Более тысячи лет насчитывает счастливая история Древнегреческого и Древнеримского театра. Представления стали неотъемлемой частью культуры и жизни общества. Драматурги были властителями дум и влияли на течение повседневной жизни своими философскими или сатирическими пьесами. Казалось, так будет всегда, но закат театра произошел гораздо быстрее, чем его расцвет.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
В середине первого тысячелетия Рим рухнул под натиском варваров, и великие искусство и театр перестали существовать как искусство светское, уйдя в лоно церкви. Единственное, что было одобрено могущественной Церковью — духовные драмы, или мистерии, которые развились из литургических песнопений. Поначалу мистерии исполнялись лишь духовными лицами, церковными хорами мальчиков, монахами и послушниками; позднее в них стали принимать участие и простые горожане.
Средневековая мистерия
В то же время, продолжали существовать и народные представления, которые исполнялись странствующими актерами и музыкантами (трубадуры, труверы, миннезингеры), а в России – скоморохами и гуслярами.
Однако судьба актеров была в это время весьма незавидна. Надо было очень любить искусство, чтобы под угрозой насилия и преследования, продолжать высмеивать человеческие пороки и недостатки. Пример этого можно увидеть в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев», где опричники по доносу хватают скомороха (в блестящем исполнении Ролана Быкова) и жестоко расправляются с ним и его гуслями. Даже музыкальные инструменты были под запретом.
Исполнение мистерий и интермедий постепенно потребовало наиболее подходящих исполнителей, поэтому менестрели и инструменталисты стали объединяться в своеобразные братства и общества. Они переходили из города в город, давая представления и находя новые темы для своих комедий, моралите* и пасторалей.
*Моралите (от латинского «нравственный») — драматическое представление в эпоху Средневековья и Возрождения, отколовшееся от мистерии (жанра более грандиозного, чаще созданного на библейский сюжет) в самостоятельный жанр. Моралите трактует сюжет с помощью аллегории — героями в нем оказываются не люди, а их типы, профессии, понятия и поступки.
В пьесе Шекспира «Гамлет» есть сцена прихода бродячей труппы артистов в замок датского короля, которых узнает Гамлет, видевший их игру во время обучения в европейском университете.
В Англии в XVI веке впервые появились профессиональные артисты (танцоры, музыканты, акробаты и фокусники), которые совершали поездки в Европу – Данию, Голландию и Германию, где у английских артистов было много поклонников. Простой народ обожал фарсы, карнавальные и комедийные представления, из которых произошли «комедия дель арте» и карнавальные игры.
А при дворах и среди знати все более популярными становились как раз «моралите», адресованные образованной публике, а также «пасторали» - трогательные и милые истории о любви и красоте, получившие свое название от пастушек и пастухов – героев этих представлений.
В XVII веке компании странствующих английских актёров являются повсюду на континенте в Бельгии, Моравии, Польше, быстро приобретая популярность под именем «нидерландских» компаний, так как в Среднюю Европу они направлялись обыкновенно через Голландию. Несмотря на то, что эти труппы состояли из англичан и давали свои представления на родном языке, они привлекали зрителей, даже не понимавших языка: музыка, пение, танцы и клоунада были понятны и без перевода.
После Тридцатилетней войны английские комедианты сошли со сцены, но к тому времени в их труппы влились местные (немецкие, голландские) актеры, да и англичане овладели европейскими языками. Английские артисты утвердили на европейской сцене особенный репертуар, отличавшийся от немецкой школьной драмы как формою, так и содержанием пьес. Англичане вообще черпали вдохновение для своих пьес из летописей истории, рыцарских романов, легенд, народных преданий, старых баллад, итальянских новелл, английских хроник и т.д. и свободно обрабатывали выбранный сюжет, заботясь только о уровне сценического эффекта. Высшие формы светской драмы начали развиваться под влиянием античной драмы.
В Испании и Англии благодаря великим поэтам (Лопе де Вега и Шекспиру) драма приняла истинно национальный характер и достигло в первой половине XVII в. небывалого расцвета.
В Италии и Франции сценическая трагедия, подчинилась влиянию псевдоклассического театра и отличалась искусственностью декламации, пафосом трагических речей, вычурною напыщенностью и условностью движений и жестов.
Переворот в актерском искусстве совершил знаменитый Тальма, придав игре больше естественности, а дикции — больше простоты. Его игра, создала школу трагической игры, которая сохраняется до известной степени и теперь в игре французских и немецких трагиков. Последователи Тальма (прежде всего, Сальвини, Росси, Дузе) создали реалистическое направления в театре и соответствующие ему приёмы игры, что подводит нас к современному этапу развития Театра и актерского искусства.
——————————————————————————————————
Другие статьи автора:
——————————————————————————————————
Канал «Поэтический кабачок»:
Страничка на «Меценате» — месте, где поддерживают творческих людей
——————————————————————————————————
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊