРАСИВЫХ ЖЕНЩИН
ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ
БЫТЬ КРАСИВЫМИ
ВСТРЕЧА
Плиты тротуаров, стены домов , поток автомобилей - все сияло и искрилось в ярких солнечных лучах. На уличных лотках "расцвели" первые весенние цветы, над витринами магазинов появились яркие тенты.
Анна шла не спеша, легкой походкой, ее радовали первое, но-весеннему ласковое солнце, хорошо сшитый костюм и что там скрывать, взгляды мужчин, с интересом останавливающиеся на ее стройной фигурке. От приколотого к отвороту букетика фиалок исходил тонкий аромат.
В толпе прохожих спешащих по улице, внимание Анны привлекла женщина, идущая усталой походкой. Темные очки, бесцветные волосы, забранные на затылке небрежным узлом. Пальто висит мешком. Анна прошла было мимо, но вдруг..
- Анна! - окликнула ее незнакомка.
Анна остановилась.
-Ты меня не узнаешь? Это, наверное, из-за очков, - и она быстрым движением сняла их.
Анна смутилась. Она по-прежнему не могла вспомнить эту женщину с невыразительной наружностью и, как показалось Анне, неопределенного возраста. А ведь они, судя по оживлению этой женщины, хорошо знакомы.
Какая нелепая ситуация!
На всякий случай Анна улыбнулась и воскликнула:
-Ну что ты! Я тебя сразу узнала. -И тут же перешла в наступление: -Как у тебя дела? Где ты теперь живешь? Как ваши, здоровы? (Теперь кое-что должно проясниться.)
Незнакомка невесело усмехнулась.
-Ах, у меня ничего интересного. Живем с мужем и с ребенком в Варшаве. А ты, Анна, совсем не изменилась. А ведь сколько лет прошло..
Последний раз мы виделись после твоей защиты диплома. Это было десять лет назад. Помню, на тебе тогда было красивое синее платье. Недавно в Катовицах я встретила Барбару Оленскую, мы с ней о тебе вспоминали.
Барбара-подруга студенческих лет. Анна перебрала в памяти всех 35 девушек со своего курса.
Они медленно шли к Уяздовским Аллеям. Вдруг Анна вспомнила. Ирена! Ну конечно же, Ирена. Только что с ней случилось? За 10 лет она постарела на 20.
-Я так рада, что мы встретились. Расскажи мне о себе подробней. У тебя дочь или сын? Где работает твой муж? Давай пройдемся по солнышку и поговорим. Знаешь, я обожаю солнце. - Она пыталась, свои оживлением и сердечностью сгладить первую неловкость и замешательство.
Последнее время Анна довольно часто встречала своих сокурсниц, но ни одна из них не изменилась так сильно. Ей стало жаль Ирену. В этот яркий весенний день она выглядела особенно бесцветно и уныло.
-Что же мне рассказать о себе?
У меня не произошло никаких интересных событий. -Ирена явно хотелось погасить оживление Анны. - У меня шестилетний сын. Квартира у нас хорошая. Я не работаю. Ведь готовка, уборка, стирка не называется работой. Правда, иногда я немного подрабатывают машинописью, но это крохи, потому что, во-первых, я не люблю стучать по клавишам, во-вторых , домашнее хозяйство занимает уйму времени, а печатать все просят очень срочно.
-Ну, знаешь, моя дорогая, у тебя просто прекрасная жизнь! Ты, должно быть, очень счастлива. Оглянись вокруг! Пришла весна! Варшава так прекрасна..
-Знаешь, Анна, мне моя жизнь не кажется такой уж прекрасной. Такая скука! Каждый день одно и то же..
-Как ты можешь так говорить! - воскликнула Анна, - да ещё в такой день! Посмотри, как светит солнце, как тепло! Мне как будто хмель ударил в голову. Весь смир хочется обнять. Нет, я тебя расшевелю, вот увидишь!
Ирена скептически улыбнулась.
-Ты хочешь меня расшевелить? А зачем? - она пожала плечами. - Я уже ничего хорошего от жизни не жду и чувствую себя усталой старой женщиной.
-Старой женщиной? Это ещё что за новость? Мне не понять такое определение. Мне кажется, что все мы делимся на девушек, женщин и старух. Надеюсь, ты себя не относишь к последним? Я думаю, ты себя просто настроила на такой лад. Нет, моя дорогая, в твоем возрасте ты просто не имеешь на это право. Кроме того, ты таким образом старишь и меня, тво ровесницу. Я на это не согласна. Я молода и намерена таковой оставаться как можно дольше.
-Зачем ты сравниваешь? Ты - совсем другое дело! У тебя прекрасная фигура, роскошные волосы, одеваешься,наверное, у лучшего портного. Право, трудно сказать, костюм тебе идет или ты ему.. На тебя смотреть приятно, что , впрочем, многие с удовольствием и делают.
-Хорошо, хорошо, Ирена, - весело прервала ее Анна, - стоит только захотеть, и ты будешь выглядеть очаровательно. Я из тебя сделаю настоящую женщину. Вот увидишь! Обещай мне только безоговорочное послушание , - она шутливо погрозила пальцем. - Для начала хорошенько запомни: самым действенным оружием, которым сражались на протяжении веков и которое одинаково хорошо действует как в атаке, так и в обороне, является улыбка. Многие, правда, чаще пускают в ход слёзы, но лично я против такой тактики. Во-первых, слёзы действуют не на каждого тирана, во-вторых, очень трудно заставить себя заплакать в нужный момент, в-третьих они наносят непоправимый урон нашей красоте.
Улыбка же совсем другое дело. Это ведь так просто: незначительное сокращение некоторых мышц лица, мягкий взгляд из-под ресниц и дело сделано - объект погиб.
Улыбка действует на всех: на твоего начальника, на кондуктора в трамвае, на парикмахера и - что самое главное - на собственного мужа. Могу голову отдать на отсечение, что ты последнее время слишком редко улыбаешься мужу. А зря. Муж, которому жена улыбается недостаточно часто, может в конце концов забыть, что он мужчина.
Ирена засмеялась.
-С сегодняшнего дня начинаю регулярно улыбаться мужу, - весело сказала она. Потом вздохнула: - Вот только со здоровьем у меня в последнее время не всё в порядке. Ноги болят. Не привыкла я много ходить. И потом некрасивые они у меня.
-Красивые ноги? - Анна нетерпеливо махнула рукой. Женщина может иметь не самые красивые ноги, но она обязана следить за ними, одевать их красиво, уметь на них ходить и вообще знать, что и когда с ними делать.
Сейчас я тебе всё подробно объясню.